МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
15 Декабря 2024 года

3-е Воскресенье Адвента



23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.

Помнится, я уже рассказывал Вам о весьма необычном и мрачном литературном произведении: "Письмах Баламута" христианского писателя и апологета К.С. Льюиса. Это серия писем, написанных от лица старого и опытного беса (Баламута), дающего наставления бесу молодому и неопытному о том, как сбить человека с Истинного пути. И вот, в процессе развития сюжета искушаемый этим молодым бесом человек обращается ко Христу и находит для себя то, что мы сейчас называем "малой группой" - ближайший круг христиан, с которыми он посвящает время молитвам и изучению Писания.

Опытный бес по этому поводу пишет вот что: "Самое плохое в том круге, где вращается твой подопечный, то, что они только христиане. Разумеется, у всех у них есть и индивидуальные интересы, однако связывает их вера. Мы же, если люди становятся верующими, хотим держать их в том состоянии, которое я называю «христианство и…». Ты понимаешь? Христианство и кризис, христианство и новая психология, христианство и новое общество, христианство и исцеление верой, христианство и вегетарианство, христианство и реформа орфографии. Если уж приспичило быть христианами, пусть будут христианами с оговоркой. Пусть для них заменой самой веры будет какая-нибудь мода с христианской окраской" (Письмо 25).

Надев литературную маску беса, Льюис здесь поднимает весьма важную проблему: проблему человеческой идентичности. Проще говоря, проблему человеческого самоопределения. Мы - люди - социальные существа, поэтому для нас важно соотносить себя с той или иной группой. И от того, как человек ответит на главный вопрос в своей жизни - "Кто я есьмь?" - будет зависеть и то, как и вокруг чего человек будет свою жизнь выстраивать. А выстраивать люди могут вокруг самых разных предметов или явлений. Кто-то - на основе национальной идентичности, кто-то - на идентичности профессиональной, кто-то вообще - на поддержке той или иной футбольной команды.

Однако, вот вопрос: как нам, Христовым верным, следует отвечать на этот вопрос: "Кто я?"?. Что для нас должно быть тем самым основанием, на котором нам следует строить свою жизнь?

Ответ даёт нам Апостол в тех словах Послания к Галатам, которые мы с Вами сегодня услышали: "Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники" (Галатам 3:26-29).

На первый взгляд может показаться, что Апостол здесь использует своего рода риторический приём, преувеличение. Например, он говорит, что "нет мужеского пола, ни женского". Однако, по факту, все мы, крестившиеся во Христа, остаёмся или мужчинами или женщинами и от этого никуда не деться! Так что же здесь имеет в виду Апостол?

Центровая тема Послания к Галатам - оправдание по вере в Иисуса Христа, независимо от дел Закона. Божий Закон - говорит Апостол - важен, но Закон не может принести нам - грешным людям - оправдания перед Богом. Такое оправдание даёт человеку исключительно вера во Христа как Мессию и спасителя мира. А значит и его - человека - личного спасителя.

Именно поэтому Павел называет закон "детоводителем ко Христу". То слово, которое в Синодальном переводе передано как "детоводитель", в оригинале звучит для нас с Вами очень знакомо: "педагог". В те времена так называли раба, который был приставлен присматривать за несовершеннолетним ребёнком (чтобы тот не натворил дел). То есть мысль Апостола в данном случае такова: Закон имеет внешнюю, ограничительную функцию. Закон - как суровый надсмотрщик.

Однако, подобно тому, как ни один раб-надсмотрщик (педагог) не может просто взять некоего произвольного ребенка и сделать его сыном своего Господина, так и Ветхозаветный Закон - по мысли Св. Павла - не может принести человеку единство и мир с Богом. Такой мир и единство может дать только вера во Христа. Потому Апостол и говорит: "все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса".

Дар Спасения, который Христос принёс всему человечеству - дар универсальный, Он предназначен людям всех народов и племён, а значит старые межэтнические барьеры должны быть упразднены. Если идентичность христианина - говорит Павел - основана на вере во Христа, то эта вера должна объединять христиан, а не разделять. Мысль Апостола в данном случае проста: именно вера во Христа как Спасителя - то, что объединяет во Христе христиан из иудеев и христиан из язычников.

А из апостольских посланий и из книги Деяний мы знаем, что взаимоотношения христиан из иудеев и христиан из язычников были для древней церкви большой проблемой. Очевидно, многие обращенные из иудеев (а на ранних этапах истории Церкви таковых было большинство) продолжали строить свою идентичность именно на своём иудействе. Павел всё в том же послании к Галатам отмечает, что в этом был замечен даже Пётр: "До того, как туда прибыли люди от Иакова, он принимал участие в общих трапезах с бывшими язычниками, а когда те явились в Антиохию, пошел на попятную и отделился из страха перед сторонниками обрезания" (Галатам 2:12, перевод РБО).

И вот, вполне вероятно, что в галатийской общине были и такие христиане, для которых самым важным в их идентичности была именно верность Вехозаветному Закону. И именно это и представляло духовную опасность. Потому что это было то самое "христианство и...", о котором говорил Баламут у Льюиса. "Христианство и ... моя иудейская идентичность", "христианство и ... традиции моих славных предков", "христианство и ... моё генетическое происхождение от праотца Авраама".

Вот именно против этого и выступает Павел. Потому что если прежние барьеры, до этого разделявшие людей, ещё не разрушены - значит живут эти люди так, как будет пришествия Христа вовсе и не было. Как будто мы всё ещё под руководством того самого детоводителя. И всё, что нам нужно - это послушание педагогу, а не мир и единство с нашим Небесным Отцом.

И вот, Павел выступает решительно против такого подхода. У всех у нас - говорит Павел - есть те или иные особенности нашей биографии, тот или иной, как сейчас говорят, "бэкграунд", та или иная личная история. Если человек генетически является евреем - он потомок Авраама и от этого никуда не деться. Это отличает его от не-еврея. Потомок Авраама не может простым усилием воли изменить свою генетический код, чтобы перестать быть таковым. Точно так же как мужчина не может простым усилием воли изменить свои гены - так чтобы его мужские хромосомы XY стали женскими хромосомами XX.

Итак, различия между христианами остаются. Вопрос в том, должны ли они иметь для нас решающее значение? Ответ Апостола однозначен: нет! Потому что: "... Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе".

Спасительная Миссия Христа - говорит Апостол - настолько важна и универсальна, что рядом со Христом все наши старые различия отходят на второй план. И точно так же рядом с верой во Христа - христианством - должны уходить на второй план любые "и...". Иначе это уже - как хорошо сформулировал тот же бес Баламут у Льюиса - "мода с христианской окраской", а не подлинная вера.

Почему эти слова Апостола так важны для нас с Вами, дорогие братья и сёстры?

Потому что (как я уже неоднократно говорил) в мире существует множество дешёвых подделок под христианство. Существует множество тех самых "христианств и...". То есть таких систем веры, в которых Спасение во Христе вроде бы и есть, но оно как-то... отходит на второй план. А на первый план может выйти всё что угодно.

Есть, например, такое явление, как христианский национализм. То самое "христианство и... моя национальная идентичность". В такого рода "христианской" вере человек определяет себя не как спасенный и искупленный Христом, но прежде всего как представитель той или иной нации: как поляк, русский, американец и т.д. Пришедший недавно к власти в США Дональд Трамп в своей избирательной кампании во многом опирался именно на таких "христиан и... американских патриотов".

Или, например, в Латинской Америке второй половины XX в. было такое богословское движение как "теология освобождения" - попытка синтезировать христианскую веру с марксизмом. Христианскую веру такие "теологи" воспринимали прежде всего как инструмент освобождения неимущих классов от экономического гнёта.

Словом, такого рода "христианств и..." существует множество. Перечислять все эти "вариации на тему" здесь не хватит места. Важно другое: любого рода такие подделки, любые "христианства и..." - как раз следствие того, что люди забывают простые и ясные слова Апостола: "Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись".

И вот нам с Вами, дорогие братья и сёстры, эти слова Апостола забывать нельзя. "Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись".

Если уж мы с Вами искуплены Христом, то именно Спасение и Искупление во Христе должно быть для нас с Вами тем, на чём основывается наша идентичность. И любое "христианство и..." нам следует воспринимать как грубую подделку под Христову веру. Каковой оно, в сущности, и является.

Во времена Апостола были люди, для которых их верность Ветхозаветному закону и традициям их предков были настолько важны, что само Искупление во Христе отходило для них на второй план. Они считали возможным выделять себя в совершенно отдельную группу, так что с "другими" христианами, (христианами из язычников) они не соглашались участвовать даже в братской трапезе, которая в те времена была основой общинной жизни. Павел решительно выступает против такого подхода: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе".

И Павел здесь выступает против того самого искажения христианской веры, которое много веков спустя К.С. Льюис назовёт "христианством и...", определяя такую "веру" очень точно: это не подлинная вера во Христа, это просто приходящая и уходящая мода с христианской окраской. Потому что там, где есть подлинная вера во Христа, там и каждый верный определяет себя именно как христианина. А значит и все прочие случайные признаки уходят для такого христианина на второй план и уже не имеют для него решающего значения. И нам, дорогие братья и сёстры, никогда не следует об этом забывать - чтобы выстраивать наши жизни именно вокруг Крестной Жертвы Христа и универсальности того Искупления, которое Он принёс всему человечеству, а значит и каждому из нас. Чтобы не сосредотачиваться на барьерах, которые нас, людей, разделяют, лучше сосредоточиться на Христе, который нас объединяет: "Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники." Аминь


Другие проповеди по этому же поводу:

17 Декабря 2023 - 3 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
11 Декабря 2022 - 3 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
12 Декабря 2021 - 3 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
13 Декабря 2020 - 3 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
15 Декабря 2019 - 3 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
16 Декабря 2018 - 3 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
11 Декабря 2016 - 3 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
13 Декабря 2015 - 3 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
14 Декабря 2014 - Предшествовавший Иисусу. Проповедь на 3-е воскресенье Адвента (Пастор  Г. Азиков)
15 Декабря 2013 - 3 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
16 Декабря 2012 - 3 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
11 Декабря 2011 - 3 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)