МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
17 Января 2021 года

2 воскресенье после Богоявления


Эф.6, 1-4
1 Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.
2 Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием:
3 да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
4 И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.

Сегодня в чтении из Послания к Эфесянам мы слышали наставление св.Павла, касающиеся домашних, вернее сказать, внутрисемейных отношений. Это его прямое значение. Что ж, наставление апостола весьма актуально по той причине, что актуальна проблема, к которой оно относится. Думаю, никто из нас не нуждается в объяснениях того, что такое семейные конфликты. Дело самое обычное. Мы привыкли к тому, что это явление существует, а между тем, это не то, к чему следует привыкать. Уж больно много эти конфликты портят. Ведь их посредством разрушается то, что должно быть одной из основ бытия в этом мире. И в нашей общине, увы, есть примеры таких ситуаций. Впрочем, слово «ситуация» здесь не подходит. Правильнее будет сказать «драма». Потому что конфликт детей и родителей всегда несёт с собою много страданий, что подтверждается горечью, с которой некоторые из вас мне об этом рассказывали. Что лежит в основе конфликта? Отсутствие понимания. В каком-то смысле это отсутствие вполне понятно, потому что, например, идеалы меняются, и у каждого поколения они свои. Сие особенно актуально для нынешнего времени, когда в течение очень короткого времени была сломана вся система общественных отношений. И вот, каждый, имея свою точку зрения, по-своему выстраданную и обоснованную, стремится на таковой настоять. В результате непонимание и отчуждение. Поддаётся ли эта проблема решению? Да. Но самим решить проблему невероятно сложно, потому что для каждого ближе собственное «я». Соответственно, понять другого человека очень сложно. И вот тут как никогда важно вспомнить о том, что мы не абы кто, а ученики Господа. Мы – христиане, а это значит, что решать свои проблемы должны, исходя из христианского призвания, из последования Христу. Почему так? Потому что путь христианина есть путь самоотречения и служения ближнему. А кто такие ближние? Для детей это в первую очередь это родители, для родителей, соответственно дети. Но тут следует сделать важное замечание. Апостол пишет не просто абстрактным людям мира и доброй воли. Он пишет в конкретную общину, т.е. даёт наставления верующим. А отношения между верующими не должны быть такими, как у прочих людей. Потому что верующие существуют не сами по себе, а во Христе. Отношения верующих основаны на том, что в ближних мы прозреваем лик Христа, поэтому служение ближним есть служение Христу. Служение, при котором каждый отодвигает себя на второй план, а на первом находится ближний. Но такое служение может быть только взаимным. И именно о взаимности пишет нам Апостол. Потому что односторонних отношений такого рода быть не может. Не может быть игры в одни ворота. Соответственно, для того, чтобы получилось то, что нужно, требуется взаимность и взаимная же опора на Господа. Только с такой опорой возможно не просто разрешить конфликтную ситуацию, но разрешить её мирно, сохранив взаимную любовь.

А теперь посмотрим чуть шире, памятуя о том, что все мы – дети одного Отца, Бога. Как ни странно, хотя Бог – не человек, проблема конфликта сохраняется, потому что мы то и дело бунтуем против Него, а некоторые доходят до полного разрыва с Ним. Правда, есть существенная разница. Бог, в отличие от человека, постоянен. Соответственно, причины конфликтов не в Нём, а в нас. Почему же вообще таковые возникают? Ну, например, мне не нравится то, что Бог предлагает. У меня свои представления о жизни, о своём месте в ней. Более того: у меня свои собственные представления о Боге. А почему таковые возникают? Потому что с Истинным Богом я не согласен. Мне хочется делать то, что Он возбраняет, и я сделаю это, потому что мне нравится и хочется. Да ещё при-думаю себе другого бога, который против моих замыслов возражать не будет. И придумывают, и делают. Правда, забывают перед этим задать себе вопрос: а почему Бог возбраняет то или другое? В этом общая беда людей. Не хотят, да и не умеют смотреть подальше вперёд. Живут сегодняшним днём, даже о завтрашнем думают не очень часто, а уж прикинуть, что будет через месяц или через год – ну это вообще из области фантастики. А ведь может быть очень плохо. То, от чего тебе сейчас хорошо, в самом недалёком будущем может возыметь очень плохие последствия. А потом смотришь на свою жизнь в ретроспективе и начинаешь за голову хвататься. Сколько глупостей наделано! И как теперь стыдно за содеянное! И как горестно от сознания того, что многих из этих глупостей могло не быть!

Мы в своё время неоднократно говорили о смирении, как о важнейшем качестве христианина. Почему оно так важно? Потому что благодаря ему можно своевременно увидеть, что ты не самый умный. А, осознав сие, уже не хочется лезть вперёд, очертя голову. Понимаешь, что намного лучше довериться тому, кто знает больше твоего. А кто может знать больше Бога? Уж Он-то точно видит так далеко, как тебе в принципе никогда не увидеть. И если Он возбраняет тебе что-то или не попускает что-то сделать, то это только для твоей пользы, чтобы уберечь от какой-то мерзости. И даже если Он тебя наказывает, то не для того, чтобы унизить, а для того, чтобы остеречь. Согласитесь, если вы видите, как ребёнок почти что сунул руку в огонь, вы быстро ударите его по руке. И боль, которую вы этим причините, будет ничтожной по сравнению с болью от обжигающего пламени. Одно из современных новшеств – так наз. «ювенальная юстиция» - этой истины не признаёт. Шлёпнете ребёнка, так могут вообще отобрать – и это, увы, не преувеличение. Правда трудно сказать, что может вырасти из ребёнка, которого никогда не наказывают. В Писании, например, сказано: «Кто жалеет розги, тот ненавидит сына своего». Но Бог, по счастью, во-первых, любит нас, во-вторых, не придерживается принципов ювенальной юстиции, а потому вполне может наказать нас – ради нашего собственного блага. Что такое наказание от Бога? Жёсткое остережение, возбранение. К сожалению, этот смысл очень редко бывает понятен сразу. Что и ведёт к недовольству, а то и к бунту. Но в будущем станет ясно, почему Господь поступил с нами именно так. И тогда станет очевидным, что это послужило только к лучшему.

Итак, ни в отношениях с Богом, ни в отношениях родителей и детей нельзя обойтись без смирения и без доверия Богу. Если, конечно, хочешь, чтобы всё было нормально, а не абы как. Но, увы, никто из нас несовершенен. Первородный грех в союзе с гордыней всё время побуждает нас к жизни своим умом. Отсюда много проблем. Следовательно, должно учиться доверять, возрастать в доверии, чтобы, пользуясь помощью Бога, знающего и нас и наши обстоятельства куда лучше нас самих, совершать жизненный путь в мире и любви. В мире и любви с родителями, с детьми и, прежде всего, с Богом. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

19 Января 2020 - 2-е воскресенье после Богоявления (Диакон  Е.Романенко)
20 Января 2019 - 2 воскресенье после Богоявления (Диакон  Е.Романенко)
14 Января 2018 - 2-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Г. Азиков)
15 Января 2017 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
17 Января 2016 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
18 Января 2015 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
19 Января 2014 - 2 воскресенье после Торжества Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
15 Января 2012 - 2 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)