МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
15 Декабря 2019 года
3 воскресенье Адвента
Мф. 11:2-10
Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится обо Мне.
784 г. от основания Рима. Иоанн Креститель, учитель и пророк, брошен в темницу. За какие преступления? За пророчества о Мессии? За указание на Иисуса как на Агнца Божия? За совершаемое им массовое крещение на Иордане или, за советы, которые он подаёт приходящим к нему просителям? Нет. За вмешательство в личную жизнь власть имущих. Правитель Иудеи, тетрарх Ирод Антипа увёл жену у своего брата Филиппа и женился на ней сам. Мало того. Эта женщина, Иродиада, являлась племянницей как первого мужа, так и второго. Грубейшее попрание установлений Закона. Именно за эту недозволенную связь Иоанн и обличает Ирода, причём публично. Вот почему он арестован и помещён в темницу. Иродиада жаждет крови, однако Ирод не решается казнить человека, которого практически все почитают за пророка. Надо сказать, что при всех жестокостях того времени тюрьмы были более гуманны, нежели современные – они не были изолированы от мира, так что Иоанн может беспрепятственно общаться со своими учениками. От них он узнаёт о том, что происходит в стране, в т.ч. и о деяниях Христа.
Почему указанные деяния вызывают его интерес, почему полученная информация важна для Иоанна? Потому что никто иной как он указал на Иисуса, как на Христа. А кто такой Христос? Победоносный вождь, главное назначение которого, в соответствии с тогдашними представлениями, восстановление израильской государственности. Между тем, происходит нечто странное. Если верить ученикам, Иисус творит поразительные чудеса, явно подтверждающие Его мессианство, но в то же время нет никаких признаков того, что Он собирается исполнять Своё главное предназначение. Может быть, Иоанн ошибся? Это явно тревожит его, поэтому в конце концов он посылает к Иисусу учеников с прямым вопросом: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?». Ответ Спасителя очень интересен. Господь не говорит: да, это Я. Он предлагает ученикам просто сообщить Иоанну факты, которые они могут видеть своими глазами: «пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают и нищие благовествуют». Если учесть, что сказанное является парафразой мессианского пророчества Исайи, то данный ответ равнозначен утверждению, что Иисус действительно Мессия – Тот Самый, Которого с таким нетерпением ожидал избранный народ. Однако, заканчивается ответ Господа совсем интересно: «и блажен, кто не соблазнится обо Мне». Что это значит? Что не будет никакой политической деятельности, не будет никакой священной войны. Мессия пришёл, но не для того, чтобы вести иудеев в бой против римлян. Его Царство не от мира сего. Блажен тот, кто сможет это вместить и останется с Иисусом. Блажен тот, кто не разочаруется и не скажет, что Иисус – ложный Мессия.
Третье воскресенье Адвента, которое мы празднуем сегодня, называется Gaudete, т.е. «радуйтесь». Это один из двух дней церковного года, в которые может быть использован являющийся символом радости розовый цвет. Но ситуация, описываемая евангелистом, выглядит не очень радостной: Иоанн в тюрьме, день его казни приближается, ожидания, возлагаемые народом на Мессию, не оправдываются. Так в чём радость, чему радоваться? Тому, что Мессия действительно пришёл и творит дела, о которых сказано: «слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают и нищие благовествуют». Это не просто сообщение о чудесах. Сказанное Иисусом означает, что в бытии людей, соприкасающихся с Мессией, происходят фундаментальные перемены, благодаря которым не имевшие никакой благой перспективы как бы рождаются заново - рождаются для нового бытия. В особенности сие относится к воскресшим из мёртвых. Что ж, так и должно быть. Мессия-Христос пришёл именно для того, чтобы изменить жизнь человека и дать ей новое начало, открыв путь в Царство Бога. Для Иоанна и для многих других восстановление израильской государственности было конечно куда важнее. Даже апостолы никак не могли отделаться от въевшихся в их сознание традиционных представлений. Вопрос «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты Царство Израилю?» задаётся ими непосредственно перед Вознесением. Но, если посмотреть на историю Церкви, то становится очевидным, что приоритеты изменились очень быстро, так что уже в самое раннее время тема восстановления израильской государственности для христиан утратила всякое значение. Почему? Потому что таковая не имеет никакого отношения ни к вечности, ни к смыслу бытия, ни к прощению грехов, ни к оправданию, ни тем более к спасению. Это чрезвычайно важно и должно быть вполне уяснено. Мессия пришёл не для того, чтобы участвовать в дрязгах человеческой политики; не для того, чтобы поддерживать один народ против другого. Он пришёл для того, чтобы освободить нас от рабской подчинённости этим дрязгам, чтобы возвысить нас, чтобы побудить смотреть не в грязь под ногами, а в небеса. Вот чему надо радоваться, вот чего надо искать у Иисуса. Царства Божия и Правды Его, а не успехов в работе и личной жизни.
Однажды некий король в сопровождении свиты ехал из церкви после богослужения и увидел нищего, просящего милостыню. Этот нищий королю чем-то понравился, он решил его облагодетельствовать и сказал: проси у меня, чего хочешь. На что нищий ответил: «Государь, повели дать мне миску супа». Глупец! Он мог получить столь много, а получил столь мало. Причём исключительно по собственной дурости. Не надо уподобляться этому нищему! Нам открыты и могут быть даны величайшие блага. На них нужно сосредоточиться, их нужно искать, а не продолжать упорно лезть в рабский ошейник, который Иисус пытается с нас снять. Например, в сегодняшней России на наших глазах пытаются превратить христианство в некие «скрепы», т.е. пытаются превратить Церковь в исполнительницу задач по укреплению государственности. Но Иисус дал ясно понять, что укрепление государственности – не Его тема. Христианство вообще не имеет никакого отношения к государственности, потому что стоит выше человеческих перегородок. Христианство – это личная встреча с Богом, это личные отношения с Богом, это устремлённость к вечности, в которой не будет никаких государств, никаких национальностей, но будет один Божий народ во главе с единым Пастырем – Иисусом Христом. Вот о чём следует помнить, чтобы идти в правильном, а не в ошибочном направлении.
Господь и Его Царство уже приблизились к нам. Мы можем уже сегодня, хотя пока что и не во всей полноте, принадлежать вечности, истине и жизни. Воспользуемся тем, что может дать нам Христос и от всего сердца возрадуемся данному, ибо так говорит Господь: «слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится обо Мне». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
15 Декабря 2024 - 3-е Воскресенье Адвента (Пастор Е. Романенко)
17 Декабря 2023 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
11 Декабря 2022 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
12 Декабря 2021 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
13 Декабря 2020 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
16 Декабря 2018 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
11 Декабря 2016 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
13 Декабря 2015 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
14 Декабря 2014 - Предшествовавший Иисусу. Проповедь на 3-е воскресенье Адвента (Пастор Г. Азиков)
15 Декабря 2013 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
16 Декабря 2012 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
11 Декабря 2011 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)