МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
19 Июля 2020 года

6 воскресенье после Дня Св.Троицы


Мф.5, 20-26
20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное.
21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьёт, подлежит суду.
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака'", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.
23 Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 
24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; 
26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

Есть такое понятие – контрастный душ. Сначала горячая вода, потом холодная. Сказанное Господом иногда похоже на этот душ. Вот, Он говорит о Царстве Божием очень просто и понятно, так что оно как будто рядом – протяни руку, и оно твоё. А потом планка вдруг поднимается настолько высоко, что достижение Царства начинает выглядеть задачей совершенно неисполнимой. Как в сегодняшнем евангелии: «…говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное». Кто такие книжники? Знатоки Закона. Кто такие фарисеи? Люди, которые поставили целью своей жизни соблюдение Закона во всей его полноте. И не только поставили, но и вполне реально этим занимались. Да, разумеется, были среди них и лицемеры, и любители покрасоваться перед другими людьми, но были и по-настоящему серьёзные ревнители благочестия. Вопрос: а для чего они всё это делали? Для того, чтобы обрести милость Божию, потому что, по их твёрдому убеждению, точное исполнение Закона было самым надёжным путём к Царству Божию. Мы все знаем, насколько сложен был этот Закон, который за многие столетия своего существования оброс таким количеством толкований и установлений, что его исполнение в полноте превращалось в совершенно непосильную задачу. Я бы сказал так: обычным людям, занятым каждодневным добыванием хлеба насущного, было попросту некогда этим заниматься. Не случайно в Новом Завете Закон назван «бременем неудобоносимым». И тут вдруг Иисус говорит чающим Царства Божия: «…говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное». Да куда же превзойти? Тут даже сравняться будет большой проблемой! Получается, что путь к спасению вроде бы закрыт по причине недостижимости. Но зачем бы тогда был нужен Новый Завет? Поэтому надо разобраться с тем, что хочет сказать Господь.

После призыва превзойти книжников и фарисеев, Иисус говорит: «21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьёт, подлежит суду. 22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака'"*, подлежит синедриону**; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной». Т.е. на первый взгляд Он призывает именно к тому, чтобы превзойти фарисеев, делать больше, чем они. Но на самом деле всё иначе. Если помните, в одном из назиданий Господь сводит весь Закон к двум заповедям: о любви к Богу и о любви к ближнему. И прибавляет, что в этом весь Закон и пророки. Но это не означает, что Спаситель вводит некий новый закон или ужесточает старый. Его цель – вернуть непомерно детализированный человеческий закон к изначальным и очень простым Божьим принципам. Потому что Бог даёт миру именно принципы, выраженные в 10 Заповедях. Иисус укладывает их в две, а по сути в одну. Вернее, в один принцип – принцип любви, действующий как по отношению к Богу, так и по отношению к ближнему. А любовь, как вы помните – это не физиологическая страсть. Истинная любовь, обозначаемая в Писании словом «агапе», есть чувство совершенно иного рода, ведущее не к эротике, а к самоотверженному служению. И вот теперь настало время вернуться к тому, что Иисус сказал об убийстве и гневе.

Если посмотреть на соответствующие установления в Торе, то там можно увидеть ряд очень чётко прописанных постановлений, напоминающих статьи Уголовного кодекса. За убийство при одних обстоятельствах вот такое наказание, а при других – вот этакое. Не сомневаюсь, что в талмудическом законе всё это расписано ещё детальнее. Но гнев наказуемым не является. Тем более, словесное оскорбление, причём отнюдь не самое страшное. Подумаешь, дураком или психом назвали. Однако, Иисус говорит: нет, не пойдёт. И гнев, и ругательства – всё должно наказываться, причём строго. Но к чему Он ведёт? Закон наказывает за реально совершённые грехи. Бог же хочет не наказывать людей, а изменить их. Изменить таким образом, чтобы грехи стали невозможными. А это возможно только через любовь. Потому что как можно гневаться или поносить человека, которого любишь, которому самоотверженно служишь? А если сии любовь и служение взаимны? Тогда тем более никак. Вот в этом суть, которая выражена в т.ч. в дальнейших назиданиях. «23 Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Бессмысленно разбираться, кто прав, а кто не прав. Абсолютной правоты не бывает никогда. В большей или меньшей степени, но в конфликте двух сторон всегда виноваты обе. Поэтому разрешить конфликт, а ещё лучше, не допустить его, можно только применяя принцип любви. Тем более, что такой вариант наиболее выгодный даже с чисто мирской точки зрения: «25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; 26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта». В отсутствие любви невозможно нормальное примирение, а при её наличии сам конфликт либо становится невозможным, либо должен заглохнуть в самом начале.

Проблема христиан в том, что они умудрились сделать из Нового Завета новый закон, вследствие чего, точно так же, как и фарисеи, размышляют над тем, как выслужиться перед Богом, чтобы заработать Его милость. Лютер, например, пока не понял, что к чему, завёл обычай подолгу стоять босиком на снегу. А одним из самых сильных впечатлений его детства – до предела измождённый князь Ангальтский, который допостился до того, что умер от истощения. Св.Симеон Столпник 37 лет провёл на столбе. И вот, такого рода умонастроения представляются народу Божию, как примеры особо достойной и богоугодной жизни. Но ведь по сути это всё та же фарисейская праведность, зарабатывание Божьего оправдания некими специальными действиями. Между тем, надо не сравняться с фарисеями, а превзойти их. Но как? Если поститься, то до полного истощения; если молиться, то до полного изнеможения? Нереально. Особливо для тех, кто, в соответствии со Словом Божиим, каждодневно добывает хлеб в поте лица своего. Нет, это не вариант. Тем более, что Господь хочет от нас не внешних действий, выслуживающих Его милость, а преображения души, проникнутой вышней любовью. И когда такое преображение происходит, человек думает не о зарабатывании милости, а о служении, становящемся насущной потребностью. Можно стоять босиком на снегу, но кому от этого станет лучше, каким образом сие стояние послужит ближним. Никаким. Можно умереть от истощения, но кому от этого станет лучше? Никому. Как уже было сказано, это всё та же фарисейская праведность, направленная только лишь на себя. А Господь хочет, чтобы мы посвятили себя служению ближним. По силам ли нам сие? Да. Иначе бы Господь об этом не говорил. Трудно? Очень трудно, потому что дьявол, мир и собственная порочность пытаются совратить с пути истины всеми возможными средствами. Поэтому усвоить принцип любви и жить в соответствии с ним можно только с помощью Бога. Самое главное, не надо стесняться об этой помощи просить. Господь знает наши нужды и никогда не откажет в такой просьбе, потому что дал Свои принципы для практического применения, а не для превращения оных в экспонаты и реликвии. Он дал Свои принципы для того, чтобы мы применяли их, жили в соответствии с ними и шли к вратам Его Царства. Ибо Он ждёт нас. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 19.07.2020




Другие проповеди по этому же поводу:

05 Апреля 2020 - Palmarum (Пастор  Д. Лотов)
14 Апреля 2019 - Palmarum (Пастор  Д. Лотов)
25 Марта 2018 - Palmarum (Пастор  Д. Лотов)
09 Апреля 2017 - Palmarum (Пастор  Д. Лотов)
20 Марта 2016 - Palmarum (Пастор  Д. Лотов)
29 Марта 2015 - Palmarum (Пастор  Д. Лотов)
13 Апреля 2014 - Palmarum – 6 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
24 Марта 2013 - 6 воскресенье Великого поста – Palmarum (Пастор  Д. Лотов)
28 Марта 2010 - Palmarum – 6 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
28 Марта 2010 - ПРОПОВЕДЬ В ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
05 Апреля 2009 - Palmarum – шестое воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)