МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
17 Января 2016 года

2 воскресенье после Богоявления


1 Кор.1, 26-31
Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее,- для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом.

Я думаю, все вы ещё помните тот момент, когда на экранах телевизоров вдруг замелькали лица высших чиновников нашего государства, вдруг решивших посетить пасхальное богослужение. Это выглядело во-первых, несколько неожиданно, а во-вторых весьма странно, если не сказать анекдотично, ибо люди, совершенно чуждые Церкви, не имевшие никакого представления о церковном чинопоследовании, вместо того, чтобы скромно стать где-нибудь в сторонке, полезли в первые ряды, хотя при этом не знали, в какой руке надо держать свечку. Но не это главное. Главное то, что сразу было видно, насколько они отличаются от остальной паствы, насколько они здесь чужеродные. Кстати, когда я писал конспект, то случайно нажал не ту букву, т.к. «д» и «ж» на клавиатуре стоят рядом. В результате получилось не «чужеродные», а «чужерожные». Самое удивительное, что эта описка придала мысли совершенно точный оттенок, так как лица обычной паствы, посещающей богослужения регулярно, а не раз в жизни, были совершенно иными. Почему? Потому что, хотя, по сравнению с чиновничьей братией, эти люди выглядят очень невзрачными, у них есть то, чего нет у всех этих чиновников с их разъевшимися физиономиями и дорогими костюмами. Именно о них и написал апостол Павел: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных». Да вот, взять хотя бы нашу общину. В ней не наблюдается никого из сильных мира сего, причём мы в этом отношении совершенно типичны. Сильные иногда могут быть гостями общин, но и не более того. Впрочем, ещё смотря какими гостями. Помню, что когда Греф – тогда ещё министр - приезжал на Старосадский, то во время мессы расхаживал по этажам, раздавая ценные указания, а потом как ни в чём не бывало, шёл к причастию. Бывают, конечно, исключения, но исключения, как известно, только подтверждают правила. Почему же общины по преимуществу состоят из людей простых и незнатных? Потому что сильным мира сего никакой Бог не нужен. Они упиваются собственным величием и могуществом – зачем им Бог, перед Которым нужно смиряться? Зачем им хвалиться Богом, когда они хвалятся собой, принимая восхищение и восторженные вопли, как выразились братья Стругацкие, «обезумевшей от преданности толпы патриотов»? И кто мы все на их фоне? Да никто, совершенно никто. Но только с внешней стороны. С внутренней же всё иначе, ибо сказано: «но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничижённое и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее». Что же апостол хочет всем этим сказать?

У нас действительно нет никакого внешнего блеска, видимого величия. Зато есть нечто другое. Вспомните тот момент из Книги Деяний, когда Пётр и Иоанн шли в Храм и увидели хромого от рождения человека, просившего милостыню. Пётр тогда сказал ему: «Золота и серебра нет у меня, а что имею, то даю тебе. Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи». И тот мгновенно исцелился. У нас нет земного богатства, у нас нет внешнего блеска, но у нас есть нечто большее: знание об Иисусе, доверие Иисусу, общение с Иисусом, знание Его истины, перспектива открытой Им вечности и Его сила, которая даётся нам, когда это необходимо. Мы знаем, кто является истинным владыкой этого мира и, благодаря этому, не имеем нужды в воздаянии чести ложным богам, как бы они ни выглядели. И вот, вроде бы у нас ничего нет, но на самом деле мы имеем куда больше, чем имеют властные и богатые. В этом мире всё преходяще. Богатство можно потерять через кризисы и банкротства, высокое положение можно потерять через интриги врагов – и что тогда остаётся? Вспомните известную картину «Меньшиков в Берёзове» - перед нами предстаёт человек, у которого было всё, а не осталось ничего. И когда мы смотрим на выражение его лица, то понимаем, что впереди – полная безнадёжность, идти некуда. Наше земное достояние невелико и нас можно его лишить без особых проблем, но нас невозможно лишить Бога. Мы не отчаиваемся даже в отчаянных обстоятельствах, потому что Бог с нами, Его сила с нами, Его Царство с нами – и ничего из этого не может быть отнято. Земной капитал пригоден только для земли, наши сокровища имеют силу в будущем, поэтому мы намного богаче земных владык. Ведь наше главное сокровище – Христос, Который в состоянии упразднить любую земную значимость. Почему мы сильнее земных владык? Потому что мы обладаем силой Христа. И с этой силой мы можем совершить столько, сколько обычный человек совершить не в состоянии. Вот вам пример. Почему мы знаем иудейский народ? Только лишь потому, что через него говорил Бог. Если бы Бог не избрал этот народ, то не факт, что о нём знал бы кто-то кроме специалистов по древней истории, потому что без Бога этот народ абсолютно ничтожен. Почему мы знаем группу рыбаков из Галилеи, к которым присоединились бывший мытарь Матфей и бывший террорист Симон Зелот? Только лишь потому, что Бог избрал их как первых провозвестников Нового Завета и действовал через них. Сами по себе они не значили ничего, но через Бога обрели значение, о котором никакой земной владыка не мог и мечтать. Народы приходят и уходят, а Божий народ – Его Церковь – будет пребывать до конца истории нынешнего мира, потому что в ней пребывает сила Господа.

Сила Господня пребывает в Его народе, частью которого является каждый из нас. Поэтому, насколько бы незначащими мы ни казались сами себе, этим не следует смущаться. Мы можем выглядеть очень скромно, но, тем не менее, истина у нас, и вечность у нас. Бог избрал нас. Мы все – Его служители, поэтому хвалимся не собой, а Им, разделяя тем самым Его величие – истинное величие, по сравнению с которым величие земных властителей не более чем пригоршня сухих листьев. А потому нам должно уверенно чувствовать себя в насстоящем и не менее уверенно смотреть в будущее. Не смущаясь ничем, потому что Бог среди нас, Бог с нами. «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее». Посему будем стоять в верности Богу, будем усерднейше утверждаться в Его истине, дабы нашим посредством в этом мире воссияла слава Господа! Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

14 Января 2024 - 2 воскресенье после Богоявления – (Пастор  Д. Лотов)
15 Января 2023 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
16 Января 2022 - 2 воскресение после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
17 Января 2021 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
19 Января 2020 - 2-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Е. Романенко)
20 Января 2019 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Е. Романенко)
14 Января 2018 - 2-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Г. Азиков)
15 Января 2017 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
18 Января 2015 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
19 Января 2014 - 2 воскресенье после Торжества Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
15 Января 2012 - 2 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)