МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
24 Августа 2025 года
8 воскресенье после Дня Св.Троицы
Мф.7, 22-29
22. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?»
23. И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».
24. Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
25. и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
26. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
27. и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
28. И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его,
29. ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.
В годы, предшествовавшие Реформации, большинство христиан полагало Бога грозной и осуждающей силой. Дабы отвратить от себя Его гнев и обрести милость, нужно было всячески умилостивлять Его посредством различных действий. Указанные действия вовсе не были приятным препровождением времени. Например, многочасовое стояние босиком на снегу навряд ли может доставить удовольствие. Именно поэтому появление пресловутых индульгенций вызвало всеобщий восторг. Ведь теперь не нужно было отягощать себя какими-либо деяниями - милость Божью можно было приобрести просто за наличный расчёт. Пришло счастливое время – пришла уверенность в спасении. Клирики различных рангов были уверены в нём, т.к. являлись особо приближенными к Богу. А прихожане были уверены, потому что у них имелась папская грамота, дававшая полное и безусловное разрешение грехов. Реформация, с одной стороны, вдребезги разбила сию уверенность, но с другой тут же поставила на её место другую. Как утверждали реформаторы, если человек веровал, то точно так же мог быть уверен в своём спасении. Правда, тут не всё так просто. Потому что не совсем понятно, что подразумевается под понятием «веровать»? Некоторые полагали и, кстати, до сих пор полагают, что верующий – это тот, кто на всех углах кричит о том, что верует, не вылезает из церкви и постоянной молитвой натирает мозоли на коленях. Боюсь, что это заблуждение. Из сегодняшнего Евангелия следует, что даже пророчества и чудеса не являются признаком приближенности к Богу и гарантией спасения: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Что всё это означает? То, что ты можешь считать себя праведником высшей категории, но нет никакой гарантии в том, что в час Суда вся сия праведность не рассыплется в прах, и все твои претензии на вечность не окажутся помноженными на ноль. Однако, если даже пророчества и чудеса не являются чем-то значимым, то что же тогда является? Только одно – единство со Христом, обеспечивающееся не саном, должностью или словесно-декларативной верой, а исполнением воли Бога. Как мы услышали сегодня, «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне». Мы призваны не только слушать Слово, не только проповедовать его, но ещё и исполнять. Как говорил апостол Павел, нужно следить за тем, чтобы, проповедуя другим, самому не оказаться недостойным. Но тогда опять-таки вопрос: а что значит исполнять Слово Божие? Разве иудеи не исполняли его? Только этим и занимались. А фарисеи уточняли и детализировали Закон, именно для того, чтобы в точности его придерживаться. Однако, Господь подвергал критике как народ в целом, так и фарисеев в частности. Причём фарисеев в первую очередь. За что? За то, что до бесконечности уточняя, они потеряли суть уточняемого. К сожалению, христианам свойственно страдать тем же самым. Так в чём тогда суть? Христос не писал толстых книг. Он учил устно, причём просто и доступно. Ибо хотел быть адекватно понятым. И вот, Он ничего не говорит о спасительной силе обрядов, о необходимости зарабатывать праведность или о существовании людей, особо приближенных к Богу в силу своих занятий. А о чём же Он говорит? Да о любви. В последнее время я часто обращаюсь к этой теме и, возможно, она кому-то и поднадоела, но, если всерьёз думать о последовании за Христом, то от темы любви не уйти никуда. Потому что всё, чему Господь учил, основывается именно на любви к Богу и ближнему. Если какие-то Его речения не касаются данной темы напрямую, то всё равно основываются на ней. То же самое основание и у Его действий. Всегда доступный для людей, Он служил им как мог, не ограждаясь учениками, как секретарями и вышибалами. И служил до самого конца, приняв смерть ради нашего искупления. Как говорится в Писании, «явил делом, что, возлюбив своих сущих в мире, до конца возлюбил их». Действовать иначе Он не мог, потому что Бог есть любовь. Те, кто общался с Ним, чувствовали эту сущность, открывавшую перед ними возможность перемен. Вспомним мытаря Закхея. Встреча со Христом настолько изменила его, что его образ мышления и действий стал другим. Господь же, видя сие, сказал ему: «Ныне пришло спасение дому сему». Что же изменилось в Закхее? Его отношение к ближним. Такое изменение и есть то, чего желает Господь, потому что именно в этом случае мы обретаем единство с Ним. Пребывание во Христе исключает превознесение над ближними, равнодушие к ним. Зато предполагает служение, стремление облегчить им несение креста, который так или иначе тащит каждый из нас. И это не игра в одни ворота, потому что ты служишь кому-то, но в то же время кто-то служит тебе. А нести груз вместе куда проще чем в одиночку. Для служения ближним не требуется каждый день совершать героические подвиги, хотя иногда бывает и такая нужда. Просто нужно быть внимательнее к ним и по мере сил помогать им. Это и есть то самое исполнение Слова, о котором говорит Христос. Но это не некий набор преднамеренных действий для зарабатывания Божьей милости, а естественный образ жизни. Ты служишь, потому что не можешь не служить. В пребывании со Христом и во Христе залог нашей силы, потому что, когда человек действительно со Христом, никакая скверна не сможет приблизиться к нему. «…и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне». Чем больше будет таких людей, тем прекраснее будет наше земное бытие, ну а тем паче небесное, в котором мы окончательно воссоединимся с нашим Спасителем!
В прежние времена коммунистическая власть целенаправленно гнала верующих. Потом, как сейчас говорят, тренд поменялся и вот, мы видим, как эти перекрасившиеся коммунисты с благочестивыми лицами присутствуют на богослужениях. Возможно, они просто играют роль, а может быть и правда думают, что у них всё хорошо, и что свои отношения с Богом они обустроили наилучшим образом. Может быть, они действительно уверовали? Но вот ведь что получается. Приходит потом этот чиновник на своё рабочее место и всё его благочестие испаряется неведомо куда. В настоящий момент в моём районе ведётся точечная застройка. Ведётся с очень большими нарушениями, я бы даже сказал, с издевательством над жителями. Люди пишут, звонят в разные инстанции, но толку ноль. Их не слышат и не хотят слышать, их проблемы никого не интересуют. Таких примеров можно собрать великое множество. Ну так вот, если ближние для тебя ничто, то тебе не помогут ни иконы, ни присутствие на богослужениях. Ты подобен дому, построенному на песке и в час Суда от тебя останется немного. Вот о чём надлежит помнить. Христос не просто говорил о любви и служении. Он явил делом, что это такое. Явил и призвал верных следовать за Ним. Такое последование несёт великое благо и тем, кто следует, и тем, кому они служат, потому что открывает путь к преображению в Духе Христа, в Духе Божием. А такое преображение делает возможным то самое единство, то самое исполнение Слова, о котором говорил Господь. Внешние сущности не значат ничего. Слушать Слово и исполнять оное, т.е. возрастать в любви к Богу и ближнему и служить им по мере сил и возможностей – вот что требуется. «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
28 Июля 2024 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
07 Августа 2022 - Преображение Господне (Пастор Д. Лотов)
25 Июля 2021 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы – праздник св.ап.Иакова Старшего (Пастор Д. Лотов)
02 Августа 2020 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
11 Августа 2019 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Е. Романенко)
22 Июля 2018 - 8-е воскресенье после праздника Св. Троицы (Пастор Г. Азиков)
06 Августа 2017 - Преображение Господне (Пастор Д. Лотов)
17 Июля 2016 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
26 Июля 2015 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
10 Августа 2014 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
21 Июля 2013 - ДАРЫ ДУХА - DAS GÜTE DES GEISTES - Проповедь на восьмое воскресенье после Троицы (Пастор Г. Азиков)
14 Августа 2011 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
25 Июля 2010 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
02 Августа 2009 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
13 Июля 2008 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)