МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
08 Октября 2017 года

17 воскресение после Дня Св.Троицы


Еф 4:1-6
“Итак, я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием, и кротостью, и долготерпением, снисходя друг к другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас”.

Дорогие братья и сестры, христианское единство - одна из сложнейших тем, не только для проповеди, но и для исследования. Многие замечают этот парадоксальный факт: при том, что христиане призваны к единству, у них гораздо лучше получается (по поводу, а иногда и без повода) создавать расколы и разделения, чем работать вместе и сосуществовать в мире.

Протестанты знают об этом не понаслышке: по различным подсчетам, в мире сейчас существует около тысячи протестантских исповеданий, деноминаций, церквей и церквушек, причем многие из них появились уже в XX в.

Впрочем, это проблема не только протестантских церквей: в тех церквях, где есть сильное и централизованное административное единство (напр. православной или римо-католической), даже несмотря на это единство, церковь немедленно начинает дробиться на разного рода партии, фракции, кружки, группы, движения.

И при сохранении видимого единства, мира между этими партиями и фракциями часто нет. Так что православный патриот, точно знающий, кого надо бить чтобы спасать Россию, вряд ли станет причащаться из одной чаши с человеком, утверждающим, вслед за покойным священником Даниилом Сысоевым: “России за гробом нет”.

Итак, проблема разделений - как различных церквей, так и внутри церквей - проблема действительно очень серьезная.

Особенно, если учесть, к чему призывает нас Апостол Павел в отрывке из Послания к Ефесянам, который мы сегодня слышали: “умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием, и кротостью, и долготерпением, снисходя друг к другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира”.

Кажется, апостол призывает нас к тому, чтобы мы хотя бы осознали эту проблему… А может, даже и начали её как-то решать?

Павел убеждает нас поступать достойно нашего звания: если мы носим имя “христианин”, то это предполагает определенный жизненный строй (т.е. определенную веру, определенный комплекс убеждений, который выражается в практической жизни), а также определенное поведение. И одним из особенностей этого поведения должны быть стремление к единству и миру.

Как показывает история христианства, достижение такого единства и мира - задача очень непростая. Но можем ли мы что-то сделать, чтобы хотя бы начать работать в этом направлении?... Достичь такого единства хотя бы на уровне одной отдельно взятой общины, нашей общины?

Сегодня в Евангелии мы слышали притчу о брачном пире: приглашенные гости выбирают себе места за столом. И тех из них, кто переоценил собственную значимость, стараясь занять место как можно более почетное, может ждать горькое разочарование. Вполне возможно, сам хозяин попросит их пересесть, указав им на то место, которое им подобает.

Но к тем, кто не переоценивает свою важность, а наоборот, поменьше думает о себе, как видно из притчи, Сам Хозяин дома относится благосклонно: “когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: «Друг! Пересядь выше». Тогда будет тебе честь пред сидящими с тобой. ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится” (Лк 14:10-11).

Спрашивается: какое отношение это все аналогии имеют к сегодняшнему отрывку из Апостольских Посланий? Как именно связаны смирение, о котором говорит Господь у Луки с темами единства и мира, о которых говорит Павел?

Меж тем, если посмотреть внимательнее на слова Павла, связь можно увидеть вполне ясную и четкую. Ведь он называет среди характеристик христианина такие качества, как смиренномудрие, кротость, снисходительность.

Самое интересное слово в этом ряду - смиренномудрие. Большинство толкователей, которые изучают этот отрывок, говорят о том, что это понятие если и не является неологизмом (т.е. собственным изобретением Павла), то как минимум было не очень типичным для современной Апостолу культуры.

Для язычников мудрость и смирение, редко шли рука об руку. Человек, считавший себя мудрецом, как правило, считал себя выше невежественной толпы. Мудрость для него была связана с чувством собственной важности и значимости. Такой мудрец, используя образный язык Евангелия от Луки, не только считал себя вправе сам выбирать себе место во время пира, но даже готов был бы сесть на место Самого Хозяина, если захочет.

Но не так - говорит Апостол - должны вести себя христиане!

Однако, для проявления такого качества как смиренномудрие, не нужно какого-то духовного самобичевания. Просто нужно хотя бы признаться самому себе: да, я способен на ошибку.

Нам с Вами, дорогие братья и сестры, чтобы понять, насколько опасно для церковного единства отсутствие именно этого смиренномудрия, не нужно изучать историю древней Церкви или Церкви эпохи Реформации. Один такой раскол, в результате которого единство церковной общины было нарушено, уже произошел, причём прямо на наших глазах.

И, думаю, не будет сильным преувеличением, если я скажу, что именно благодаря пастырям и церковным лидерам, уверенным в собственной непогрешимости, мы с Вами сейчас и находимся не в соборе, а в этом прекрасном съемном помещении.

Итак, Апостол говорит о смиренномудрии - правильном осознании того, что наши мыслительные способности (да и прочие способности) не безграничны. А это значит, что вряд ли можно считать себя самих истиной в последней инстанции.

В сочетании с другими добродетелями, к которым Апостол призывает христиан - кротостью, долготерпением, снисхождением к братьям именно такое смиренномудрие может стать одним из инструментов достижения единства как одной отдельно взятой общины, так и всей церкви.

Любовь к нашим ближним и терпение к их слабостям исходят именно из этого смиренномудрия - если мы сами признаем за собой способность на ошибку - то и к ошибкам наших ближних станем относится терпимее.

И, кстати, в тексте Луки есть еще одна интереснейшая деталь: Христос, говорит Лука, рассказал эту притчу “замечая, как званые выбирали себе место” - именно в этих условиях он решил напомнить людям о несовершенстве их природы и о том, что людям свойственно слишком много думать о себе.

Но оставим на время шумный брачный пир из Евангелия Луки и вопрос рассадки гостей. Посмотрим, как апостол дальше развивает мысль о смирении, связывая его со стремлением к миру.

Мы действительно призваны к смиренномудрию, терпимости и миру с нашими ближними. Однако, означает ли это, что помня о своих собственных слабостях и развивая в себе терпение к слабостям наших братьев и сестер, мы должны безоговорочно принимать все, что наши ближние говорят или делают? Означает ли это, что нам следует спокойно и вежливо улыбаться, когда эти братья и сестры действуют не так, как подобает действовать христианам или даже учат чему-то, что противно христианской вере?

Другими словам: как стремиться к миру, но не в ущерб Истине?

Думаю, если посмотреть внимательно на то, что говорит далее Апостол, ответ будет такой: почаще обращать внимание на саму эту Истину. Поскольку для нас, христиан, Истина - это не “что”, это скорее, “Кто”. А именно - Тот, Кто назвал себя Путем и Истиной и Жизнью.

Апостол говорит о том, что наше единство - не абстрактное “единение ради единения”. У нашего единства есть вполне конкретный фундамент. И этот фундамент - не столько доктрина, сколько Личность:

“Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас”.

К счастью для нас, нашим feste Burg, нашим прибежищем и силой является не один из многочисленных языческих божков "среднего ранга", не святой человек, заслуживший благоволение Божие многими трудами, и даже не такое могущественное существо, как ангел или архангел. Но это Сам Божий Сын, которому покорено все творение.

На брачный пир нас приглашает - если вернуться к образному языку Луки - лично Хозяин Дома, а не один из его многочисленных служителей или заместителей. И мы приглашены на пир в честь именно Хозяина - Иисуса Христа.

Его Слово - основа нашей “одной веры” - есть надежнейший ориентир в нашей жизни. Его одно крещение - таинство Его Благодати - связано с его смертью за нас и воскресением ради нас (Рим 6:4). И если мы сосредотачиваемся на Господе - подчеркивает Апостол - единство и полнота приходят именно от него: “один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас”.

Если мы хотим осуществить эту непростую задачу - достижение мира и единства - хотя бы на уровне одной отдельно взятой общины - следует почаще вспоминать слова Апостола и притчу, которую приводит Лука. Каждый из нас, если он действительно стремится к миру, должен обратить внимание на себя: есть ли в нем (или в ней) то самое смиренномудрие - осознание что можешь совершить ошибку - и сопутствующие ему кротость и долготерпение? Или есть стремление возвыситься? Прихожу ли я на пир из любви и уважения к Хозяину Дома или чтобы “показать себя”, заявить о своей значимости, сев на место попрестижнее?

Пусть каждый из нас попробует сам для себя ответить на этот вопрос. И пусть, размышляя над этим, помнит о той основе, на которой строятся наши единство и мир: “Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас”. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

18 Сентября 2016 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
27 Сентября 2015 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Октября 2014 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Сентября 2013 - ПОБЕЖДАЮЩАЯ ВЕРА - 17 воскресенье после Св. Троицы (Пастор  Г. Азиков)
16 Октября 2011 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Сентября 2010 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)