МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
16 Января 2022 года

2 воскресение после Богоявления


Лк.19, 1-10
1 Потом Иисус вошёл в Иерихон и проходил через него.
2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
4 и, забежав вперёд, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо неё.
5 Иисус, когда пришёл на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
6 И он поспешно сошёл и принял Его с радостью.
7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашёл к грешному человеку;
8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
9 Иисус сказал ему:, потому что и он сын Авраама,
10 ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее.

Совсем недавно мы встречали Новый, 2022 г. Встречали по-разному. Кто-то в большой весёлой компании, кто-то в узком кругу родственников, а кто-то возможно, и совсем один - бывает и такое. Однако, так или иначе, для большинства сие событие сопровождалось традиционной праздничной трапезой среди близких людей. Эта трапеза имеет ряд особенностей – столь же традиционных, как и она сама. В том числе, когда провожают старый год, то делают это со вздохом облегчения, который надо понимать так: в истекшем году всё было тяжело и плохо, всё нам надоело, поэтому пусть уходит поскорее. Думаю, что это преувеличение, причём абсолютно неправильное, ошибочное. Какие бы неприятные события не случились в прошлом году, у каждого из нас было немало светлых моментов, ставших источником большой радости. Это, кстати, удиви-тельная особенность человека - способность радоваться, несмотря на общий, совсем не радостный, фон. Продолжается эпидемия ковида, добравшаяся в прошлом году и до нашего прихода. Ситуация в Европе и вообще в мире стала намного более напряжённой, в России постепенно зачищают какое-либо инакомыслие, государство уверенно идёт в направлении очередного «железного занавеса», а то и военного конфликта, цены растут, инфляция сжирает наши заработки и т.д. Но, как говорится, Богу Богово, а кесарю кесарево. Глобальные проблемы могут быть велики и неприятны, но они не способны задушить наши радости - пусть небольшие, но от этого не становящиеся для нас несущественными. Радуются даже неверующие. Тем более было бы странно не радоваться нам – ведь Господь с нами, благодаря чему мы обретаем тот мир, который, по словам св.Павла, превыше всякого ума. Поэтому не столь существенно, какой год на дворе, старый или новый, ибо любой год по Рождеству Христову есть Anno Domini – Год Господень, и Христос как был с нами, так и остаётся. Ещё одна новогодняя традиция: произнесение пожелания «с новым счастьем». Смысл её как-то не очень понятен. Т.е. можно предположить, что смена дат календаря приведёт к неким капитальным изменениям к лучшему. Но смена дат очень похожа на границу между государствами – столбы, размечающие её, раскрашены в разные цвета, а всё что вокруг, абсолютно одинаковое. Ну, цвет разметки на дороге может измениться, может быть асфальт станет получше, но природа кругом остаётся прежней. Вот точно так же и от смены дат ничего не меняется. Скажу более того: пока у руля государства находится одна и та же команда, никаких изменений в повседневности ждать и не стоит, ибо, как говорит старая пословица, «старого пса новым штукам не выучишь». Но если так, то можно ли ждать чего-то позитивного, каких-то перемен к лучшему? Можно. Только сии перемены приходят к нам отнюдь не оттуда, откуда их обычно ожидают. А о том, откуда они приходят, поведал нам евангелист Лука в рассказе о Христе и мытаре Закхее, в рассказе о встрече, которая удивительным образом изменила жизнь сборщика податей.

О том, что из себя представляли мытари, и какого рода жизнь они вели, сказано и написано немало - нет никакого смысла это повторять. Скажу лишь, что, несмотря на свою состоятельность, а то и богатство, эти люди не были счастливы. Трудно быть счастливым, когда твои соплеменники тебя чураются, а оккупанты, которым ты служишь, всё равно будут относиться к тебе, как к человеку второго сорта. Беру смелость предположить, что жгучее желание Закхея увидеть Господа связано именно с общим, достаточно безрадостным фоном его бытия. В ту эпоху интернета не было, но это не мешало слухам распространяться с очень большой скоростью. О Христе говорили. Говорили много, и того, что Закхей слышал о Господе, было вполне достаточно для того, чтобы понять – если у него и есть хоть какая-то надежда на лучшее будущее, то она только во Христе. Спаситель, обладавший всеведением, безусловно знал, что творится в душе мытаря, поэтому и заговорил с ним первый, сказав ему: «Захей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Ну а дальше, в процессе последующих событий, в душе Закхея совершился полный переворот, побудивший его сказать: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Что же Господь говорит в ответ? «Ныне пришло спасение дому сему». Почему Он так сказал? Почему пришло спасение? Что изменилось в жизни Закхея? С точки зрения практицизма и здравого житейского смысла изменения эти были очень скверные. Человек решил раздать половину имения, да ещё и воздать вчетверо жертвам своих неблаговидных деяний. Очевидно, что после этого он должен был сильно обеднеть. Да, своим высказанным публично решением Закхей существенно урезал своё состояние. Но, тем не менее, он счастлив. Почему? Потому произошло нечто очень важное – примирение с Богом. Он больше не изгой, не отлучённый, Господь принял его. Обет Закхея – свидетельство переворота, совершившегося в его душе. Именно потому, что таковой совершился, именно потому, что к нему пришёл Божий мир, Закхей хочет жить по воле Господа. Поэтому его жизнь изменилась к лучшему, хотя, с точки зрения мирского практицизма, ничего хорошего не произошло.

Нам всем стоит почаще вспоминать Закхея. Потому что если и вправду хотеть, чтобы в твою жизнь и в жизнь твоих близких вошло некое «новое счастье», нужно иметь в виду, что оно приходит не через внешние обстоятельства, а через внутреннее преображение, через обретение мира с Богом, через жизнь в единстве с Ним, вне зависимости от происходящего вокруг. Что греха таить, нам свойственна зависть в отношении богатых. Если бы кому-нибудь из нас предложили пожить так, как они, кто бы отказался? Но, думаю, довольно скоро мы бы поняли, что внешнее довольство, как и в случае Закхея, не означает счастья. Не случайно эти люди отгораживаются от всех остальных заборами и охраной. Это свидетельствует о том, что они боятся, и боятся многого. Причём обоснованно. Участь некоторых из них показывает, что все их миллионы не в состоянии обеспечить им безопасности. Свобода есть высшее благо, но о какой свободе можно говорить, когда человек сам себя сажает за высокий забор с колючей проволокой? Христос пришёл, чтобы дать людям истинную свободу - свободу духа, свободу от условностей и идолов этого мира. Сия свобода не зависит от внешних условий, ибо она приходит не снаружи, а внутри, что и являет нам история Закхея.

Мы живём в очень нестабильное время, причём нехорошо нестабильное. Совершенно непонятно, что будет дальше. Например, не успели опомниться после праздника, как полыхнул Казахстан, и последствия случившегося там могут быть весьма далеко идущими. Закхей, кстати, тоже не знал, что с ним будет – его положение должно было очень сильно пошатнуться. Но это его не беспокоило, потому что он нашёл нечто намного более важное. И, самое главное, отнять сие найденное было невозможно. Вот и нам не стоит сильно беспокоиться, ибо, как уже было сказано, Господь с нами, и никаким силам этого мира не дано отлучить нас от участия в Его обетованиях, в Его Царстве, грядущем в силе и славе.

Новый год наступил, и мы пожелали друг другу нового счастья. Но мне кажется, что было бы намного лучше пожелать своим близким обрести себя в Боге, обрести свободу во Христе, обрести всё то многое, что Господь выразил одной фразой: «ныне пришло спасение дому сему». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 16.01.2022




Другие проповеди по этому же поводу:

17 Января 2021 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
19 Января 2020 - 2-е воскресенье после Богоявления (Диакон  Е.Романенко)
20 Января 2019 - 2 воскресенье после Богоявления (Диакон  Е.Романенко)
14 Января 2018 - 2-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Г. Азиков)
15 Января 2017 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
17 Января 2016 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
18 Января 2015 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
19 Января 2014 - 2 воскресенье после Торжества Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
15 Января 2012 - 2 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)