МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
25 Июля 2010 года

8 воскресенье после Дня Св.Троицы


Сирах 2, 1-8

Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твоё и будь твёрд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу,- в горниле уничижения. Веруй Ему, и Он защитит тебя; управь пути твои и надейся на Него. Боящиеся Господа! ожидайте милости Его и не уклоняйтесь от Него, чтобы не упасть. Боящиеся Господа! веруйте Ему, и не погибнет награда ваша.

Почему люди приходят в Церковь, почему принимают крещение, почему пребывают в ней? Это происходит по разным причинам – в т.ч. совершенно необязательно по причине доверия Христу, желания посвятить Ему свою жизнь или достичь Царствия небесного. Приобщение к Церкви может рассматриваться, например, как дань традиции, как выражение своей этнической принадлежности или как своего рода сделка с Богом, ожидаемый результат которой – облегчение бытия, достижение успеха, стяжание земных сокровищ и всё прочее в том же роде. Но с такими взглядами в Церкви делать нечего. Мы приходим к Богу, потому что взыскуем истины и понимаем, что она – у Бога. Мы приходим к Богу, потому что осознаём, что Он есть податель жизни. Вместе с этим приходит осознание того, что отступничество от Него есть отступничество от источника жизни, не ведущее никуда кроме смерти. Мы приходим к Богу, потому, что осознаём себя как грешников, т.е. нарушителей воли Божией. Мы приходим к Богу, потому что осознаём себя гибнущими существами. Мы приходим к Нему потому, что взыскуем истины, спасения и жизни. Церковь есть ковчег спасения, дающий возможность укрывшимся на нём выжить во время всемирного потопа смерти, и, подобно Ною и его ближним, войти в новый мир, который мы называем «Царство Божие». Церковь есть ковчег спасения и бессмысленно искать в ней что-либо помимо спасения. Тем более, что пребывание в ней отнюдь не способствует упрощению жизни. Скорее, как раз наоборот. Ведь в тот момент, когда мы даём Богу обет верности, в момент присоединения к Его народу, да и в каждый день бытия, следуя по пути Господа, мы говорим решительное «нет» диаволу. И это «нет» мгновенно привлекает его внимание к тому, кто осмелился бросить ему вызов. Нет никакого смысла в искушении безбожника или формального христианина – они и так являются достоянием тьмы. Искушение направлено именно на тех, кто хочет из этой тьмы вырваться. И именно это стремление наш извечный враг хочет пресечь. В этом он очень похож на уголовную среду, которая также не любит отпускать тех, кто ей принадлежит. Поэтому тот, кто думает найти в Церкви успокоение, жестоко заблуждается. «Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению». Именно при воцерковлении, при активном последовании за Христом начинаются атаки. И чем сильнее наше стремление быть со Христом, тем более изощрёнными они становятся. И если ничего не делать, если относиться к своему воцерковлению формально, если охладеть душой, то указанные атаки очень быстро закончатся успехом диавола, т.е. нашим падением. Именно поэтому жизнь христианина – это постоянное возрастание во Святом Духе, это постоянно укрепляемый контакт с Богом, благодаря которому мы становимся способными различать искушения и противостоять им. Впрочем, трудность христианского бытия зависит не только от дьявольских козней.

Что происходит тогда, когда человек воцерковляется? В идеальном варианте он должен перестать жить в соответствии со своим усмотрением и начать жить так, как этого хочет Господь. Проблема же здесь в том, что представления Бога далеко не всегда совпадают с нашими. Хотя бы в силу того, что Он призывает нас собирать сокровища не на земле, но на небесах. Таким образом, жизнь в соответствии с Божественной волей направлена не столько на сегодняшний день, сколько на грядущую вечность. Соответственно, если человек вверяет свою жизнь Христу, прося при этом о водительстве, то Христос поведёт, причём поведёт путём благим, ради блага и ко благу. Вот только понятие о благом будет весьма и весьма отличным от того, чтоб под этим понимается обычно. Например, если в миру благом считается возвышение и довольство, то Спаситель может повести нас путём, ведущим через унижение и страдание. Разумеется, и в Церкви можно сделать карьеру, добившись многих жизненных благ, но такой путь очень далёк от Бога. Можно даже сказать, не имеет с Ним ничего общего. Если мы действительно хотим следовать путями Господа, то должны быть готовыми к тому, что они будут пролегать вдали от всяческого престижа и возвышенности. Скорее как раз наоборот, о чём и написал Иисус, сын Сирахов: «Всё, что приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу – в горниле уничижения». Но почему так? Почему последование Христу ведёт через страдания? Потому что, как говорит известное изречение, сытый голодного не разумеет. Мы призваны быть проводниками Божественной милости и любви, неся страждущим утешение и надежду. Но для того, чтобы понять страждущего, нужно самому пройти через страдание. Именно поэтому Апостол Павел, говоря о Христе, написал: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь». Господь ведёт Своих верных через терния, дабы они, познав боль, стали способными понять, что есть истинная любовь, потому что истинная любовь всегда жертвенна – ведь она не ищет блага для себя. Господь ведёт нас через терния, дабы мы стали способными на подлинное сопереживание страждущим, взыскующим помощи и утешения.

Бессмысленно присоединяться к Церкви, если ищешь лёгкого бытия, потому что христианство, это прежде всего духовный подвиг – подвиг доверия и самоотречения. Между тем, значительная часть людей хочет от жизни именно комфорта, ищет своей выгоды и сторонится чужой беды. А это никак не совмещается с тем, что хочет от своих учеников Христос. Христианский путь труден и не случайно в Писании он называется узким. Но, тем не менее, при всех своих трудностях, он является единственной дорогой, ведущей в вечность, в царство Христа. «Управь сердце твоё и будь твёрд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок». Однако не надо думать, что жизнь верного на земле исполнена только лишь трудностей, неприятностей и унижений. Бог хранит Своих верных и многое даёт им. Но даёт не тленные блага, а нечто намного большее – свободу. Свободу от страха смерти, свободу от ощущения бессмысленности бытия. Именно эта свобода во Христе вместе с Его обетованиями даёт верующим возможность распрямиться и совершать свой путь со спокойной уверенностью и поднятой головой. Не надо боязливо оглядываться по сторонам, не надо бояться всех и каждого – Господь с нами! А, как сказано в Писании, «если Христос за нас, кто против нас?». Опора на Христа, пребывание в общении с Ним позволяет нам различить искушения диавола и не поддаться на них, но шествовать путём Истины к воскресению мёртвых, к Царству Божию, к свету грядущего дня!

Бог наделил нас свободой воли. Мы можем следовать за Ним, а можем избрать путь последования дивольскому искушению. Поддаться искушению проще, чем сопротивляться ему, да с внешней стороны жизнь во грехе выглядит намного привлекательнее. Но под этой красивой обёрткой не скрывается ничего, кроме смерти и тлена. И если думать не только о сегодняшнем дне, то указанная обёртка уже не покажется привлекательной. Посему пребудем в единстве со Христом на земле, чтобы пребыть с Ним и в небесах! «Боящиеся Господа! веруйте Ему, и не погибнет награда ваша». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

06 Августа 2017 - Преображение Господне (Пастор  Д. Лотов)
17 Июля 2016 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Июля 2015 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
10 Августа 2014 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Июля 2013 - ДАРЫ ДУХА - DAS GÜTE DES GEISTES - Проповедь на восьмое воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
14 Августа 2011 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Августа 2009 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Июля 2008 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)