МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
14 Апреля 2019 года

Palmarum


Ис.50, 5-10
5. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад.
6. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания.
7. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Моё, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде.
8. Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдёт ко Мне.
9. Вот, Господь Бог помогает Мне: кто осудит Меня? Вот, все они, как одежда, обветшают; моль съест их.
10. Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своём.

Сегодня мы вспоминаем Вход Господень в Иерусалим – единственный за всё время земного служения Христа случай, когда Его встретили столь триумфально. Его въезд в город не был торжественно-чинной процессией, которую сегодня можно увидеть в Церкви. Вокруг Спасителя теснилась толпа, охваченная бурным ликованием. Приветственные крики, люди размахивают пальмовыми ветвями и бросают свои одежды под копыта осла, на котором едет Спаситель. Такая радость может захватить кого угодно, а тем более учеников, которым за всё время их странствий с Иисусом ещё не доводилось видеть таких восторгов. Итак, все радуются. Вот только радовался ли Сам Иисус? Не раз и не два Он говорил ученикам, для чего идёт в Иерусалим, но, судя по написанному в евангелиях, они не поняли сказанного Им. А Он знал это совершенно точно. Он совершенно точно знал, что впереди Его ждёт Голгофа, и что над ликующей толпой уже простёрлась тень креста.

Одна из самых великих тайн нашей веры – две природы Христа в одном теле. Истинный Бог и в то же время Истинный Человек. Я не знаю, что испытывал Иисус-Бог, но Иисус-Человек боялся предстоящего. Во время молитвы в Гефсимании Он истекал кровавым потом, а такое явление бывает только в состоянии крайнего ужаса. Он не просто боялся, Он боялся до одури. И, тем не менее, шёл вперёд, как сказано в услышанном сегодня пророчестве Исайи: «Я не воспротивился, не отступил назад. 6. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания». Что побуждало Его преодолевать ужас и идти вперёд? Не сознание ли того, что только таким образом может быть исполнен Божий промысел? « 7. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Моё, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде. 8. Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдёт ко Мне. 9. Вот, Господь Бог помогает Мне: кто осудит Меня?». Так и стало. Где обвинители Иисуса? Обратились в прах без надежды на грядущее оправдание. Где Господь? Воскрес, вознёсся, воссел одесную Отца и вновь придёт, дабы совершить суд над миром. Наша проблема в том, что мы все так или иначе стремимся к комфортной жизни, к тому, что удобнее или тому, что способствует удобству. Как говорится, «лень – двигатель прогресса». А иному нужен не только комфорт, но и слава, известность – хоть какая-нибудь. Как в чеховском рассказе, герой которого был задержан в пьяном виде, о чём местная газета написала в разделе хроники. И вот, он настолько счастлив, что спешит показать эту газету всем знакомым. Как же – о нём написали! Мало кто задумывается, что путь Христа не есть путь удобства, комфорта и оваций – скорее как раз наоборот. Да, жители Иерусалима устроили Господу радостную встречу, длившуюся может быть пару часов. Но предшествующие три года были временем скитаний по пыльным дорогам, во время которых Господь порою не имел места где преклонить голову. А что было после этой встречи? Голгофа. Голгофа, на которой крест Господа стоял между крестов двух разбойников. Тем самым власть поставила между всеми троими знак равенства. Вот что такое путь Христа.

Но какое преступление совершил Иисус? Разве Он кого-нибудь убивал или грабил? Нет. Он возвещал благую волю Бога, исцелял физически и духовно, помогая обрести смысл и перспективу бытия. Это преступление? Никоим образом. Так за что же Его распяли? За покушение на авторитет традиции. Причём требовавшим Его смерти совершенно всё равно, что эти традиции не имеют ничего общего с Божьей волей, что они придуманы людьми, что они ведут не к Богу, а от Бога. Мы считаем, что так правильно, а потому так и должно быть! И горе тому, кто осмелиться нам противоречить! Вот каков путь Христа. Комфорт, почёт и овации? Никак. Скорее нечто обратное.

За что убили Христа? За то, что Он призывал заблудших обратиться к Богу, жить по не по человеческой воле вообще, не по своей собственной в частности, а по воле Бога. С того времени миновало 2000 лет. Изменилось ли что-нибудь? Нет. Читая Евангелие, мы осуждаем иудеев, но разве нынешнее общество идёт по Божьему пути? Разве сегодня превыше всего почитаются любовь, верность Богу, взаимное служение, совместный труд во славу Божию? Ничуть. Скорее наоборот. Дух наживы и гордыни – вот кому поклоняются сегодня. Кто больше набрал, кто выше залез, тот и велик. Даже Церковь от этого не свободна. Вместо духа свободы во Христе насаждается дух рабской покорности, разделение на высших и низших, где высшие имеют право, а низшие должны. И вот мы, как ученики Христа, призваны словом и делом утверждать нечто обратное, утверждать не человеческие обычаи, но Слово и волю Господа, ценности Божьего Царства, свободу во Христе; мы призваны служить ближним так, как служил Господь. Какой будет результат? Несомненно, такой же, как и у Христа. Как сказал об этом Сам Господь, «ученик не бывает выше учителя своего – если гнали Меня, то будут гнать и вас». Сознавать это тяжело, а смотреть вперёд просто страшно. Поэтому так важен пример Иисуса, Который всё знал и тем нее менее шёл вперёд: «Я не воспротивился, не отступил назад. 6 Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания». Что бы ни происходило, нужно идти за Христом, Который предварил нас на этом пути и потому всегда поможет идущим за Ним: « 7. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Моё, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде».

Господь, входя в Иерусалим, знал, что впереди Его ждёт Голгофа, которой Он действительно боялся. Но в то же время Он знал, что это не конец, и что вслед за мучениями и смертью воспоследуют воскресение и слава. Мы никогда не сможем жить и мыслить правильно, если не будем постоянно помнить о том, что все земные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Грядёт воскресение мёртвых, грядёт суд Божий, когда совершится возвещённое через пророка: « 8. Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдёт ко Мне. 9. Вот, Господь Бог помогает Мне: кто осудит Меня? Вот, все они, как одежда, обветшают; моль съест их». Слово Божье никогда и нигде не говорило о всеобщем спасении. Нет всеобщего спасения. Есть спасение верных и проклятие для отрекшихся. Так что будем верны и в малом и в великом, причём прежде всего в малом. Простой пример: Господь хочет, чтобы в день воскресный мы собирались вокруг Его Слова и Таинства. Собираемся ли? Или находим что-то более важное? Устами пророка Исайи возвещается: «Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его?». В самом деле. Кто?

Началась Страстная неделя. Христос вошёл в Иерусалим, чтобы взойти на Голгофу. Ему было трудно и невыразимо страшно, но Он шёл, дабы промысел Божий был исполнен. Мы – Его ученики. Поэтому, как бы неудобно, дискомфортно и страшно нам не было, мы должны идти вслед за Ним, не поворачивая назад, чтобы пребыть в единстве с Ним и в этом мире и в вечности. Как написано: «Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Моё, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

25 Марта 2018 - Palmarum (Пастор  Д. Лотов)
09 Апреля 2017 - Palmarum (Пастор  Д. Лотов)
20 Марта 2016 - Palmarum (Пастор  Д. Лотов)
29 Марта 2015 - Palmarum (Пастор  Д. Лотов)
13 Апреля 2014 - Palmarum – 6 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
24 Марта 2013 - 6 воскресенье Великого поста – Palmarum (Пастор  Д. Лотов)
28 Марта 2010 - Palmarum – 6 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
28 Марта 2010 - ПРОПОВЕДЬ В ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
05 Апреля 2009 - Palmarum – шестое воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)