МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
05 Апреля 2020 года

Palmarum


Ин.12, 12-19
12. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,
13. взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
14. Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
15. «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле».
16. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́к было о Нем написано, и это сделали Ему.
17. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
18. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
19. Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.

На богослужении в первое воскресенье Адвента мы читали Евангелие от Матфея, где рассказывается о Входе Христа в Иерусалим. И вот, сегодня, в Пальмовое или Вербное воскресенье мы вновь обращаемся к этому событию. Итак, Иисус вместе с учениками входит в святой город. Народ устраивает Ему триумфальную встречу, так что Сын Человеческий, в течение трёх лет не имевший где преклонить голову, вдруг оказывается в положении триумфатора – Его действительно встречают как царя и Мессию. Откуда вдруг такой восторг? В течение трёх лет Господь странствует по Святой Земле и, хотя Его проповедь и собирает множество людей, желающих внимать Слову, тем не менее, о триумфах до сих пор речи не было. По крайней мере в Писании об этом ничего не говорится. Так что же произошло?

Описание Входа Господня в Иерусалим есть у всех евангелистов, однако если Матфей, Марк и Лука просто констатируют совершившееся событие, явившееся исполнением древнего пророчества, то евангелист Иоанн добавляет интересную деталь, которая и является ключом к ответу на вопрос о причинах столь торжественной встречи. «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мёртвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо». Вот она, причина столь бурной встречи – совершённое в присутствии множества свидетелей чудо воскрешения. Причём воскрешённый Лазарь на момент совершения чуда представлял собою стремительно разлагавшийся труп почти недельной давности. Невероятное чудо! И уж если Иисус смог совершить столь великое деяние, то, следовательно, в Нём действительно пребывает сила Бога, а, следовательно, Он действительно Тот, о Ком говорили пророки – Мессия, Спаситель мира. Так что радость и даже ликование вполне понятны. Но, в тот момент, когда на улицах неистовствует размахивающая пальмовыми ветвями толпа, есть люди, не участвующие в общем торжестве. Более того. Сие торжество они рассматривают, как своё поражение и, пока Иисус идёт по улицам, они говорят: «Видите ли, что не успеваете ничего? Весь мир идёт за Ним». Эта реплика побудила меня задуматься о том, насколько она соответствуют реальности. Действительно ли весь мир шёл за Иисусом тогда? И, что ещё более важно, идёт ли сейчас?

Когда Господь вошёл в Иерусалим, Его действительно встретило множество людей, причём встретило с великим энтузиазмом. Но вот только надолго ли этого энтузиазма хватило? Как только выяснилось, что предполагаемый Мессия попал в ситуацию, невозможную для Мессии, весь энтузиазм тут же испарился. А память о чудесах оказалась очень короткой. Триумфатора встречали толпы, но всего через пять дней совсем немногие сопровождали несущего крест страстотерпца, и уже совсем никто не сделал попыток защитить или спасти Его.

«Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? Весь мир идёт за Ним». Так идёт ли? В момент триумфа – да, но ведь сей триумф лишь случайный эпизод и не более того. В остальное же время…Иерусалимские фарисеи волновались напрасно. Весь мир НЕ идёт за Иисусом, потому что мир не любит неудачников. А кто такой Иисус с мирской точки зрения? – классический неудачник. Нищий проповедник, ничего не наживший; наобещал кучу всяческих благ в каком-то туманном светлом будущем, объявил Себя Сыном Божиим и Мессией, а Сам был казнён наипозорнейшим способом. Он призывал следовать за Ним – но что можно получить от такого последования? Примазаться к чудотворцу несомненно выгодно. Если уж рядом с тобою творятся чудеса, то и на твою долю что-нибудь да перепадёт. Кстати, апостолы во время Входа в Иерусалим, да и не только, имели возможность это почувствовать. Но зачем присоединяться к страстотерпцу? Люди озабочены прежде всего своей личной выгодой, а с точки зрения выгодности следование за Христом, совершающим крестный путь, чистое безумие. Что можно таким образом приобрести? Только неприятности и осложнения в виде непонимания со стороны окружающих и затруднённости сосуществования с ними. А можно и самому пострадать. Так зачем следовать? Мне могут указать на видимое возрождение церковности, которому мы все свидетели. Но есть последование за Христом и есть присоединение к институту, пользующемуся поддержкой государственной власти. Это разные сущности, которые нельзя смешивать. «Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? Весь мир идёт за Ним». Фарисеи могут спать спокойно – весь мир за Христом не следует.

Но почему тогда за ним последовали мы? Неужели всё-таки открылась некая выгода, которую большинство благополучно просмотрело? Нет, никакой выгоды мы не ищем, и даже перспектива наследования Царства Божия не является здесь определяющим фактором. Подумайте вот о чём: чем будет мир, если из него убрать Бога? А ничем, потому что вне Бога нет жизни. Если Создатель прекратит поддерживать творение, то оно попросту прекратит существование. При желании можно сделать вид, что Бога нет, как это и было сделано в советский период. И что же? Таким образом было устранено понятие абсолютного авторитета. Его попытались заменить авторитетом человеческим, но, в отличие от Бога, человек ошибается и заблуждается, а потому попытки канонизации человеческих мнений привели лишь к внешнему лицемерию, тайному глумлению и всеобщему разочарованию, в результате которого вся система попросту развалилась. Бог даёт нам абсолютную меру, которой мы можем измерять абсолютно всё. И это не выгода, а необходимость для существования. Если такой меры нет, то мир обращается в хаос. Можно объявить Христа мифическим персонажем, можно не следовать за Ним и жить спокойно, но сие есть лишь иллюзия покоя, прикрывающая сладкими грёзами путь к хаосу и смерти, ибо, как уже было сказано, без Бога и вне Бога нет жизни. Такова первая причина следования. Но есть и ещё одна.

Все мы являемся творениями Бога. И подобно тому, как в каждом из нас в виде первородного греха живёт наследие Адама, точно также в каждом из нас живёт память об Эдеме. В каждом из нас живёт смутная память об абсолютной гармонии и совершенстве неосквернённого грехом мира. И если человек остаётся человеком, то он всегда будет каким-то краем души, а то и всей душой стремиться к этой гармонии. Он будет пытаться воссоздать её на земле и будет вечно мучаться от провала всех эти попыток. Существует фильм под названием «Догма», в котором при изрядной фривольности есть несколько интересных идей. В т.ч. там показаны два ангела, изгнанные из Божьего Царства на землю. Все годы, проведенные здесь, они мучались от того, что не могу вернуться домой, на небеса. «Лучше всего там, где нас нет» - в этом изречении выражена вся неосознанная тоска человека, ищущего свой истинный дом. Ищущего и не могущего найти, потому что наш дом не здесь, но на небесах. Христос открыл нам, что именно и где именно надо искать. Он указал нам путь и Своею смертью на Голгофе дал возможность пойти по нему. Мы следуем за Христом не потому, что имеем какую-то выгоду. Тем более, что если жить по Евангелию, то никаких выгод и не будет – будут только неприятности. Мы следуем за Ним потому, что Он открыл нам дорогу домой.

Евангелист говорит: Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мёртвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо». Чудеса быстро забываются, сенсации покрываются пылью и безвозвратно скрываются во тьме ушедших лет, ностальгия же по небесной отчизне остаётся всегда. И пока будут люди, способные понять, о чём тоскует их душа, будут и следующие за Иисусом. Не ради земных выгод, не ради возвышения над ближними, но ради того, чтобы вернуться домой. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

19 Июля 2020 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Апреля 2019 - Palmarum (Пастор  Д. Лотов)
25 Марта 2018 - Palmarum (Пастор  Д. Лотов)
09 Апреля 2017 - Palmarum (Пастор  Д. Лотов)
20 Марта 2016 - Palmarum (Пастор  Д. Лотов)
29 Марта 2015 - Palmarum (Пастор  Д. Лотов)
13 Апреля 2014 - Palmarum – 6 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
24 Марта 2013 - 6 воскресенье Великого поста – Palmarum (Пастор  Д. Лотов)
28 Марта 2010 - Palmarum – 6 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
28 Марта 2010 - ПРОПОВЕДЬ В ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
05 Апреля 2009 - Palmarum – шестое воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)