МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
20 Марта 2016 года

Palmarum


Евр.7, 23-27
Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.

Люди, ищущие Бога, а также не очень крепкие в вере, могут по различным причинам разочароваться в Церкви и отойти от неё. Одной из таких причин является неблагочестие или недолжное поведение священника. Мне доводилось неоднократно беседовать с братьями и сёстрами, желавшими выйти из православия именно по этой причине. Но вот вопрос: а почему, собственно, недостойный пастырь может вызвать в людях такую реакцию? Что ж, давайте представим себе, как священник в полном облачении у алтаря возносит Св.Дары. Он соприкасается со святыней, в сознании большинства он является посредником между Богом и человеком, и поэтому от него ждут личной святости, соответствующий столь высокому призванию. Надо сказать, что такие ожидания зачастую поощряются самими клириками, требующими совершенно особого к себе отношения. И хотя эти претензии на особое отношение по большей части не только нелепы, но и смешны, люди готовы указанное отношение явить. Но! - если уж ты требуешь к себе особого отношения, то и вести себя ты тоже должен особенным образом. Ибо не бывает привилегий без ответственности. Т.е., если ты хочешь, чтобы люди почитали в тебе некую особую святость, то и должен быть святым. Быть, а не казаться. Но вот именно этого не получается, потому что священник – не Сын Божий и не Ангел. Это обычный человек, это такой же грешник, как и любой из его прихожан. В Писании ясно сказано: «Все согрешили и все лишены славы Божией». А Лютер, комментируя прошение «и прости нам долги наши» в Молитве Господней, говорит: «Если кто-то кичится своим благочестием и на основании этого считает себя лучше и выше других, то через прошение о прощении такой человек может обнаружить, что он столь же мало благочестив, сколь и другие, а потому должен прежде всего смиренно склониться перед Богом и возрадоваться о приобщении к Его прощению. … никто из нас не может своими силами достичь такого состояния, когда прощение свыше не требуется». Таким образом, священник, точно так же, как и любой человек, нуждается в милости Божией и в спасении. Поэтому не надо ждать от него того, чего в нём в принципе быть не может. Более того. Не надо рассматривать священника как посредника между Богом и людьми. Клирик, претендующий на такой статус, ставит себя в заведомо ложное положение, потому что не является посредником ни с какой стороны. В этом отличие новозаветных пастырей от иудейских священников, которые действительно были посредниками - в особенности первосвященник. Сегодня каждый верующий может обратиться к Богу сам, но в Ветхозаветное время он, желая вопросить Бога, должен был делать сие через священника. Но даже иудейские священники были такими же грешниками, как и все остальные. Поэтому перед тем, как приносить жертвы за грехи народа, они должны были приносить жертвы за свои собственные грехи. И смерть косила их, как и всех остальных людей, о чём мы слышали сегодня в Послании к Евреям: «Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному». И далее: «Ибо закон поставляет священниками человеков, имеющих немощи». Так вот, для того, чтобы избегать ненужных и к тому же препятствующих следованию по Божьему пути разочарований, не нужно искать в людях того, чего в них нет и быть не может. Не надо возвышать людей, потому человек – это только человек, и Богом стать он ну никак не может. Искать следует в другом месте. У нас есть истинный священник, воплощающий в Себе все мечты о святости и ожидания праведности. Это Иисус Христос, о Котором сказано: «Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. Таков и должен быть у нас Первосвященник: святый, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников и превознесенный превыше небес».

Господь Иисус – единственный посредник между Богом и нами. Другого нет и не будет. Иисус с одной стороны обладает всей полнотой Божественной святости, а с другой Он пребывал с нами, знает все наши нужды и может спасти нас, потому что принёс жертву искупления. Только благодаря этой жертве, только через неё уверовавший может обрести прощение и сопричастность вечности. Жертвоприношение, совершённое нашим Первосвященником, совершенно уникально и не может быть повторено. Как мы слышали сегодня в Послании к Евреям, Он «не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа; ибо он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого». Можно только удивляться, что Церковь пыталась представить Евхаристию, как не просто продолжение Голгофской жертвы Христа, а как повторение этой жертвы, приносимой за грехи живых и умерших. Можно только удивляться тому, что священника пытались выставить, как совершителя этой жертвы. Всё сие совершенно невозможно. Невозможно повторить неповторяемое. Поэтому, как уже было сказано, во избежание разочарований, нужно смотреть не на священника, а на Христа. Та святость и праведность, тот свет небес, который мы ищем, тоскуя по утерянному раю, могут быть обретены в Нём, и только лишь в Нём. Даже самый великий из земных служителей являет только отражение, отблеск небесной славы, но не является её источником. Поэтому нужно смотреть на Христа и только лишь на Христа. Именно в Нём есть всё то, что мы порою даже неосознанно ждём от Церкви. Но Церковь состоит из людей, из грешников. Христос же не имеет в Себе греха. Поэтому Он не разочарует. А кто такие клирики, священники? Учители, указующие на Него – и не более того. Поэтому во-первых, не надо придавать им излишнего значения, а во-вторых, не надо пытаться переносить на них святость Христа. Христос, в отличие от людей, «святый, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников и превознесенный превыше небес». И можно только радоваться тому, что именно Он – наш пастырь. Земные пастыри много ошибаются: они чрезмерно политизированы, слишком вовлечены в земное зло и потому порою проповедуют странные сущности. В этом можно легко убедиться, посмотрев, что сейчас происходит в церковном мире Украины, а также России в связи с украинскими делами. В отличие от слов людей Слово Христа всегда открывает вечность и излагает истину – как ранее, так и сейчас. Поэтому Христу можно довериться вполне.

Сегодня мы празднуем Вербное воскресенье – День Входа Господня в Иерусалим. В этот день Его окружала ликующая толпа, кричавшая Ему приветствия, но, в отличие от современных и более раннего времени священников, Иисус ничего этого не требовал. У Сына Божия не было разработанного протокола, согласно которому Его должны были встречать, расстилая ковровую дорожку и выставляя роту почётного караула. Тем более, что в Иерусалим Он шёл не ради поклонения и приветствий, а ради совершения единственного в истории жертвоприношения, жертвой на котором должен был стать Он Сам. Эта жертва единственна, она не может быть повторена и всё, что нам нужно для оправдания и спасения, уже содержится в ней. Поэтому истинный священник есть только один – Тот, Который существует и сегодня, Который реально спасает от гибели уверовавших в Него. Он один и другого не нужно. В Него – нашего вечного Пастыря должно нам веровать, доверять Ему, уповать на Него. Разочарований не будет, зато будут милость, прощение, оправдание и спасение. «Сей, как пребывающий вечно,имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 20.03.2016




Другие проповеди по этому же поводу:

14 Апреля 2019 - Palmarum (Пастор  Д. Лотов)
25 Марта 2018 - Palmarum (Пастор  Д. Лотов)
09 Апреля 2017 - Palmarum (Пастор  Д. Лотов)
29 Марта 2015 - Palmarum (Пастор  Д. Лотов)
13 Апреля 2014 - Palmarum – 6 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
24 Марта 2013 - 6 воскресенье Великого поста – Palmarum (Пастор  Д. Лотов)
28 Марта 2010 - Palmarum – 6 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
28 Марта 2010 - ПРОПОВЕДЬ В ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
05 Апреля 2009 - Palmarum – шестое воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)