МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
17 Июля 2016 года

8 воскресенье после Дня Св.Троицы


1 Ин.4, 1-6
Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придёт и теперь есть уже в мире. Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения.

Сегодня в Первом Послании ап.Иоанна мы слышали: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; 3а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придёт и теперь есть уже в мире.». Чтобы правильно понять мысль апостола, нужно помнить о напряжённости духовной жизни Церкви апостольского времени. Пришествие Христа ожидалось со дня на день, люди горели воспринятой ими Благою Вестью, и Святой Дух зримо являл Своё присутствие в Церкви через знамения, пророчества и чудеса. Т.е. верующие могли не только ощущать Божие действие, но и видеть его. Нам, живущим в весьма непростую эпоху всеобщей духовной развращённости и великого оскудения веры, те времена кажутся некоей недосягаемой вершиной, эпохой истинной Церкви, максимально близкой к идеалу. Однако не будем торопиться идеализировать, потому что и тогда всё было совсем неоднозначно и далеко не безоблачно. Начнём с того, что внутри самой Церкви существовало изрядное количество лжеучений, коренившихся в непонимании тайны богосыновства и богочеловечества Христа. Кроме того, опять-таки внутри самой Церкви были иудействующие, тянувшие народ Нового Завета к соблюдению всех установлений Ветхого. А снаружи были язычники, у которых имелись свои пророки и даже чудотворцы. И все эти люди: и язычники, и иудействующие и прочие лжеучители – все они претендовали на обладание истиной, все проповедовали, завлекали. И знаете, для обычного верующего во всей этой мешанине было очень трудно разобраться. С язычниками, правда, было всё ясно, но вот с собственными лжеучителями не очень. Ведь в те годы вера во Христа было чем-то совсем новым; умные книги ещё не были написаны, символ веры ещё не составлен – как же отличить истину от лжи? И вот, апостол Ян говорит: «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придёт и теперь есть уже в мире.». Во все времена существуют моменты, по которым проходит главный водораздел между истиной и ложью. В то время таковым было отношение к Христову вочеловечению, поэтому таковое и предлагается в качестве критерия истинности той или иной проповеди. Но так было в первом веке, а сейчас уже двадцать первый. 2000 лет – большой срок. Насколько актуальны слова апостола сегодня? Ведь сегодня вочеловечение Христа вроде бы сомнениям не подвергается…

Удивительно, но сегодня написанное Яном не менее актуально, чем в его время. Судите сами: апостол чётко обозначает несколько принципиальных моментов: прежде всего Иисус есть Христос, т.е. Мессия, Спаситель мира; далее: будучи Богом Истинным, Он воистину воплотился, вочеловечился. Эти моменты настолько важны, что присутствуют и в Символе веры. А Символ веры был составлен с одной стороны для консолидации всех истинных христиан, а с другой для отделения таковых от сторонников заблуждений. А необходимость такой консолидации и отделения существует и сегодня. Причины тому следующие: первая - с одной стороны современная Церковь атакуется воинствующим безбожием и ложными религиями; вторая - внутри самой Церкви весьма много лжеучителей, пытающихся навязать Божьему народу компромиссы с адептами всяческих заблуждений и лжеучений. Эти попытки находили зримое выражение например в весьма странных совместных молебствиях представителей различных религий, во время которых, в частности, можно было видеть и слышать, как буддийский лама распевает свои мантры под сводами католического кафедрального собора в Москве, а духовенство вплоть до папы лобызается то с раввинами, то с муллами. Но ап.Ян говорит совершенно однозначно: «…всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста». Из чего следует, что тот, кто не исповедует Иисуса Христом, есть слуга грядущего в мир антихриста, и никакой истины в его призывах нет. И относиться к таковым нужно соответственно. Правда, это не значит ненавидеть или стремиться к уничтожению, ибо Господь к такому не призывает. Но совершенно однозначно, что люди, не исповедующие Иисуса Христом, должны рассматриваться не в качестве носителей истины, а в качестве объекта для миссии. И не более того. Не надо пытаться отыскивать истину там, где её нет по определению. Помимо такого рода лжеучителей есть ещё весьма расплодившиеся в последнее время приверженцы некоего «бога в душе», которые также не исповедуют Иисуса Христом и прповедуют весьма странные, далёкие от Божьего Слова идеи. Все те, о ком было сказано, как бы мило они ни выглядели – суть слуги антихриста.

Вполне возможно, что слова про антихристовых слуг кому-то покажутся излишне резкими, не выдержанными в духе политкорректности, но во-первых, политкорректность – это вздор, во-вторых слово - апостольское, а в-третьих, слуги могут быть различными. Есть сознательно служащие грядущему антихристу и подготавливающие его пришествие, но таковых не столь много. Большинство же искренне не ведает что творит – наподобие тех совершенно потерявших разум европейцев, которые сегодня митингуют в пользу принятия мигрантов.

Св.Ян пишет: «Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их.». Почему лжеучения пользуются успехом? Именно потому, что они проще и доступнее. Простой пример: чрезвычайно успешно продаются книги о том, как разбогатеть, хотя с их помощью разбогатели только их авторы. Это лжеучение, но пользующееся успехом, потому что прочитать такую книгу намного проще, чем изучать экономику, бизнес, менеджмент и т.д. С духовными сущностями то же самое. Зачем строить отношения с Богом на основании доверия, любви и жертвенного служения, когда намного проще выстроить их с помощью исполнения предписанных обрядов? Зачем вникать в какую-то там Библию, когда намного проще иметь «бога в душе»? И зачем вообще нужен какой-то там Бог, когда без Него намного проще? Ведь Он ограничивает, Он мешает делать то, что хочется. И выгоды от последования за Ним никакой – одни неприятности. Жить без Бога определённо проще, но лёгкий путь не всегда правильный. Была овца, обнаружившая, что щипать траву, подгибая ноги в коленях, намного проще, чем стоять, низко опуская голову. Так она и делала, но когда на стадо напали волки, она оказалась первой жертвой, потому что её ноги ослабели и она не смогла быстро бежать. Мы ищем не лёгкого пути, мы ищем истину, которую и находим у апостола Яна: Иисус есть Христос, пришедший во плоти. Поэтому справедливо сказано: «Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.». Однако, сия победа ко многому обязывает. Ибо, как говорится в одном гимне, «ужель на ложе из цветов я успокоюсь, когда мой ближний обречён брести в крови по пояс?». Ведь пребывают в заблуждениях и служат антихристу наши ближние. В этом пагубном состоянии пребывают те, за кого умер Христос, отдавший Себя за грехи всего мира. Следовательно, если они обратятся, то могут спастись. Но как обратятся, если не сказать им об истине? Христос не сказал ученикам: откройте двери и ждите, когда к вам придут. Он сказал: идите и научите. Мы призваны сражаться с дьяволом и антихристом за души не только свои, но и своих ближних, дабы спасти их, дабы и они обрели участие в тех благодатных благословениях и дарах, которые Христос даёт Своим верным и в этом мире, и в вечности. Аминь.


Видеозапись: Проповедь 17.07.2016




Другие проповеди по этому же поводу:

06 Августа 2017 - Преображение Господне (Пастор  Д. Лотов)
26 Июля 2015 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
10 Августа 2014 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Июля 2013 - ДАРЫ ДУХА - DAS GÜTE DES GEISTES - Проповедь на восьмое воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
14 Августа 2011 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Июля 2010 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Августа 2009 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Июля 2008 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)