МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
15 Января 2012 года

2 воскресенье по Богоявлении


Римл.12, 4-11

Как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;

Некоторое время назад мне довелось присутствовать на так наз. «тридентской мессе», т.е. мессе, совершавшейся по чинопоследованию, установленному в XVI веке Тридентским собором, ставшем ответом Римско-католической Церкви на вопросы, поставленные Реформацией. Эта месса была во многих отношениях впечатляющим зрелищем. Говорю именно о зрелище, потому что люди присутствовали на этой службе исключительно как зрители, никак не участвуя в ней. Литургическое действо разворачивалось как диалог между священниками и хором. Созерцая сие, можно было понять, каким образом укреплялась в сознании мысль о том, что Богу служит только священник. Тридентская месса была очень красивой и впечатляющей, но при этом абсолютно не соответствующей содержанию слова «литургия», означающему «общее дело». В богослужении нет и не может быть просто присутствующих. Служат все: и священник, и органист, и хор, и преподаватель воскресной школы, и каждый прихожанин. Мы все участвуем в служении, в литургии, в общем деле. Если же нет такого участия, то месса из богослужения превратится в спектакль. Апостол Павел пишет нам: «…мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены». Когда какие-то члены плохо исполняют свои функции, страдает всё тело. Это актуально как в физиологии, так и в Церкви. Поэтому никто из нас ни при каких обстоятельствах не должен чувствовать себя зрителем. В богослужении мы все участники, призванные вкладывать в него все силы души. Однако, вот вопрос: а что такое богослужение? Является таковым только месса, или это понятие более широко?

Очевидно, что богослужение, т.е. служение Богу выходит далеко за рамки мессы, потому что духовная жизнь наличествует не только в воскресенье. Ещё есть обращающие наши помышления к Богу библейские часы и занятия для конфирмандов. На встречах «Лютеранской традиции» мы также говорим о духовных сущностях. А кроме того никому не возбраняется участвовать в мероприятиях других общин. Но, в любом случае, духовная жизнь не исчерпывается общественной формой – есть ещё и личная: индивидуальное чтение Писания, молитвы, произносимые без свидетелей, за закрытыми дверями всё это также является служением Богу. Но исчерпывается ли таковое служение чтением Писания и молитвами? Для человека, жившего до Реформации, однозначно да. Служение Богу – это обряды мессы, аскетические подвиги и молитва, в то время как низкие повседневные занятия были предназначены исключительно на потребу самого человека. Но для верующих, просвещённых Реформацией, ситуация выглядит иначе. Богослужением, т.е. служением Богу может быть любое честное занятие, если оно рассматривается и исполняется именно как служение. Впрочем, может ли верующий трудиться как-то иначе? Дело, которое он совершает, должно быть не формальностью для заработка, но именно служением Богу. И именно потому, что дело является служением, оно должно исполняться наилучшим образом. Некий человек, решив построить дом, пригласил подрядчика для производства работ, причём никогда не проверял его. Друг этого человека был весьма удивлён таким подходом и спросил о его причинах. На что получил такой ответ: «Я знаю этого подрядчика. Он – верующий и вкладывает в работу всё своё христианство». У двух каменщиков, работавших на строительстве церкви, спросили, что они делают. Один сказал, что кладёт кирпичи, а второй сказал, что строит церковь. В этом разница. Другой вопрос: а что такое честное дело, честное призвание? Это дело, которое соответствует духу Слова Божия – дело, на совершение которого можно с чистой совестью испросить благословение Христа. Таким образом, воскресная месса есть лишь малая часть богослужения, которое охватывает всю жизнь христианина и всех христиан. Мы совершаем сие служение на своих местах, исполняя свои призвания. Посредством сего совместного служения мы созидаем пространство, в котором живём; преобразуем мир, стараясь направить его по стезе Божией. А ведь именно таково есть наше предназначение по изначальному плану творения. Поэтому столь важно понять, какими дарами наделил тебя Господь, на какое место Он призывает тебя. Абсолютно бездарных людей, т.е. не наделённых никакими дарами, не существует. Дары даны всем. Они различны и именно это многообразие позволяет не замыкать служение Богу церковным зданием, но осуществлять таковое на многих местах в каждый день.

Примечательно, что даже в прежние времена деятельность священников и монашествующих не ограничивалась молитвой. Они занимались и образованием, и медицинской помощью, и социальным служением. Достаточно вспомнить, что Мартин Лютер помимо своих монастырских и приходских обязанностей был университетским преподавателем. А в ХХ столетии получило большое распространение движение священников-рабочих, участники которого трудились на различных предприятиях, причём именно на рабочих специальностях. Да и сегодня священнослужители вероисповедных меньшинств в разных странах трудятся не только в церковных канцеляриях, но служат Богу посредством самых различных специальностей. Служение Богу, богослужение, возможно в любом деле, соответствующем воле Господа. С другой стороны, может ли христианин, призванный пребывать в единстве с Господом, заниматься каким-либо иным делом? Никак. Поэтому, прежде чем сделать что-нибудь, стоит поразмыслить – можно ли просить Христа о благословении данного деяния. И если станет ясно, что нет, что таковое никак не совмещается с волей Господа, то богослужением оно не будет, и заниматься им однозначно не следует ни при каких обстоятельствах.

И ещё один момент. «…мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены». Из этих слов св.Павла следует, что мы не можем быть чужими друг другу, не можем игнорировать проблемы братьев и сестёр во Христе, потому что, как уже было сказано, когда какой-то член плохо исполняет свои функции, страдает всё тело. А из этого, в свою очередь следует проблема доверия. Мы должны быть такими, чтобы братья и сёстры, испытывая какие-то проблемы или согрешив, доверяли общине и искали поддержки именно в ней, среди верных, получая помощь и поддержку, а не безразличие, злорадство и осуждение. Митрополит Антоний Сурожский неоднократно говорил, что во времена Древней Церкви согрешивший человек каялся в своём грехе не перед священником, а перед всей общиной, которая была готова принять грешника и понести его грех на себе. Таково было взаимное доверие общины и её членов. Остаётся лишь сожалеть, что в наше время это невозможно…

Жизнь христиан – это литургия, общее дело, служение Богу, в котором мы все взаимно важны, ибо составляем мистическое тело Христа – Церковь. Каждый из нас есть часть этого тела, поэтому так важно служение каждого из нас. Именно такое понимание позволяет нам наилучшим образом участвовать в нашем общем богослужении, по слову св.Павла: «В усердии не ослабевайте, духом пламенейте, Господу служите». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 15.01.12




Другие проповеди по этому же поводу:

14 Января 2024 - 2 воскресенье после Богоявления – (Пастор  Д. Лотов)
15 Января 2023 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
16 Января 2022 - 2 воскресение после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
17 Января 2021 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
19 Января 2020 - 2-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Е. Романенко)
20 Января 2019 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Е. Романенко)
14 Января 2018 - 2-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Г. Азиков)
15 Января 2017 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
17 Января 2016 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
18 Января 2015 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
19 Января 2014 - 2 воскресенье после Торжества Богоявления (Пастор  Д. Лотов)