МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
19 Января 2020 года

2-е воскресенье после Богоявления


Иоанн 2:1-11
1. На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.
2. Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
3. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
4. Иисус говорит Ей: что́ Мне и Тебе, Же́но? еще не пришел час Мой.
5. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
6. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.
7. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их доверху.
8. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.
9. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха
10. и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.
11. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

Дорогие братья и сестры,
В 23-ей главе Евангелия от Луки есть очень интересный эпизод. После суда в Синедрионе и допроса у Пилата Иисуса отправляют к царю Ироду. Ирод этому очень радуется. Потому, что давно слышал об Иисусе и надеется, что тот поразвлекает его и совершит для него и для его свиты какое-нибудь чудо. Но Иисус не совершает никаких чудес, даже не отвечает на вопросы Ирода. Иисус молчит. Молчит, прекрасно зная, чем все это для Него кончится. И тогда разочарованный Ирод, не дождавшийся чуда, отправляет Иисуса назад к Пилату.

Так вот, вопрос: почему Иисус в данном случае молчал? Почему он не сделал для Ирода ничего сверхъестественного? Ведь Он мог бы сотворить чудо и тогда Ирод и его пересмешники увидели бы, что имеют дело с Настоящим Мессией! Но Иисус все же предпочитает молчать. Некоторые толкователи так объясняют это поведение Иисуса: во время своего земного служения наш Господь творит чудеса, но не для развлечения. Иисус - не фокусник на площади, не какой-нибудь факир. Он не показывает фокусов на потеху Ироду или кому бы то ни было еще.

Если мы внимательно посмотрим на то, какие чудеса творит Иисус на страницах Евангелий, мы увидим, что Он творит чудеса не для того, чтобы кого-то развлекать. Потому, что чудо это, если можно так выразиться, «дело серьзное». И действительно, всякий раз, когда мы читаем о чудесах Иисуса (да и вообще о любых чудесах, которые упоминаются в Писании), мы видим, что чудо — это нарушение привычного нам порядка вещей. Как сказал в свое время Блаженный Августин: «чудеса противоречат не природе, а известной нам природе».

Но мы видим: каждый раз, когда Иисус нарушает этот привычный людям порядок вещей — он делает это не для того, чтобы людей потешить, не для того, чтобы кого-то поразвлечь. Он творит чудеса чтобы помочь людям, которые оказались в тяжелых (а иногда даже чрезвычайных или даже страшных) обстоятельствах.

И таким образом, в чудесах Иисуса всякий раз всякий раз видна Милость Бога к грешному и погибающему человечеству, забота Бога о человечестве. Например, во время насыщения пяти тысяч человек Иисус дарует людям пищу чтобы те по дороге не умерли с голоду. Он исцеляет неизлечимо больных. Он изгоняет бесов. Он воскрешает мертвых. Он имеет власть над стихиями, например, усмиряет бурю когда ходит по воде. И, как я уже сказал, каждый раз такое чудо, это то, что помогает людям, оказавшимся в чрезвычайных обстоятельствах. И поэтому очень часто чудеса, сворешенные Иисусом, являют людям удивительную Божью Милость и Любовь и через это в корне меняют жизнь людей.

Мне кажется, так можно сказать обо всех чудесах, совершенных Нашим Господом во время Его земного служения. Точнее, почти обо всех. Обо всех, кроме одного. Того самого, о котором мы с Вами сегодня слышали во время чтения второй главы Евангелия от Иоанна: «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак.И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них» (Ин 2:1-3).

Вот это чудо в Кане Галилейской — превращение воды в вино. По сравнению со всеми другими чудесами, совершенными Иисусом, какое-то оно, если можно так выразиться... мелкое. Мелкомасштабное, что ли… Ну в самом деле, сделать вино для праздника, для свадебного пира — разве это «Божественный» масштаб?

Свадебный пир — это, конечно, важное и радостное событие в жизни молодоженов и их гостей. Но по сравнению с величиной Вселенной, которую Бог сотворил из ничего, по сравнению с властью над бесами, по сравнению с Воскресением из мертвых (победой над самой смертью!)… превращение воды в вино, это как-то… действительно, мелко.

Гости на свадьбе, которым нечего пить это, конечно, досадный случай. Но это не смертельно больные, не бесноватые, не мертвые, даже не погибающие. Так вот, вопрос: каким образом это чудо — превращение воды в вино - согласуется с Миссией Иисуса Христа на нашей грешной земле?

Причем, обратите внимание, этот эпизод происходит уже после того, как некоторые из Его учеников (например, Нафанаил) признали в Иисусе Мессию. То есть ученики уже имеют некоторые начатки веры в Иисуса как в Христа Божия. Так почему же Иоанн счел нужным включить именно такой эпизод в текст своего Евангелия? Неужели для пропаганды пьянства?

Меж тем, дорогие братья и сестры, мне кажется, что это эпизод с очень глубоким смыслом. И Евангелист Иоанн включает этот эпизод в свое Евангелие далеко не случайно.

Все дело в том, дорогие братья и сестры, что во многих языческих религиях, как и в некоторых светских философских системах (например, в деизме эпохи Просвещения) есть представления о том, что Единый Бог, который сотворил наш мир — есть только его Творец, но не (выражаясь богословским языком) Промыслитель. Другими словами, что Бог сотворил наш мир, но после этого «отошел от дел». То есть, что Бог забросил свое творение и не вмешивается в то, что происходит на Земле.

Язычников это в конце концов привело к выводу, что нужно обращаться не к Единому Богу, а к разного рода промежуточным сущностям или «силам» рангом пониже — так и появляются языческие пантеоны, которые мы знаем сегодня, где каждое божество имеет свое «ремесло». А светских философов, которые придерживалсь того самого деизма (то есть идеи, что Бог отстранился от мира) — привело к построению таких систем, в которых человеку совершенно безразлично, есть ли Бог или нет. Бог же не участвует в жизни Своего творения?

Но совершенно другую картину Бога и Его взаимотношений с нашим миром дает нам Священное Писание. Ветхий Завет говорит нам о том, что Бог — действительно Единый и Непостижимый Творец Неба и Земли. Но при этом Он не «ушел на покой», не «отстранился» от сотворенного Им мира. Несмотря на Свою Вечность и Непостижимость, Бог Ветхого Завета близок к Своему творению. Он действует в Своем творении, он активно участвует в жизни Своего творения, можно даже сказать, переживает за Свое творение (взять хотя бы образ народа Израиля как распутной женщины — в 23-й главе книги Иезекииля). И самое главное — Бог хочет это творение спасти. Потому, что сам этот мир — так говорит нам Ветхий Завет — Бог сотворил с определенным замыслом и с определенной целью.

И вот, именно эту идею — идею о том, что Весь Мир управляется Единым Благим Богом, который не «далек» от своего творения, но деятельно участвует в его жизни - христианство и получает в наследие от ветхозаветной церкви. Триединый Бог — говорят христиане (вслед за иудеями) — не «ушел на покой». Он участвует в жизни своего творения, Он действует в этом мире. Он ведет людей к спасению. Он слышит и слушает людей, которые сотворены по Его Образу и Подобию.

Соответственно, и вопрос «какому богу и в какой ситуации молится?» - который для язычника был необычайно актуален, для христианина просто не имел смысла. Христиане знали, что всегда и во всех случаях нужно обращаться в молитве именно к Триединому Богу. Его можно просить в молитве о спасении души и о прощении грехов. Но Его же можно попросить и хорошем урожае и об исцелении больных. И от Бога было дано обетование, что Он услышит молитвы, обращенные к Нему во Имя Его Единородного Сына Иисуса Христа.

Потому, что как Ветхий Завет говорит нам о Боге, который не «забросил» свое творение, но участвует в его жизни, так и Новый Завет говорит нам о Боге, который приблизися к людям, причем приблизился настолько, что трудно себе представить. Вспомним начало того же Евангелия от Иоанна: «...и Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и Истины» (Ин 1:14). Сам Творец Всей Вселенной воплотился для людей и ради людей, то есть, в конечном итоге — ради всех нас, ради нас с Вами, дорогие братья и сестры.

Так вот, имея это в виду, давайте все же посмотрим на этот эпизод — свадьбу в Кане Галилейской. Что там происходит? Итак: «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них» (Ин 2:1-3).

Только вдумайтесь, что это за фраза и что это за просьба! Иисус Христос — Сам Воплотившийся Бог. Воплотившийся Творец всей Вселенной. Он пришел, чтобы разрушить дела диавола, чтобы победить смерть, чтобы стать Единой и Совершенной Жертвой за грехи всего человечества… а она ему про вино. Вино для пирушки.

Вдумайтесь только: неужели можно обращаться к Богу по такому пустяковому, можно сказать, «бытовому» вопросу? Нет вина для праздника! Пусть да, это праздник очень важный в жизни молодожен... Но все же, молодожены и их гости на свадьбе - это не слепорожденные и не одержимые бесами! Вино для праздника - разве можно об этом просить Самого Бога? Разве это Его «уровень»? Разве это «божественный» масштаб?

Однако, давайте посмотрим, как ведет себя Иисус в этой ситуации. Что же отвечает Марии Тот, Чье Происхождение от начала от дней вечных?

Может быть, Он отвечает: «Ну ты, жено, нашла о чем просить Самого Воплотишегося Бога! О вине для какого-то там праздника! Разве подавать вино пришел Единородный Сын, Которому поклонились все ангелы Божии?».

Нет, Иисус отвечает по-другому. И обратите внимание, как: «Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой» (Ин 2:4).

Иисус не говорит Марии: «жено, зачем ты Меня беспокоишь по таким пустякам? Я ведь пришел разрушить дела диавола, стать Жертвой за грехи мира! Какое там вино?». Нет, Его возражение другое: «ещё не пришёл час Мой». Во время брака в Кане галилейской Иисусу еще не пришло время открыться этому миру как Мессии. Еще не пришло время явить Свою Славу. Вот Его единственное возражение. А не то, что это всего лишь лишь свадьба, и всего лишь вино для всего лишь молодожен и их гостей.

«Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их доверху. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе» (Ин 2:7-10).

Итак, Иисус совершает чудо. Чудо превращения воды в вино. Но это чудо не «эпических», с позволения сказать, масштабов. Это, как я уже говорил, не усмирение шторма, не изгнание демона, не воскрешение метрвого. Но мы видим, что Иисус не погнушался обыденными нуждами этих людей (я имею ввиду молодожен и гостей на свадьбе), какими бы «мелкими» эти нужды нам не казались с точки зрения масштабов миссии Самого Иисуса в нашем мире.

И вот, Иисус милостиво выручает молодую семью, превращая воду в вино. Да, пусть даже это не погибающие, не слепорожденные, не бесноватые… Иисус, как я уже сказал, не пренебрегает обычными потребностями обычных людей. Быть может, именно в этом и заключается причина, почему Иоанн все же решил включить этот эпизод в свое Евангелие?

Вспомним, ведь Евангелие от Иоанна начинается с величественного и богословски насыщенного пролога о Воплощении Иисуса Христа, то есть о Воплощении Самого Бога. В Иисусе Христе — говорит Иоанн — Сам Бог, воплотившись, приблизился к людям: «и Слово стало плотью и обитало с нами, полное Благодати и Истины». Если можно так выразиться, в Своем Воплощении Бог делает еще один решительный шаг навстречу своему взбунтовавшемуся творению. Так вот, в Воплощении Иисуса Христа Бог не просто участвует в жизни Своего Творения, как это было во времена Ветхого Завета. Он воплощается, чтобы жить рядом со Своим творением, чтобы страдать со Своим творением. Чтобы в конечном итоге искупить и спасти Свое творение.

Итак, в Иисусе Христе Бог, Творец Вселенной, который язычникам или светским философам мог показаться далеким и недоступным, (как будто Он «ушел напокой») - так вот, этот Бог воплотился и сошел к людям. Бог стал близко к людям. И настолько близко, что не гнушается даже такими их «мелкими», казалось бы, «тривиальными», «земными» нуждами. Такими, например, как вино для праздника. И, кстати, по свидетельству евангелиста Иоанна, это было вино отличного качества: «Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, (...) тогда (...) зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе».

Иисус Христос, вочеловечившийся Бог приближается к людям. Приближается настолько, что не гнушается помочь им даже с такой проблемой, которая с точки зрения масштабов Истории Спасения, а уж тем более Вечности выглядит сущим пустяком. Но Иисус, как я уже сказал, не пренебрег этими людьми, не оставил их в беде. Да, пусть это не исцеление смертельно больного, не воскрешение мертвого … И тем не менее, это чудо показывает, насколько к людям приблизился Бог чтобы явить Свою Любовь и Милость. Во 2-й главе Послания к Филипийцам есть очень сильные слова, которые в одном из современных переводов звучат так: «(Иисус Христос), по самой природе Своей Богом будучи, за это Свое равенство Богу не держался, 'Божественностью Своей' поступился и принял образ раба, уподобившись 'смертному' человеку» (Филип 2:6-7).

Но вот теперь внимание, вопрос, дорогие братья и сестры: какое все это отношение имеет к нам? И какой из этого можно сделать вывод?

Я думаю, Вы уже сами догадываетесь: первый вопрос («какое все это отношение имеет к нам?») в свете всего, что было сказано выше — вопрос бессмысленный. Если верен тот вывод, к которому мы с Вами пришли ранее — что Иисус, Воплотившийся Бог, приближается к своему творению настолько, что не пренебрегает обычными потребностями обычных людей — значит, он не пренебрегает и нашими с Вами потребностями. Он заботится о каждом из нас. И дарует нам все, что необходимо нам для жизни, даже тогда, когда мы этого не замечаем или когда забываем Его об этом поблагодарить. И, напоминаю, тема нашего сегодняшнего богослужения: «Иисус — Господин дома».

Иисус — наш Спаситель, взошедший на Крест и принявший на Себя наши грехи. Иисус — наш Царь, которому мы служим и благодаря которому мы имеем честь называться детьми Божьими. Иисус также наш Господин Дома. Тот, кто управляет нашими домами, нашим хозайством, нашими семьями, в конечном итоге — нашими жизнями. И вот, мне кажется, этот эпизод в Кане Галилейской показывает нам, что Иисус — Господин дома, который заботится о своих домочадцах.

Бог воплотился и сошел в этот мир прежде всего пришел ради нашего Спасения. Однако, этот эпизод на свадьбе в Кане показывает, что Богу небезразлично не только наше Спасение. Ему также небезразличны и наши обыденные проблемы, какими бы мелкими они нам самим не казались. И далеко не случайно среди возвышенных и глубоких прошений, которые мы находим в молитве «Отче Наш» есть и такое: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день». Иисус учит апостолов так молиться, чтобы они осознавали свою нужду и свою потребность в Боге даже в таких «мелких», бытовых вещах как каждодневная одежда или хлеб на столе. Наш Небесный Отец — говорит Иисус - знает, в чем мы имеем нужду (Мф 6:8). Однако, Ему также важно, чтобы мы осознавали все наши каждодневные нужды. И со всеми этими нуждами обращались к Нему в молитве. И самое главное, чтобы мы не забывали благодарить Его за то, что Он так заботится о нас.

Быть может, вино для свадебного торжества, которое милостиво сотворил Иисус для гостей в Кане Галилейской — это дело не «божественного» масштаба. Это сущая мелочь по сравнению с сотворением нашей огромной Вселенной. Однако, даже в такой (казалось бы) мелочи Господин дома не гнушается нуждами домочадцев. Он не гнушается и нашими нуждами тоже. Потому что Господин Дома заботится о своих домочадцах.

Мне кажется, именно этот случай в Кане Галилейской показывает нам, что Богу мы небезразличны. Как не были безразличны Иисусу Христу молодожены и их гости на свадьбе, у которых закончилось вино. А значит, не нужно стесняться просить нашего Господина Дома о нашем насущном хлебе — то есть, если толковать шире — обо всем, что нам нужно для жизни. И самое главное, не нужно забывать благодарить Его за то, что Он милостиво заботится о нас и дает нам все, что нам нужно. «Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, тогда зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе». Аминь


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 19.01.2020




Другие проповеди по этому же поводу:

14 Января 2024 - 2 воскресенье после Богоявления – (Пастор  Д. Лотов)
15 Января 2023 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
16 Января 2022 - 2 воскресение после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
17 Января 2021 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
20 Января 2019 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Е. Романенко)
14 Января 2018 - 2-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Г. Азиков)
15 Января 2017 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
17 Января 2016 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
18 Января 2015 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
19 Января 2014 - 2 воскресенье после Торжества Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
15 Января 2012 - 2 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)