МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
04 Октября 2020 года

17 воскресенье после Дня Св.Троицы


Лк.14, 1-6
1 Случилось Ему в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним.
2 И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью.
3 По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу?
4 Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил.
5 При сём сказал им: если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?
6 И не могли отвечать Ему на это.

Из Св.Писания мы знаем о том, что Бог дал народу Израиля 10 Заповедей, которые являются основой бытия, ибо описывают отношения, которые должны быть как между человеком и Богом, так и между людьми. И до сих пор никто не придумал ничего более совершенного. Даже так наз. «моральный кодекс строителя коммунизма» представлял собою всё тот же Декалог, хотя и изрядно перелицованный. Что же представляют собою Божьи Заповеди? Жёсткий Закон типа тюремного распорядка? Но если бы это был жёсткий закон, то тогда бы он был намного более подробным, более детализированным – наподобие кодекса канонического права, где расписаны практически все возможные случаи, с которыми приходится сталкиваться священникам. Но чего нет, того нет. Ибо Заповеди – не закон, а принципы. Принципы, на которых должно зиждиться бытие Божьих верных и которые должны быть применяемы к конкретным обстоя-тельствам в зависимости от этих обстоятельств. Вот, например, заповедь о необходимости святить Шабат, день покоя. Для чего была дана эта заповедь? Для того, чтобы люди, отрешившись от обычных дел, обратились к Богу, открывшись для Его Слова, для силы Его Святого Духа, и через сие обращение обрели силы, потребные для того, чтобы их бытие происходило в единстве с Богом. Ибо без наполнения силой Св.Духа никакое единство с Богом невоз-можно. Потому и сказал Господь, чтобы люди в день покоя не делали никакого дела, ибо это день для Господа. Таков принцип. Применение оного было очень интересным. С одной стороны, евреи поняли данную заповедь с полным буквализмом, который мы можем наблюдать и сегодня: если уж нажать кнопку нуж-ного этажа в лифте считается нарушением, т.е. грехом, то что тогда говорить об остальном? Но с другой стороны они тут же принялись ловчить, занявшись поисками обходных путей. И вот, например, получается, что перемещаться на большие расстояния нельзя, но на точно установленную дистанцию, именуемую «субботний путь», можно. Одни вещи поднимать нельзя, а другие можно. Посмотрите соответствующий материал, получите массу удовольствия от тонкой игры ума духовных казуистов. Но ведь по сути это ничто иное, как попытка обмануть Бога. Причём попытка мелочная, торгашеская, как нельзя лучше показывающая всю лживость иудейского законничества. Поднять с земли какую-нибудь мелочь в шабат можно, а вылечить человека нельзя. Вот тот фон, на котором происходили события, поведанные нам евангелистом Лукой. А теперь такой вопрос: откуда в шабат в доме начальника, пригласившего Иисуса на трапезу, взялся больной? Вот так просто взял и зашёл с улицы? Не думаю. Евангелист пишет: «1 Случилось Ему в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним». Похоже, что появление больного было задумано, как провокация, дававшая возможность уличить Христа в нарушении Закона. Неудивительно, что Иисус не любил фарисеев и говорил о них с гневом. Устроить в святой день провокацию – это нормально, проигнорировать страждущего и считать сие угодным Богу - это путь праведности, а вот вылечить упомянутого страждущего – это грех. Получается нечто совершенно парадоксальное: с формальной точки de jure зрения Закон исполнен, но de facto нарушен наиглавнейший принцип Бога: принцип любви и служения, зримым воплощение которого был Иисус Христос. Именно поэтому Господь отделяет Слово Божие от человеческих домыслов и, исполняя волю Божию, игнорирует человеческие установления, являя делом, что для воплощения в действие Божественных принципов нет подходящих и неподходящих дней, они должны действовать в любой день. Однако, всё это было очень давно. А что происходит сейчас? Что происходит в народе Нового Завета?

Прежде всего, воля Божья, выраженная в Заповедях, установленные Им принципы остаются неизменными. В т.ч. Бог по-прежнему желает, чтобы один день недели мы посвящали Ему, чтобы мы святили этот день. Но сие не означает, что мы призваны просто бездельничать. Как говорил Лютер, праздность без употребления слова Божия не освящает дня покоя. Мы призваны святить День Божий через обращение к Его Слову и Таинству, к молитве и общению святых. Что же делают люди? Некоторые эту волю просто игнорируют, находя в святой день дела более важные, чем участие в Слове и Таинстве, так что на мессе появляются в одно воскресенье из четырёх, а то и реже. Другие впадают в прямо-таки фарисейский буквализм, после мессы действительно ничего не делают и, сходя с ума от безделья, коротают время в кабаке или в чём-то подобном если не по форме, то по сути. Оба варианта никуда не годятся. Про тех, кто игнорирует волю Божию, нечего и говорить. Проблема не только в том, что нарушение Заповеди есть грех. Она ещё и в том, что через это нарушение происходит са-моограбление, потому что человек, пренебрегающий заповедью о святом дне, лишает себя сил, столь потребных для жизни в Боге. А когда нет сил от Бога, то дьявол, мир и собственная порочность уже тут как тут – со всеми вытекающи-ми из этого последствиями. Второй вариант сложнее, потому что Заповедь вро-де бы соблюдается, но это соблюдение не должно происходить в духе талмуди-ческого фарисейства. В одном из приходов, где мне довелось ремонтировать орган, отношения с руководством мягко говоря, не сложились и вот, когда однажды я туда приехал, они решили немного попакостить посредством отключения электричества в доме, где я обретался. Но не абы когда, а ровно через минуту после полуночи в ночь с воскресенья на понедельник. Вот вам истинное фарисейство: напакостить можно, но не в воскресенье. Закон соблюдён, праведность не пострадала. Каким же образом избежать подобных крайностей, как действовать, чтобы исполнять волю Божию?

В Евангелиях содержится немало примеров того, как Иисус нарушал человеческие установления о субботе. Но нарушал не ради того, чтобы занимать-ся, например, плотницким ремеслом, а для того, что творить дело Божие, чтобы служить ближним так, как этого требовали обстоятельства. Следовательно, мы, как Его ученики, Его верные, призваны к тому же. Что это значит? Святой день, отделённый от всех прочих, воскресенье, предназначен прежде всего для того, чтобы собраться вокруг Слова и Таинства, собраться для воссоединения с Богом и друг с другом в единстве народа Божия. Ничто другое не должно впереди этого поставляться, не существует и не может существовать никаких более важных дел. Но месса длится не так долго. Что же делать в оставшееся время? Очевидно, что это не день для обычных профессиональных занятий, ибо этот день – для Господа. А, следовательно, для дел Божиих, для служения ближним в духе Христа, Который в Шабат не только учил, но и, например, исцелял. У нас нет таких целительских способностей, как у Господа, но помочь ближним можно по-разному – было бы желание. А если таковое есть, то возможностей для его реализации найдётся предостаточно. Заповеди – не тюремный устав. Это принципы и, чтобы следовать им, нужно жить не по букве, а по духу, ибо, как сказал св.ап.Павел, «буква убивает, а дух животворит». Если же на первый план выходит буква, то получается соответствие известному изречению: «по закону правильно, а по сути – свинство». Воскресенье есть день для Бога и для дел во славу Его! На том будем стоять, и да поможет нам Господь! Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

13 Октября 2019 - 17 Воскресенье после Дня Св. Троицы (Диакон  Е.Романенко)
23 Сентября 2018 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Октября 2017 - 17 воскресение после Дня Св.Троицы (Диакон  Е.Романенко)
18 Сентября 2016 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
27 Сентября 2015 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Октября 2014 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Сентября 2013 - ПОБЕЖДАЮЩАЯ ВЕРА - 17 воскресенье после Св. Троицы (Пастор  Г. Азиков)
16 Октября 2011 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Сентября 2010 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)