МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
19 Января 2025 года

2 воскресенье по Богоявлении


Лк.19, 1-10
1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.
2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо неё.
5 Иисус, когда пришёл на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
6 И он поспешно сошёл и принял Его с радостью.
7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашёл к грешному человеку;
8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
10 ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее.

Сегодня в святом Евангелии от Луки мы слышали историю мытаря Закхея, вернее сказать, историю его встречи со Христом. Нет смысла повторять подробно, кто такие мытари – об этом мы уже говорили достаточно и даже не один раз. Поэтому сейчас только краткая характеристика: отщепенцы и изгои, отбросы общества. Парадоксальная ситуация: богатые люди, но, тем не менее, отбросы. Нет никаких оснований предполагать, что Закхей был исключением из общего правила. Особенно, если участь, что Писание называет его начальником мытарей. Какова же реальность? Никому не нужен, ненавидим соплеменниками, отлучён от Божьего народа, а тем самым и от Бога, от Его благословений. Есть только крупное состояние. Но это сейчас. А в «олам габа», грядущем мире, оно не понадобится. Там будет нужна милость Бога, а её-то и нет. Вот тот фон, на котором появляется Христос. Почему Закхей так рвался Его увидеть? В Евангелии об этом не говорится, но понятно, что без серьёзных причин такое желание не возникло бы. Более того, Господь, увидев его, сказал, что непременно будет у него в доме, т.е. придёт у нему. А т.к. Сын Божий видел не только явное, но и тайное, то очевидно, что это было сказано не просто так. Так что же мог хотеть Закхей? Возможно, каких-то изменений в перспективе своего бытия? Если так, то его желания исполнились.

Во время Своего земного служения Христос творил много чудес, причём самого разного свойства. Тем не менее, во всех этих чудесах есть общий момент: они открывают совершенно новую перспективу, они меняют будущее. Для каждого по-своему. Для кого-то не сильно – страдал человек лёгким недугом и выздоровел. Не самое великое событие. Но если вы прикованы к одру болезни 38 лет или если вас поразила неизлечимая проказа, то исцеление, дарованное Христом, подобно повторному рождению. То же самое можно сказать и про одержимых, волею Христа избавленных от власти зла. А ещё были воскрешения, даровавшие новую жизнь в буквальном смысле слова. Впрочем, даже без всяких чудес, встреча со Христом могла стать началом новой жизни. Вот, например, призванные Господом ученики - кем они были? В основном рыбаками. Круг их бытия имел вполне чёткие очертания, и они так и бы и просидели на берегах Галилейского моря до конца своих дней. Но Господь призвал их, и тем даровал им как абсолютно другую повседневность, так и абсолютно другую перспективу. Хотя никаких мистических действий в момент призвания не совершалось. Вот примерно то же самое происходит и с Закхеем. В его доме не совершается никаких чудес, но само присутствие Господа несёт в себе такой заряд, что Закхей во всеуслышание объявляет о том, что изменит своё бытие. «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». И вот, услышав это, Господь даёт ему новый шанс: «Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему». Итак, Закхей больше не отторгнут от Бога и Его благословений, Бог вновь пребывает с ним. Вот именно в этом и заключается сущность христианства. Она вовсе не в обрядах и не в заумных богословских сочинениях. Она в том, что, благодаря милости Христа, человек получает возможность измениться, обретает новую жизнь, новую перспективу, новую основу бытия. Христос открывает перед людьми новые горизонты и предлагает двинуться в их сторону вместе с Ним. Он даёт жизни смысл и наполняет её надеждой. В этом суть, в этом главное. Более того. Он хочет, чтобы с Ним двинулось в путь как можно большее число людей и потому открыт для всех и для каждого. Нет никого, кто принципиально не мог бы к Нему присоединиться. Надо только захотеть пойти и откликнуться на Его приглашение. Как это сделал Закхей, начальник мытарей. Ведь, теоретически, он мог и промолчать. Принял у себя в доме почтенного раввина, накормил как Его самого, так и учеников, послушал мудрые речи, всё замечательно. Только вот дальше что? Ну, получил бы благодарность в той или иной форме. И ничего нового для него не открылось бы. Но именно его готовность пойти на перемены, круто изменить бытие, преобразиться, жить иначе, и побуждает Господа сказать «ныне пришло спасение дому сему» и тем самым открыть перед Закхеем врата будущего.

Актуальна ли для нас эта история? Ещё как. Не надо думать, что вследствие крещения мы уже достигли Царства Божия. Частично соприкоснулись. Чтобы добраться до врат вечности, предстоит осилить ещё немалый путь. Причём сделать это надо самому, потому что Господь тебя туда тащить не будет. Хочешь идти? – иди. Нужна помощь? – помогут. Но экспресс доставки бизнес-классом не будет. Ещё раз повторяю: нет никого, кто был бы заранее исключён из возможности обретения милости Христа - ведь Его жертва принесена за грехи всего мира. Но, чтобы обрести её, надо захотеть изменений, нужно захотеть жить иначе – так как захотел этого Закхей. Причём нужно не только захотеть. Обратите внимание, он не сказал: я думаю, что в ближайшем будущем возможно что-нибудь сделаю. Русский перевод в этом месте не точен. В оригинале Закхей употребляет не будущее, а настоящее время: «Вот, половину моих имуществ, Господи, нищим даю и, если кого-нибудь в чём-нибудь я оклеветал, даю вчетверо». Он ничего не откладывает, его действие здесь и сейчас.

Господь даёт шанс, но нужно захотеть им воспользоваться. Понятно, что все мы грешники и, даже последовав за Ним, таковыми и останемся. Но ведь Спаситель прекрасно знает наши немощи. И, когда это будет нужно, Он придёт на помощь, укрепит и поддержит, даст возможность продолжать двигаться по пути спасения и жизни. Только без нашего желания ничего этого Он делать не будет.

Бог пришёл к нам, чтобы дать нам возможность измениться. Вернее сказать, чтобы мы очень сильно захотели этих изменений. Захотели и, отдав себя в руки Божии, позволили Ему поддержать нас в этом намерении и повести по пути, ведущем к Его Царству.

Закхей был самым обычным человеком, большим грешником, изгоем, но он захотел изменить своё бытие и обрёл Божью милость. Не знаю, кто и что о себе думает, но ведь все мы ничем не лучше Закхея. Только многие этого, к сожалению, не понимают. А жаль. Потому что изменений может захотеть только тот, кто понимает своё ничтожество и полную бесперспективность своего бытия. Только в этом случае можно ощутить жгучую потребность в переменах и воззвать к Тому единственному, Кто обладает властью всё изменить. Вернее даже не изменить, а дать нам силы для созидания своего бытия на новых основаниях. Бог сошёл в этот мир для того, чтобы открыть людям путь спасения и жизни. И тем, кто принял Его; тем, кто доверился Ему; тем, кто захотел пребыть с Ним, Он говорит и сегодня: «ныне пришло спасение дому сему …ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

14 Января 2024 - 2 воскресенье после Богоявления – (Пастор  Д. Лотов)
15 Января 2023 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
16 Января 2022 - 2 воскресение после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
17 Января 2021 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
19 Января 2020 - 2-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Е. Романенко)
20 Января 2019 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Е. Романенко)
14 Января 2018 - 2-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Г. Азиков)
15 Января 2017 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
17 Января 2016 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
18 Января 2015 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
19 Января 2014 - 2 воскресенье после Торжества Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
15 Января 2012 - 2 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)