МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
25 Июля 2021 года

8 воскресенье после Дня Св.Троицы – праздник св.ап.Иакова Старшего


Евр.4, 1-2 (9-13)
1 Посему будем опасаться, чтобы, когда ещё остаётся обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим.
2 Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворённое верою слышавших. …
9 Посему для народа Божия ещё остаётся субботство.
10 Ибо, кто вошёл в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.
11 Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность.
12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.
13 И нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчёт.

Для чего Иисус Христос сошёл в этот мир? Для того, чтобы заключить с людьми, и, прежде всего, с избранным народом Божиим, Новый Завет. А ещё для того, чтобы принести жертву искупления, которая позволит каждому человеку, принявшему её, стать участником упомянутого Нового Завета, т.е. Нового союза между Богом и человеком. Что же нужно для того, чтобы войти в Божий народ и стать сопричастником всех Господних обетований? Уверовать в Иисуса, как во Христа и, как было только что сказано, принять принесенную Им жертву, как принесенную лично за тебя. Говоря словами автора Послания к Евреям, Слово должно быть растворено верой слышавших. Но вот именно сие растворение оказалось для иудеев колоссальной, можно даже сказать, неразрешимой проблемой. События, описанные как в Евангелиях, так и в Книге Деяний, и в Посланиях, да и всё случившееся в последующие времена, показывает, что большинство сынов Израилевых оказалось неспособным вместить Слово и принять Иисуса как Христа. На таком фоне особый интерес приобретает услышанное нами сегодня Послание к Евреям, ибо оно написано для общины, состоявшей из уверовавших иудеев. Поэтому и сказано там: «2 Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворённое верою слышавших». Нам сейчас трудно представить, насколько личность Иисуса Христа и Его Слово разделили уверовавших и неуверовавших иудеев. Нам трудно представить ту ненависть, которую иудеи, оставшиеся на позициях Ветхого Завета, испытывали к своим соплеменникам, принявшим Христа. В настоящее время иудей, принявший Христа, считается отсеченным от народа. А в прежние времена ненавистники Господа действовали куда более радикально. Сегодня мы празднуем память Апостола Иакова Старшего, брата евангелиста Иоанна, о котором в Книге Деяний говорится следующее: «В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к Церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом…». За что его убили? Только лишь за то, что он был верным Христу и исполнял данное Господом поручение благовествовать. Но почему такие жестокие меры? Разве Христос совершил что-то ужасное? Разве уверовавшие в Него, в том числе и Апостол Иаков, превратились в монстров, смертельно опасных для окружающих? Никоим образом. Но ведь и наши единоверцы, жившие в XVI веке, по принятии ими Реформации, в монстров не превращались, однако их преследовали, гнали и жгли на кострах, причём репрессии инициировались на государственном уровне. По этому поводу можно сказать только одно: приверженность человеческим традициям, человеческим идеям заключает в себе силу, страшную по отношению к инакомыслящим. Ты можешь хорошо работать, исправно платить налоги, но, если думаешь или веруешь не так, как предписано, то ты уже враг, подлежащий уничтожению. Однако, в подобных случаях страдают не только репрессируемые, но и те, кто репрессирует. Они страдают, потому что теряют открывшиеся перед ними возможности. Как сказано в Послании, «1 Посему будем опасаться, чтобы, когда ещё остаётся обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. 2 Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворённое верою слышавших». Господь открыл для каждого верующего возможность войти в вышний шабат, в вышний покой, в Своё Царство. У иудеев, к которым Мессия пришёл, согласно обетованию, прежде всех остальных, была совершенно реальная возможность стать сопричастниками указанного Царства. Кто-то воспользовался этой возможностью, кто-то отверг. Но тот, кто отверг, упустил свой шанс, опоздал навсегда. Впрочем, это дела давно минувших дней. Послание к Евреям написано для общины из иудеев, но мы-то не иудеи. Так что нам до них?

Проблема в том, что ничего не поменялось. Ничего. Место иудеев заступили язычники, а всё остальное осталось. Есть обетование Божие, которое всё ещё действует; есть принимающие это обетование и есть отвергающие. Более того. И сегодня христиан гонят и казнят, потому что Христа в настоящий момент ненавидят не меньше, чем двадцать столетий назад. Именно поэтому список мучеников, начатый Стефаном, Иаковом и другими братьями древнего времени, каждый год увеличивается. Церковь сегодня вообще не в чести. Сегодня в центре всего человек и его пороки, которые стремятся навязать, как норму бытия. Путь же порока всегда проще и приятнее, потому что не надо ничему противиться, не надо ни с чем бороться, можно дать себе полную волю. А так как сегодня люди нацелены прежде всего на потребление всевозможных благ, то обетование Божие становится ненужным. Но дело не в тех, кому обетование вообще не нужно – с ними всё понятно. Дело в тех, кто сначала принимает обетования, а потом получается по словам Послания: «1 Посему будем опасаться, чтобы, когда ещё остаётся обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим». Люди принимают Слово Божие, но проблема в том, что сегодня они приняли, а завтра вроде как и забыли об этом. Вот, например, возьмём нашу общину. Были у нас люди, которые конфирмировались, участвовали в богослужениях, а впоследствии отпали. Причём нельзя сказать, что их что-то не устраивало, или что у них началось какое-то противоречие с нашим исповеданием, и они нашли своё место в каком-то ином. Нет. Просто житейские заботы постепенно выдвинулись на первый план, а обетование Божие стало не очень актуально. А кто-то подружился с неверующим и воспринял его идеи. Но и у нас, здесь присутствующих, бывает так, что житейские заботы заставляют на какое-то время позабыть о том, что мы – Божие достояние и принадлежим Богу. Поэтому в святой день вместо участия в Слове и Таинстве позволяем себе заниматься чем-нибудь другим. Вот почему столь важно иметь в виду услышанные сегодня слова из Послания к Евреям. Их посредством Господь напоминает, что возможность навсегда опоздать реально существует. Ведь никто не знает, сколько времени ему отпущено в этом мире. Продолжающаяся эпидемия коронавируса свидетельствует об этом каждодневно. Люди продолжают умирать, в том числе и наши знакомые. А кончина означает, что возможность что-либо изменить отнимается. Что посеял, то и будешь пожинать. Что из этого следует? Необходимость активного сохранения себя в числе участников Господнего обетования. Активного, потому что пассивности тут нет и не может быть. Участие в Господнем обетовании – не диплом об окончании, например, семинарии, который лежит в архиве и факт окончания учебного заведения отменить невозможно. Участие в обетовании может быть утрачено: «1Посему будем опасаться, чтобы, когда ещё остаётся обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим». Нельзя отдаляться от Господа, нельзя забывать о Нём, нельзя игнорировать Его и жить так, как будто Первого Пришествия никогда не было. Ни свидетельство о крещении, ни свидетельство о конфирмации не являются гарантией участия в Царстве Божием.

Мы – участники Божьего народа, и призваны сохранять этот статус. Наша повседневность, наши намерения и деяния должны определяться волей Бога, чтобы во всех случаях необходимости выбора между Богом и миром мы выбирали Бога, были с Ним как в великом, так и в малом. И ещё. Не надо бояться мира и его злобы. Иаков Старший и другие Апостолы не боялись, совершали то, к чему их призвал Господь, и мы вполне можем руководствоваться их примером. Потому что, точно также, как и они, мы вооружены Откровением Христа, утверждающим, что смерти нет. А что есть? Вечная жизнь, Божье Царство, значащее куда больше, чем все вместе взятые приманки мира. Поэтому будем смело совершать свой путь, своё служения, памятуя, что, как говорил Апостол Павел, «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас»! Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

02 Августа 2020 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
11 Августа 2019 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Диакон  Е.Романенко)
22 Июля 2018 - 8-е воскресенье после праздника Св. Троицы (Пастор  Г. Азиков)
06 Августа 2017 - Преображение Господне (Пастор  Д. Лотов)
17 Июля 2016 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Июля 2015 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
10 Августа 2014 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Июля 2013 - ДАРЫ ДУХА - DAS GÜTE DES GEISTES - Проповедь на восьмое воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
14 Августа 2011 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Июля 2010 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Августа 2009 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Июля 2008 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)