МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
09 Апреля 2017 года

Palmarum


Флп.2, 5-11
…в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Почему наша святая вера именуется христианской? Потому что прежде всего мы веруем, что Иисус Христос есть Истинный Бог, Единосущный Отцу. Мы также веруем в то, что Он вочеловечился, дабы говорить с нами без посредников, лицом к лицу. Иисус был Истинным Богом, но Его божественность была сокрыта в человеческом теле – как говорит Св.Писание, Он был подобен нам во всём кроме греха. Но всё же, время от времени она проявлялась - прежде всего в чудесах, а, кроме того, в таких удивительных событиях, как Преображение, о котором св.ап.Пётр впоследствии написал: «…мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетённым басням последуя, но быв очевидцами Его величия». Наконец, самое главное свидетельство Божественности Иисуса – Его Воскресение и Вознесение. Итак, Божественная сущность Спасителя являлась миру, но часто ли это происходило? Не очень. И поистине было в высшей степени парадоксально сочетание чудес и личности, от которой они исходили. Ведь в Иисусе не было абсолютно ничего героического. Он не был ни великим вождём, ни духовным лидером Божьего народа и выглядел как неимущий странник, не имеющий никакого достояния. Как говорится, что на нём, то и его. Земное служение Христа не принесло Ему никакой выгоды, никакого возвышенного положения – только лишь Голгофу. Пророк Исайя говорил не о победоносном, а о страдающем Мессии. Так оно и вышло. На небесах Он в славе, но на земле в страданиях.

В этом мире есть немало людей, жалующихся на превратности судьбы – например, когда-то у них было возвышенное положение, жили хорошо, а теперь всё утратили и бедствуют. Вариаций на эту тему может быть великое множество. Но вот, служение Иисуса - оно с самого начала было сопряжено со страданием, потому что Бог Всемогущий был вынужден умалиться до образа творения. Помыслите: если даже для человека понижение статуса является трагедией, то насколько же в большей степени сие было страданием для Христа, вынужденного втиснуть Себя в человеческое тело со всей его ограниченностью и несовершенствами! Однако, Он никогда не сетовал на сие, никогда не пытался возвыситься над учениками или народом, был всегда открыт, доступен, готов помочь и никоим образом не искал земных почестей – скорее бежал от них. Торжественный Вход в Иерусалим, о котором мы вспоминаем сегодня, был единственным случаем массового публичного чествования, да и то Иисус совершил не ради наслаждения поклонением толпы, но ради исполнения сказанного о Мессии у пророков. Воистину «Он, будучи образом Божиим, … уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». Но какое отношение всё сие имеет к нам, если учесть, что Иисус – Бог Истинный, а мы всего лишь люди? Самое прямое, ибо так говорит св.ап.Павел: «…в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе».

Люди стремятся к земному величию, понимаемому либо как обладание властью, либо имуществом, дающем власть. Ради достижения сего идут на всё вплоть до тяжких преступлений. Увы, карьеризм есть беда не только мира – он в полной мере присутствует и в Церкви, где путь наверх также расчищается отнюдь не святостью. Да и как не расчищать? Ведь так хочется величия! Некоторое время назад я видел в инете замечательную в своём роде фотографию: приезд нынешнего патриарха РПЦ в какой-то город – если ничего не путаю, в Иваново. От лимузина раскатана ковровая дорожка, вдоль которой выстроилась рота почётного караула, позади восторженная толпа и всё прочее в том же роде. Ну как к такому не стремиться? Стремятся вовсю. Уровней для карьерного роста хватает, а у кого означенный рост не получился, тот смотрит на такого рода картинки и мучается завистью. А поди ж, не помучайся – вот так посмотришь на себя, сравнишь с картинкой и начинаешь помышлять, что лет вроде уже и немало, а ничего толком не заработал, каменных палат не построил, величия никакого и т.д. Поневоле начинаешь завидовать тем, у кого всё сие есть. Поистине, это страшнейшее искушение, устоять против которого невероятно трудно. Поэтому так важно почаще вспоминать и иметь в виду сказанное Павлом. Ведь мы идём путём Христа, Который не только не стремился ни к каким мирским отличиям, но и тщательно избегал их. Почему? Потому что пришёл в мир для другого: для служения. И если мы действительно Его ученики, то должны идти тем же путём – путём служения, а не искания отличий. Идти, не испытывая зависти к тем, у кого большое имение, потому что таковое для вечности бесполезно. Награда верующего на небесах, и единственное, что имеет ценность в вечности – это единство со Христом.

Почему Иисус равнодушен к мирским почестям? А зачем они Ему, если Он – Сын Божий? Зачем Ему земные почести, если Он знает о грядущей небесной славе, которая несравнимо выше любой земной? Как говорит Павел, «Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних». Но абсолютно то же самое можно сказать и об учениках. Зачем ученикам Христа земная слава, если они уже здесь, уже в этом мире, являются достоянием Бога и, благодаря откровению Нового Завета знают о грядущей славе в вечности? Соответственно, получается, что у нас, как и у Христа, время для славы не здесь, а в Царстве Бога. Что же до времени в этом мире, то оно не для славы, а для служения, а при служении не столько берут, сколько отдают. Один из моих предшественников в этом приходе – Генрих Дикгоф – получал довольно большое жалованье, так что мог считаться вполне состоятельным человеком. Но в реальности у него ничего не было, потому что практически всё он раздавал нуждающимся – не профессиональным нищим, разумеется, а реально нуждающимся. Причём не просто раздавал. Например, воспитанникам опекаемой им школы для слепых он не только обеспечивал, но и помогал с трудоустройством. Впрочем, в служении нуждаются не только слепые – таких людей очень много и, если есть желание послужить им, то не надо ждать пока они тебя найдут – их надо искать самому. Подобно тому как Иисус, придя к людям, не сидел в Иерусалиме или в своём городе, но ходил по всей земле иудейской, дабы как можно большее число заблудших могло услышать Божью истину, обратиться к ней и перейти от смерти в жизнь.

У нас не так много времени. Иисус не говорит, что надо непременно жить в бедности. Он говорит, что не надо тратить время на собирание земных почестей, ибо его может не хватить на собирание сокровищ нетленных. Нам нужно много сил, но не для расталкивания ближних, а для служения им, для несения креста. Слава будет потом, а сейчас крест. Таковым был путь Христа, таков должен быть путь того, кто считает себя Его учеником. «…в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

20 Марта 2016 - Palmarum (Пастор  Д. Лотов)
29 Марта 2015 - Palmarum (Пастор  Д. Лотов)
13 Апреля 2014 - Palmarum – 6 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
24 Марта 2013 - 6 воскресенье Великого поста – Palmarum (Пастор  Д. Лотов)
28 Марта 2010 - ПРОПОВЕДЬ В ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
28 Марта 2010 - Palmarum – 6 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
05 Апреля 2009 - Palmarum – шестое воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)