МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
28 Июля 2024 года

8 воскресенье после Дня Св.Троицы


Мф.7, 13-14
13. Входи́те тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
14. потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

Сегодня во время чтения из Евангелия мы слышали слова Христа о широких и узких вратах, причём узкие врата ведут к жизни, в то время как широкие – к погибели. Что это значит? Вроде бы никакого тайного смысла тут нет – путь веры, путь последования за Христом является теми самыми узкими вратами, в то время как путь вне Христа широкий. Ведь Господь ясно сказал, что «Никто не приходит к Отцу кроме как через Меня». Что ж, до известной степени так и есть – ведь христиан, хотя и много, но в масштабе всего человечества они составляют меньшинство. Однако, сказать так равносильно утверждению, что все, именующие себя христианами и принадлежащие к видимой Церкви, спасаются. Но увы, сие невозможно. Ведь ни для кого не секрет, что многие христиане только называются таковыми, а по сути далеки от Спасителя, и их принадлежность к народу Божию чисто формальная. Они практически ничего не знают о Христе и Его воле, в Писание не заглядывают, а ведут себя так, как будто стремятся забить в Господень крест как можно больше гвоздей. Оглянитесь вокруг – и увидите таковых в изобилии. Очевидно, что ни о каком узком пути тут речь не идёт. Кто же в таком случае идёт узким путём? Ответ, естественно, находим в Писании: узким путём идёт тот, кто не только слушает Слово, но и исполняет его. Звучит хорошо, но это теория, а что сие значит на практике?

На этот счёт во все времена было много разных мнений. Например, были люди, искренне полагавшие, что исполнение Слова Божия – это максимально возможное умерщвление плоти. Лютер рассказывал об одном из самых ярких впечатлений детства – измождённый от голода князь Кётенский, собиравший на базаре пожертвования. Для него путь следования за Христом, узкие врата, шёл через отказ от обычных радостей, через самоистязание и всё прочее в том же духе. Один из самых ярких представителей такого направления – св.Казимир Виленский, также принадлежавший ко княжеской семье. Он предавался аскетическим подвигам с таким усердием, что он умер от истощения прямо на ступенях костёла. Не стоит углубляться в тему – каждый может найти примеры сходного свойства в большом количестве среди представителей самых разных народов – в т.ч. и здесь, в России. Другие не были столь радикальны. Их следование узким путём заключалось в почти круглосуточной молитве. А некий Симеон, прозванный Столпником, для того, чтобы сделать узкий путь ещё более узким, влез на колонну и просидел там несколько лет. Но вот представьте – человек уродует себя, всячески истязает своё тело (а таковое, между прочим, творение Бога и храм Св.Духа), или непрерывно молится, а какая от этого польза? Вот тот же князь Кётенский морил себя голодом – и что? Кого он этим осчастливил, кого согрел, чьё бытие сделал лучше? Ничьё. Вообще, когда читаешь о такого рода деяниях, то складывается впечатление, что, как ни парадоксально это звучит, все эти люди были чистейшей воды эгоистами, ибо думали о себе и старались исключительно для себя; старались снискать милость Бога и место в Его Царстве. Но разве Господь заповедовал верным думать о себе? Ответ на этот вопрос надо искать не в человеческих домыслах, а в Писании. Вернее сказать, в личности Христа, явившему нам совершенный образец для подражания. Но разве Христос морил Себя голодом или предавался иным изыскам аскетизма? Нет. Или, может быть, Он круглосуточно молился? Тоже нет. И вообще, о ком Он думал и для кого старался? Кому служил? Он служил людям. Все Свои силы Он отдавал тем, с кем встречался на Своём пути. И, даже если чувствовал потребность в уединении, но были желавшие слышать Его, оставался с ними. Его служение было направлено не на самовозвышение, а на то, чтобы сделать жизнь людей лучше. Не в примитивно-бытовом смысле, естественно. Христос учил истине, дающей возможность правильно расставлять приоритеты, правильно видеть повседневность и стать свободными от человеческих заблуждений, в том числе и от носящих название общественного мнения. Он открывал дорогу к вратам вечности, к примирению с Богом, к участию в Его Царстве. Своё учение Он подтверждал чудесами. Причём эти чудеса не были просто поражающими воображение трюками. Они также были служением, направленным на благо: исцеления утративших надежду на таковое, накормление голодных и даже воскрешение умерших. Таким образом, земное служение Христа – это именно служение, помощь людям словом и делом, причём не направленная ни к какой личной выгоде, ибо финалом стала Голгофа.

Таким образом, путь Христа, путь последования за Христом, путь, ведущий через узкие врата, есть ничто иное как служение ближним во имя Христово. Тут, конечно, можно удивиться – да неужели такой путь может быть назван узким? Любой нормальный человек помогает своим родственникам. Как сказано об этом у Грибоедова: «Как станешь представлять к крестишку иль к местечку, то как не порадеть родному человечку?». Но дело в том, что для христианина ближний – не только кровный родственник, но вообще любой человек, с которым довелось встретиться на жизненном пути. С кем встретился, тот и ближний. Об этом напоминает нам притча о добром самарянине. Далее: служение ближним в сообществе вне Христа основано на принципе взаимной выгоды. Вкладываясь в родственников или в нужных людей, ты заботишься не столько о них, сколько о себе. Об этом говорится в притче о неверном управителе. Но христианин, пребывающий в служении, не ищет никакой выгоды для себя лично. Христианин служит потому, что иначе просто не может. Укоренённость во Христе не позволяет жить иначе. Это поистине узкий путь, потому что он нацелен не на себя. Вспомним, например, св.Максимилиана Колбе, который пошёл на смерть ради того, чтобы другой узник концлагеря, у которого была большая семья, остался в живых. Или Януша Корчака, который добровольно пошёл в газовую камеру, чтобы его воспитанники не остались без поддержки. Для большинства такая позиция абсолютно неприемлема. Так что вот вам узкий и широкий пути. Широкий – это жизнь для себя и служение себе. Узкий – это жизнь для Христа и служение ближним во имя Его.

Ученики Господа призваны идти узкими вратами. Если не идут, то их ученичество сомнительно. И никакие посты и молебствия этой сомнительности не изменят, потому что христианство не в молебствиях и не в богословских умствованиях, а в служении. Узкий путь всегда будет узким. Просто в силу несоответствия логике и пути большинства, пекущегося о своей выгоде и тщательно разделяющего окружающих на своих и чужих. Христианин же, как уже было сказано, не печётся о собственной выгоде и не делит ближних на своих и чужих, ибо Христос умер за всех, за грехи всего мира. Что из этого следует? Общество может говорить что угодно, государственная пропаганда может говорить что угодно, родственники могут говорить что угодно, и даже официальная Церковь может говорить что угодно. Их слова актуальны лишь в той мере, в которой не противоречат Слову Божию, Слову Христа. Ибо у нас только один источник истины – Св.Писание и единственный авторитет – Христос. А Он говорит: « 13 Входите тесными вратами, потому что широки́ врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;  14 потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

07 Августа 2022 - Преображение Господне (Пастор  Д. Лотов)
25 Июля 2021 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы – праздник св.ап.Иакова Старшего (Пастор  Д. Лотов)
02 Августа 2020 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
11 Августа 2019 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Е. Романенко)
22 Июля 2018 - 8-е воскресенье после праздника Св. Троицы (Пастор  Г. Азиков)
06 Августа 2017 - Преображение Господне (Пастор  Д. Лотов)
17 Июля 2016 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Июля 2015 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
10 Августа 2014 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Июля 2013 - ДАРЫ ДУХА - DAS GÜTE DES GEISTES - Проповедь на восьмое воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
14 Августа 2011 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Июля 2010 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Августа 2009 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Июля 2008 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)