МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
11 Декабря 2016 года
3 воскресенье Адвента
Римл.15, 4-9
А всё, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию. Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных - ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников - из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему.
В два предшествующих воскресения Адвента, равно как и ранее, мы говорили о Втором Пришествии. В столь частом обращении к этой теме нет ничего удивительного. Во-первых, сейчас время Адвента, а во-вторых, Церковь, если это, конечно, Церковь Иисуса Христа, а не нечто иное, должна говорить о Втором Пришествии, ибо таковое есть одна из основ нашей веры. Исповедуя его, мы тем самым исповедуем возвращение Господа, Его воцарение и завершение процесса нашего спасения, реализующееся в нашем вхождении в Божье Царство. Второе Пришествие является событием, окончательно завершающим историю нынешнего мира и открывающим историю нового творения, новых небес и новой земли, к которым мы стремимся. Поэтому, если устранить тему Второго Пришествия из нашего бытия, то из такового пропадает всякий смысл – стремиться становится не к чему. Истинно верующий ждёт возвращения Господа с таким же нетерпением, с каким ждали его Апостолы, ибо таковое возвращение означает окончательное воссоединение со Христом, окончательное очищение от всего недолжного, окончательное устранение зла. Но увы, со времени Вознесения Господня прошло уже столько лет, а Второго Пришествия всё нет. Между тем, зло растёт, безверие и греховность умножаются, а мир давит изо всех сил, принуждая к компромиссам. Всему этому очень трудно противостоять – настолько трудно, что порою впадаешь в отчаяние, ибо кажется, что впереди ничего нет; что жизнь на земле есть не более чем набор случайностей и бессмыслиц, ведущих в никуда – в смерть и распад. Дьявол же, который никогда не уходит в отпуск, искусно пользуется таким настроением, стараясь усилить его, чтобы окончательно сбить с пути, увлечь в погибель. Поэтому очень важно не поддаваться дьяволу, не поддаваться унынию. Но как? Об этом говорить нам Ап.Павел: «…всё, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду». Т.е. он предлагает нам опираться на Слово Божие. Почему именно на него? Потому что, благодаря ему, мы видим, как исполнялись обетования Бога, хотя между дарованием обетования и его исполнением могло пройти очень много времени. Достаточно вспомнить обетование о том, что в последние времена Бог соберёт рассеянный народ на его земле. Это пророчество было изречено за несколько столетий до Рождества Христова, а исполнилось только в 1949 г., когда на карте мира появилось государство Израиль. Божьи планы осуществляются, но по нашим меркам не быстро, ибо у Бога Свои понятия о времени. И чтобы не впасть в греховное уныние, надлежит помнить, что всё сказанное Богом исполнится и исполнится именно так, как было сказано. А помнить сие нам помогает Св.Писание, благодаря которому мы укрепляемся в вере и сохраняем надежду, терять которую нельзя ни в коем случае. Однако, в нынешней ситуации нельзя терять не только надежду, но и единство, о котором Павел говорит нам: «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа». Но что такое единомыслие, то единство, которого нельзя терять?
По каким-то причинам единство Церкви, единомыслие, воспринимается в первую очередь, как идентичность обрядов или догматов, установленных людьми. По какому чину у вас епископов ставят? – ах не по такому как у нас? – так у вас не епископы, а самозванцы. У вас верят, что Дева Мария не имела на себе первородного греха? – Нет? Ну так вы вообще секта! И т.д. Если двигаться таким путём, то никакого единомыслия не будет в принципе, зато разделений и взаимной ненависти будет сколько угодно. Но единомыслие отнюдь не во внешних действиях, не в обрядах. Когда я был в Тезе на занятиях, проводившихся братьями, то о таких сущностях там вообще не говорилось. Зато говорилось о воплощении, служении, смерти и воскресении Христа, о даруемом Им оправдании. И что же? На этих занятиях находились люди разных исповеданий, однако никакого разделения между ними не наблюдалось. Более того. Потом они вместе причащались. Почему? Потому что, что когда заходит речь о жизни, смерти и воскресении Христа, все наши разделения теряют смысл, становятся ничтожно малой величиной. Ты воочию видишь, что важно лишь одно: личность Иисуса и Его спасительное деяние, Его жертва. Потому что именно этой жертвой и только лишь ею мы обретаем возможность спастись. А жертва Христа одна. В отличие от этой жертвы обрядов много, они различаются, но, являясь продуктами человеческого творчества, на спасение не влияют, поэтому несущественны и должны стоять на втором и на третьем плане. Беда христиан как раз в том, что это второстепенное они поставляют на первое место. А поступают так потому, что забывают, кто они такие на самом деле. Кто же мы такие? Ничтожные, погибшие создания, погрязшие в беззаконии грешники, спасаемые исключительно милостью Бога. Поэтому надо не грызться между собою, как собаки на мусорной свалке, а, исполнившись ужаса перед собственной обречённостью, воздавать хвалу Богу за данную Им надежду на спасение, на участие в Его Царстве и идти к этому Царству, всемерно поддерживая друг друга.
Люди мира всегда будут делиться на своих и чужих. Мы не имеем на это права. Каждый, кто исповедует Иисуса Христом и Единосущным Сыном Божиим, есть наш брат. Тот, кто не имеет такого исповедания, есть не враг, а заблудший. Христос умер за грехи всего мира – в том числе и за тех, кто Его не знал. Достаточно вспомнить, что в момент Его смерти число верующих в Него вообще было ничтожно малым – чуть больше ста человек. Поэтому неверующий во Христа для нас не враг, а объект для миссии. Мы призваны относиться к ближним с божественной любовью, агапе, т.е. непреодолимой благожелательностью. А для пребывающего в вере и в Божественной любви второстепенные сущности не имеют значения. Все человеческие традиции не имеют значения. Значение имеет лишь одно – исповедание Иисуса Христом, Единосущным Сыном Божиим. Если есть такое исповедание, да ещё и агапе впридачу, то достичь единомыслия не так уж и сложно. Павел говорит: «Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию». Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками, Христос принимает нас в Своё Царство. А если Он принимает, то какое у нас может быть основание не принимать ближних, верующих в Господа и уповающих на Него?
Павел писал в общину, где ситуация была очень непростой, ибо римская церковь состояла из бывших иудеев и бывших язычников. И, хотя и те и другие уже были во Христе, иудеи смотрели на язычников не очень благожелательно, не считая их равными себе. Основания для этого у них были, т.к. Христос пришёл к ним по обетованию, в то время как язычникам Он открылся по милости, о чём говорит нам Павел: «Иисус Христос сделался служителем для обрезанных - ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников - из милости, чтобы славили Бога». У нас совершенно другая ситуация, потому что все мы: и лютеране, и православные, и католики, и баптисты и т.д., пришли ко Христу из язычества – никто из нас, за очень небольшим исключением христиан-евреев, не принят по обетованию – только лишь из милости. Поэтому когда, например, православные превозносятся над другими христианами, оперируя аргументами типа «у нас вера чище и книги полнее», то получается ситуация, описываемая изречением «один нищий повесил портянки сушить, другой нищий эти портянки украл». Я знаю лютеран, которые всерьёз считают, что они – самые правильные христиане, а остальным ещё расти и расти. Но вся эта человеческая правильность перед Богом не стоит ничего. Как было сказано в начале, все мы не более чем грешники, все мы лишены славы Божией. Мы настолько грешны, что умудряемся грешить даже церковностью. Но так быть не должно. Мы все – подсудимые на Божьем суде. Получить оправдание на этом Суде можно исключительно по милости. Великая радость, равно как и великая скорбь, объединяют самых разных людей в едином переживании. Поэтому всем христианам надлежит соединиться в скорби о своих грехах и в радости о Божьей милости. Объединиться в прославлении Бога, причём прославлять его не тайно, а явно, дабы и другие могли приобщиться к этой милости, ведущей от смерти к жизни! «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.» Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
15 Декабря 2024 - 3-е Воскресенье Адвента (Пастор Е. Романенко)
17 Декабря 2023 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
11 Декабря 2022 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
12 Декабря 2021 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
13 Декабря 2020 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
15 Декабря 2019 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
16 Декабря 2018 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
13 Декабря 2015 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
14 Декабря 2014 - Предшествовавший Иисусу. Проповедь на 3-е воскресенье Адвента (Пастор Г. Азиков)
15 Декабря 2013 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
16 Декабря 2012 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
11 Декабря 2011 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)