МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
16 Октября 2011 года

17 воскресенье после Дня Св.Троицы


Мф.15, 21-28

И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! великá вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час.

Для современного христианина, воспитанного на понимании Иисуса, как силы любящей и всепрощающей, только что услышанные стихи Евангелия Матфея могут оказаться шоком, камнем преткновения, чем-то диким, невозможным. Где любовь, где милосердие? По нынешним меркам, слова Спасителя отдают шовинизмом и вполне тянут на судебный процесс по статье о возбуждении национальной розни. Впрочем, в то время никаких проблем с воинствующим национализмом не было. Особенно у иудеев, рассматривавших всех неиудеев, как недочеловеков, как второй сорт, пригодный исключительно в качестве топлива для адских печей. Но получается, что и Сам Иисус мыслил точно также! Не сомневаюсь, что враги христианства неоднократно пользовались Его словами для оплёвывания нашей святой веры. Однако, слово Господа может показаться проявлением шовинизма или чем-то диким лишь тому, кто не знает контекста, в котором они были произнесены. И дело даже не в том, что слово, переведённое, как «псы», на самом деле означает комнатную собачку, домашнего любимца – дело в самой сущности служения Христа.

Бог, Творец Всемогущий, заключил завет, т.е. союз с народом Израиля, избрав его для определённой цели. Он избрал его не потому, что сей народ отличался какими-то особыми дарованиями или величием, скорее наоборот. Но именно поэтому он и был избран. Он был избран, дабы, созерцая умалённость народа и величие передаваемой им вести, окружающий мир мог познать, что сия весть действительно есть Слово Божие, и уверовать в Истинного Бога. Народ Израиля вёл себя далеко не самым лучшим образом. Он то и дело отступался от своего Бога, можно сказать, предавал Его. Но завет заключён. Пусть народ неверен – Бог остаётся верным, ибо обетование не может быть нарушено. Всё, что сказано Богом, должно исполниться. В том числе и Мессия, Спаситель мира, должен появиться ни где-нибудь, а именно среди народа Израиля. Он должен появиться, совершить Своё служение и, во исполнение обетований, возвестить волю Божию прежде всего избранному народу. Именно поэтому женщина-хананеянка получает ответ, донесённый до нас Матфеем: «Не хорошо взять у детей хлеб и бросить псам». Но если переводить точно, то Иисус сказал: «Незаконно взять у детей хлеб». Да, Спаситель принимает на Себя грехи всего мира, приносит Себя в жертву за всех людей, но, как уже было сказано, сперва, по обетованию, Он должен проповедовать иудеям. Причём вне зависимости от того, примут они Его проповедь или нет. Именно поэтому Он говорит: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Обратите внимание – не погибающим, а уже погибшим. Люди мнят себя живыми, но по своим грехам они уже мертвы, они уже принадлежат смерти. Для Бога нет ничего невозможного – Он может сделать мёртвого живым. Иисус приходит, чтобы вырвать людей из оков смерти, как Он вырвал из них Лазаря. Есть только одно «но». Для того, чтобы стать живым, человек должен этого захотеть. Захотеть всеми силами души. Впрочем, можно и не захотеть и остаться мёртвым. Как всегда, Бог даёт свободу выбора. Но, в любом случае для того, чтобы было из чего выбирать, обе возможности должны быть возвещены. Они и были возвещены – возвещены всему миру, свидетельством чему вселенскость Церкви. Но вначале о Божественном замысле узнали иудеи.

В России не очень жалуют иудеев. Чего только не пытаются им приписать. Вину за революцию 1917-го, за нынешний развал государства и ещё многое другое. Такова особенность российского мышления, почти всегда пытающегося искать врагов где-то на стороне. В России любят проезжаться по представителям разных национальностей, но иудеям достаётся больше всего. Почему? Причин можно назвать много, но об одной не скажет никто. Ревность. Почему ревность? Да потому, что к иудеям Мессия пришёл по обетованию, а к нам, равно как и ко всем остальным, по милости. В этом суть дела. То великое духовное сокровище, которым мы обладаем, получено нами исключительно по Божией милости. Россия украшена многочисленными храмами: монументальными, средними, малыми. Они составляют неотъемлемую часть наших пейзажей, они ассоциируются с самой сущностью России, но это не было свойственно нашей державе изначально. Бог не пришёл к нам так, как Он пришёл к иудеям. Мы были такими же язычниками, как и пришедшая к Иисусу женщина. У неё была большая проблема в виде одержимой дочери, в деле исцеления которой языческие идолы явили своё бессилие. И тогда она приходит к Иисусу, известность Которого становилась всё шире. Она приходит к Иисусу, как к последнему прибежищу. И в единственной оставшейся ей надежде она молит о милости: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов!». Она доверяется Христу и по её доверию ей оказывается милость – особая милость, потому что благовествование иудеям ещё не завершено, время для привлечения всех ещё не настало. В этом прообраз взаимоотношений Христа со всеми нами – ибо сопричастниками Господних обетований мы становимся только лишь по милости, или, выражаясь более высоким стилем, по благодати. К старому избранному народу, к народу Израиля, принадлежали в силу физического рождения. Принадлежность к новому определяется рождением духовным. А духовное рождение совершается через доверие ко Христу. Именно по этому доверию и никак иначе к нам приходит Его милость. Подчёркиваю: никак иначе. «О женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». Что из этого следует?

Что ни при каких обстоятельствах мы не можем позволить себе духовно расслабиться и почитать милость Божию само собою разумеющейся; сущностью, которая придёт к нам в любом случае. Иудеи делали много недолжного, но Мессия должен был придти именно к ним вне зависимости от их поведения. Он должен был придти в любом случае, потому что таково было обетование. Что касается нас, то ни спасение, ни вечная жизнь не будут даны нам в любом случае. Крещение даёт нам возможность спасения, но не само спасение. Вечность даётся по милости, как ответ на наше доверие. А оно есть? И если даже есть, то постоянно ли оно? Или от случая к случаю, когда припирает так, что кроме как на Бога надеяться вообще не на кого? Но такого быть не должно. Потому что доверие Христу должно быть не фрагментарным, а постоянным, когда каждый шаг ведёт к Нему, а не от Него. И тогда приходит милость, творящая великие чудеса. В том числе и самое главное чудо – приобщение нас к сонму спасённых. «О женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». Эти слова Спасителя напоминают нам об очень важном моменте – в конечном счёте мы получим то, что хотим. То, что хотим по-настоящему. В жизни есть много всяких желаний, но, если мы хотим достичь вечности, одно желание должно быть очень сильным, постоянным и неизменным – желание пребыть в вечности. Причём это желание должно быть реальной преобразующей жизнь силой, а не оставаться на уровне разговоров ни о чём после энной бутылки пива. И если оно будет именно таким, т.е. реальным, сильным, постоянным и неизменным, оно поведёт нас правильным путём – путём доверия Христу, являющему милость верующим в Него. «О женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 16.10.11




Другие проповеди по этому же поводу:

08 Октября 2017 - 17 воскресение после Дня Св.Троицы (Кюстер  Е. Романенко)
18 Сентября 2016 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
27 Сентября 2015 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Октября 2014 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Сентября 2013 - ПОБЕЖДАЮЩАЯ ВЕРА - 17 воскресенье после Св. Троицы (Пастор  Г. Азиков)
26 Сентября 2010 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)