МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
18 Сентября 2016 года

17 воскресенье после Дня Св.Троицы


Гал.5, 1-6
Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Ещё свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.

В наше время любая партия, любая организация имеет свой устав, т.е. некий свод правил, которыми определяется её функционирование и которым она руководствуется при решении возникающих перед нею проблем. Так было и ранее. Например, все средневековые цехи имели свои уставы. Если ты вступал в цех, то его устав становился для тебя обязательным. Сегодня то же самое. И если ты не исполняешь уставные требования, то тем самым отделяешь себя от партии, от сообщества, к которому принадлежишь. Жизнь по уставу не миновала и духовные сферы. Например, повседневная жизнь иудеев регламентируется строжайшими правилами, изложенными в Торе и Талмуде. Если ты обрезан, если ты принадлежишь к избранному народу, то все эти правила для тебя актуальны, причём нельзя исполнить одно и не исполнить другое – неисполнение есть грех, а грех наказывается смотря по степени тяжести вплоть до отторжения от народа и даже вплоть до смерти через побивание камнями. Это и есть то самое, о чём написал св.ап.Павел: «Ещё свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон». Исполнение правил ведёт ко благу, о чём совершенно ясно сказано в Книге Второзакония «Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево; ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь, Бог ваш, дабы вы были живы, и хорошо было вам, и прожили много времени на той земле, которую получите во владение». В то же время неисполнение влечёт за собою неприятности: «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя». Вроде бы всё вполне логично - современные организации и партии существуют по той же схеме. Но вот именно такое состояние - когда шаг влево шаг вправо приравнивается к побегу - Павел называет рабством, тяжкой неволей. Сие весьма удивительно, если учесть, что народ Нового Завета вроде бы представляет собою точно такую же систему со своими правилами регламентации. Разумеется, правила не такие, как у иудеев, но они есть. Может быть, Павел неправ? Сказать так проще всего. Намного сложнее набраться смелости и сказать, что многие правила регламентации новозаветного народа являются ложным путём, следование по которому стирает разницу между Церковью и синагогой. Поэтому христианские любители кидать камнями в иудеев делают сие совершенно напрасно – с таким же успехом они могут кидать указанные камни не на иудейские, а на свои головы – ведь они живут точно также, как и иудеи, т.е. по регламенту. Между тем, Павел пишет весьма ясно: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства». Т.е. речь идёт о том, что между народами Ветхого и Нового заветов существует некое принципиальное различие. Но если так, то в чём оно?

Если для иудея важен свод правил Торы и Талмуда, то для христианина важно только одно – то самое, что Павел определяет как «вера, действующая любовью». Ничего другого Новый Завет в качестве свода правил не имеет. Но позвольте – а как же тогда быть с 10 заповедями – ведь катехизис начинается именно с них. Как быть со всеми предписаниями, которых в Новом Завете так много? Причём и у самого Павла их предостаточно. Да, всё сие существует, но по сравнению с Торой представляет собою нечто совершенно иное. Это не есть свод правил для неукоснительного исполнения. Поясняю. Правила можно исполнять по-разному – как спокойно, так и со скрежетом зубовным. Однако, совершенно не важно, что именно ты чувствуешь. Важно исполнение, как таковое. Таково иудейство. В христианстве же важна именно внутренняя мотивация, потому что скрежет зубовный никому не нужен. Богу он не нужен в первую очередь. Христианин держится заповедей не ради их исполнения, посредством коего зарабатывается милость Бога и спасение. Он держится заповедей, потому, что не может НЕ исполнять их, потому что не мыслит какого-то иного бытия. По крайней мере, так должно быть в идеале. «…во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью». Т.е., если любовь есть, то она действует, побуждая жить определённым образом – причём нимало не насилуя себя. Как было только что сказано, христианин живёт по воле Божией просто потому, что другого существования не мыслит, жить иначе просто невозможно. Соответственно, все внешние действия, связанные с последованием заповедям, становятся не вещью в себе, но выражением внутреннего состояния. И не более того.

Поддерживать в себе горение веры, побуждающей к жизни в единстве с Богом намного сложнее, чем просто исполнять регламент, поэтому у всех нас есть риск впасть в ветхозаветное законничество. Но: «Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. … Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати». Он писал это людям, которые, соблазнившись речами лжеучителей, обратились к Моисееву закону. В наше время христиане не обращаются к этому закону de jure, но совершают сие de facto, когда рассматривают воцерковлённую жизнь, жизнь во Христе, как свод правил, которые надо исполнить во что бы то ни стало – пусть даже со скрежетом зубовным. Т.е. внутреннее побуждение вытесняется исполнением внешних нормативов, прежде всего ритуалов, обрядов. А если какой-то из них не выполнен, это значит, что ты согрешил и должен быть наказан – причём, как и в Ветхозаветное время, вплоть до отторжения от Бога и Его народа. Это называется отлучением. Кстати, во времена Лютера можно было попасть под отлучение не только за неисполнение предписанных церковных действий, но даже за такой проступок, как неуплата податей. Можно ли назвать такой путь правильным? Никак. Потому что если в основе жизни лежит не вера, действующая любовью, а исполнение нормативов, то, как говорит Павел, «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати».

Слова апостола есть хороший повод задуматься о своём житии, дабы идти вперёд, а не назад, потому что для нас Ветхий Завет – это история, причём далёкая. Он актуален для нас постольку, поскольку предвозвещает Христа и показывает отношения Бога с Его народом. Но живём мы уже не по нему. И возвращаться к нему – это всё равно, что пытаться вернуться к феодализму и крепостному праву. Традиции и обычаи могут быть весьма древними, но это не значит, что они правильны или актуальны сегодня. Ведь лишь малая толика того, что происходит в повседневном церковном обиходе, заповедано Господом. По большей части церковная традиция есть дело рук человеческих, а человеческие традиции преходящи. Поэтому поистине удивительно, что их превращают в новый закон и категорически настаивают на их исполнении. Это как раз то самое, против чего предостерегает верных апостол Павел. Не будем же повторять ошибок галатов, не будем подставлять шею под ярмо закона, ибо путь христианина совершенно иной. Это путь веры, это путь Божественной любви, это путь свободы во Христе. Поэтому последуем наставлению святого Павла: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства … Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 18.09.2016




Другие проповеди по этому же поводу:

08 Октября 2017 - 17 воскресение после Дня Св.Троицы (Кюстер  Е. Романенко)
27 Сентября 2015 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Октября 2014 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Сентября 2013 - ПОБЕЖДАЮЩАЯ ВЕРА - 17 воскресенье после Св. Троицы (Пастор  Г. Азиков)
16 Октября 2011 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Сентября 2010 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)