МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
26 Июля 2015 года

8 воскресенье после Дня Св.Троицы


Ин.9, 1-7
Иисус, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошёл и умылся, и пришёл зрячим.

У иудеев были весьма странные, хотя и не слишком оригинальные представления о болезнях, как о наказаниях за грехи. Об этом свидетельствует в т.ч. и вопрос учеников о встреченном ими слепорождённом: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?». Подобные представления вполне живы и сейчас. Есть христиане, считающие, что болезни посылаются Богом в качестве наказания за то или иное недостойное деяние. Правда отсюда неминуемо следует вполне логический вывод о том, что лечиться нельзя, потому что посредством лечения ты пытаешься избежать Божественного наказания, а тем самым только умножаешь свою греховность. Подобные взгляды совершенно несостоятельны. Как мы видим из Евангелия, Иисус опровергает учеников: «Не согрешил ни он, ни родители его». Апостол Павел называет мучившую его болезнь «жалом сатаны», а Книга Откровения называет болезни в числе различных зол, которые исчезнут в Божьем Царстве. Таким образом, Слово Божие говорит нам, что болезни есть зло, которому нужно противостоять. Что, собственно, и делает Иисус, совершая исцеление. Если вы пересмотрите все истории о чудесных исцелениях, совершённых Господом, то увидите, что каждое из них имеет свой контекст, делающий сие чудо весьма назидательным для нас. Чудо, описанное Иоанном, не составляет исключения. Чем же оно актуально и важно для нас? Тем, что сказал Иисус при его совершении: «Доколе Я в мире, Я – свет миру».

​Описывая чудеса Спасителя, евангелист Иоанн не рассматривает их, как некие изолированные акты. Для него эти чудеса пример того, что Бог делает всегда. Так и здесь: Иисус даёт слепорождённому возможность видеть, потому что Он – Иисус – всегда свет миру. Таким образом, исцеление слепорождённого есть символ того, что Иисус, как источник света, даёт людям возможность видеть. Но ведь далеко не все веруют в Иисуса, и никаких видимых проблем для неверующих их неверие не создаёт. Оно не мешает им жить с комфортом, заниматься своими делами, успешно продвигаться по службе и т.д. Что же – все они слепы? Да. Вернее сказать, почти слепы, потому что картину мира они видят, но видят её искажённой. Соответственно, у них смещённая система ценностей, неправильно выстроенные отношения и отсутствие смысла бытия. Некоторое время назад я читал воспоминания Вересаева, дающие картину определённого слоя российской интеллигенции на рубеже XIX-XX веков. Это было время великого брожения умов, приведшего в конечном счёте к событиям 1917-го года. И вот что примечательно: Вересаев описывает людей, принадлежавших к студенческой и литературной среде, которые пытались осмыслить происходящее в России, чтобы понять, где находится их место. Их мысли порою были весьма различны, но в них присутствовала неизменная общая черта – в них не отводилось никакого места Богу. И что же? Процесс мышления заводил в тупик, заставлял метаться в поисках выхода, которого не было. А отсутствие выхода влекло депрессивные настроения, по причине которых кто-то спивался, а кто-то доходил и до самоубийства. Не запутаться было трудно: потребность перемен с каждым годом ощущалась всё сильнее, поэтому на политическом горизонте возникло множество партий, желавших совершить те или иные изменения в обществе ради его блага. Однако, представления об этом благе были самые разные, поэтому между партиями не было единства, они враждовали между собою и разобраться в том, кто действительно может повести ко благу, а потому заслуживает поддержки, было весьма сложно. Так происходит отнюдь не только в политике, но в любой сфере, в которой перед людьми раскрывается множественность взаимоисключающих представлений, являющихся к тому же продуктом их собственного ума. Человек, ищущий в этом хаосе истину, подобен слепому или блуждающему в лабиринте, потому что не имеет абсолютного критерия, с которым можно было бы сопоставить ту или иную идею. И если в твоих построениях нет места для Бога, то ты никогда этого критерия не обретёшь, потому что истина есть только у Бога, и найти её можно только у Христа. Только Христос даёт возможность прозреть и увидеть вещи такими, какими они являются на самом деле, а не такими, какими кажутся. Только Христос являет свет, дающий возможность увидеть, что есть добро, а что есть зло. Только Христос даёт возможность отличить истинные ценности от ложных и, наконец, только Христос даёт возможность познать смысл бытия человека и его назначение в этом мире. Здесь, конечно, можно возразить, что не всё так просто, потому что всяких религий много и они также говорят о разном. Да, это правда – религий много, но истину нам может дать только Христос, потому что только Он есть Истинный Бог и только Его слово есть не слово человеческое, но прямое Слово Божие. Следовательно, сказанное Им есть истина, которой можно следовать без страха и сомнения - истина, которой можно проверять любое явление. Познание этой истины делает человека зрячим и, соответственно, свободным, потому что отныне он может выбирать свой путь сам, а не по указаниям кого бы то ни было – в т.ч. государственных чиновников и идеологов, возомнивших себя властителями душ. Важно понимать, что христианская свобода – это не внешнее, а внутреннее состояние, создающее определённое отношение к повседневности и происходящему в ней, причём свобода эта сохраняется даже при самых неблагоприятных внешних обстоятельствах. ​

Всё сие вроде бы совершенно очевидно. Но почему тогда столь великое множество людей обретается во тьме? Почему в ней пребывают не только неверующие или язычники, но и именующие себя христианами? Увы, в Божьем народе есть люди, считающие себя учениками Господа, однако усвоившие из всей церковной жизни только внешнюю сторону. А внешняя сторона церковной жизни есть дело чисто человеческое. Потому и появляются странные личности, искренне полагающих тех, кто, например, крестится иначе, врагами веры и Церкви. Что касается остальных, то есть люди, до сих пор не знающие о свете, а есть совершенно сознательно не хотящие в нём быть, потому что в темноте заблуждений намного проще извлекать личную выгоду, а также всячески потакать собственной порочности.

​Мы собираемся здесь потому, что знаем о свете и стараемся ходить именно в нём, а не во тьме. Поэтому наши задачи выглядят следующим образом. Прежде всего, мы должны постоянно укрепляться в единстве со Христом, чтобы быть во свете самим и быть его проводниками для других. Это совсем не так просто как может показаться, потому что дьявол, мир и собственная порочность разбрасывают много сильнодействующих приманок, уводящих во тьму. А затем нам должно возвещать свет как не знающим о нём, так и сознательно избегающим его. Первые нуждаются в том, кто выведет их из тьмы, в которой они блуждают, не в силах найти выхода. Что же до вторых, то следует помнить, что спасение людей есть воля Господа и пока человек жив, не следует терять надежду на его обращение. Так говорит Господь: «Доколе Я в мире, Я – свет миру». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 26.07.15




Другие проповеди по этому же поводу:

06 Августа 2017 - Преображение Господне (Пастор  Д. Лотов)
17 Июля 2016 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
10 Августа 2014 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Июля 2013 - ДАРЫ ДУХА - DAS GÜTE DES GEISTES - Проповедь на восьмое воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
14 Августа 2011 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Июля 2010 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Августа 2009 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Июля 2008 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)