МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
23 Сентября 2018 года

17 воскресенье после Дня Св.Троицы


Мк.2, 18-22
18. Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?
19. И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься,
20. но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
21. Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.
22. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.

Я думаю, что каждый из здесь присутствующих знает, что значит быть влюблённым. Это удивительное чувство, преобразующее восприятие жизни и времени, ибо ты живёшь уже не для себя, а для того, кого любишь, и значение имеют лишь те минуты, которые были проведены с любимым человеком – можно сказать, что живёшь от встречи до встречи. Когда же встреча происходит, бытие превращается в праздник, в котором каждая минута приносит радость.

Наверное, что-то в этом роде переживали апостолы в течение трёхлетних странствий вместе с Иисусом - совершенно иное восприятие реальности. И не только потому, что слова Господа открывали им удивительные сущности, но и потому, что, соприкоснувшись с Иисусом, они соприкоснулись с силой Бога. Умножение хлебов, исцеления, хождение по водам и даже воскрешения – такова была их повседневность. Более того. Апостолы не только стали свидетелями чудес, они сами получили от Учителя власть творить их. Не подлежит сомнению, что мир для них преобразился, стал иным. Сын Божий, обетованный Мессия с ними, приблизилось Царствие Небесное! И, хотя они на земле, но, тем не менее, они уже в этом Царстве. Не случайно Господь уподобляет их участникам бракосочетания, считавшегося столь великим и радостным событиям, что все ритуальные ограничения на это время не имели значения: «…могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься». Неудивительно, что апостолы не исполняют предписанных ритуальных действий – ведь они в значительной мере уже пребывают в иной реальности – в реальности небес. Однако слова, сказанные Иисусом в ответ на недоумённый вопрос иудеев, напоминают о том, что земная реальность не утратила своей силы, и что в видимом мире нет ничего постоянного: даже пребывание в нём воплотившегося Сына Божия имеет свой предел. Земля – место преходящих радостей и потому, как бы этого ни хотелось, построение на ней Царствия Божия невозможно. Апостолы радуются своему призванию, пребыванию со Христом, но радость их будет недолговечной, ибо грядёт отшествие Иисуса, и тогда им, как и всем верующим, останется только ждать, причём ждать очень долго.

Со времени описанных евангелистом событий прошло уже 2000 лет, а ожидание продолжается, хотя многие признаки свидетельствуют о приближении дня Второго Пришествия. А долго ждать совсем не просто. Так бывает всегда, во всех ситуациях: сначала ждёшь с нетерпением, потом начинаешь потихоньку что-то делать, а потом всецело погружаешься в текущие дела и вспоминаешь об ожидаемом лишь изредка. То же самое происходит и в Церкви. Апостолы и участники древних общин ждали Господнего Пришествия с нетерпением. Они даже распродавали имущество, как отягощающую сущность, отвлекающую от ожидания. Последующие поколения намного больше времени уделяли обычным делам, а дальше накал спадал всё сильнее и сильнее. Последние два столетия побили в этом отношении все рекорды: если нашему среднестатистическому современнику-христианину напомнить, что Господь может придти уже завтра, он очень удивится. Это вполне можно понять – ведь с момента Вознесения Господня прошло так много времени… И потому нам нужно сосредоточиться на мысли о предстоящем возвращении Христа, проникнуться этой мыслью. Для чего? А хотя бы для того, чтобы к этому Пришествию подготовиться. Об одном из средств такой подготовки говорит Сам Господь: «…но придут дни, когда отнимется у них жених и тогда будут поститься в те дни». Наше исповедание никогда не рассматривало пост, как некое действие, предназначенное для снискания благоволения в глазах Бога. Тем не менее, это средство духовной дисциплины, помогающее отрешиться от суеты и сосредоточиться на грядущей вечности. Но для чего вообще на ней сосредотачиваться? Для того, чтобы стало возможным не только встретиться с ней, но и войти в неё, потому что в Царствие Небесное невозможно войти просто так – сему вхождению должно предшествовать полное внутреннее обновление.

Иисус говорит: «Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвёт мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые». Обновление является необходимым условием для жизни верующего – именно так учит нас Св.Писание. Святое Таинство Крещения открывает доступ к общению Св.Духа, с помощью Которого и происходят перемены – если, конечно, человек даёт Ему возможность действовать. Можно, конечно, и не дать, но тогда получится, что человек на словах желает быть со Христом, а на деле нет. И это будет то самое, от чего предостерегает Христос: «Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие». Мехи прорвутся, и вино вытечет, не принеся никому пользы. То же происходит с теми, кто присоединился к Церкви, но так и не стал новым человеком. А что значит стать новым человеком? Это значит взирать прежде всего на Христа, всегда и во всём ставить Его на первое место и стремиться превыше всего к Нему, к Его правде и к Его Царству. Более того. Сие стремление должно быть потребностью – сущностью, без которой жизнь не ощущается полной. Отсюда и соответствующий образ жизни, соответствующие деяния, которые творятся не по обязанности, не через силу, не со скрежетом зубовным, а просто потому, что иначе жить просто невозможно. Итак, Христианство и принадлежность к Церкви – это не декларация факта, но особое видение мира, особый образ мышления и следующий из него соответствующий образ жизни. Переход от обычного видения мира к христианскому – это и есть рождение нового человека.

Ради чего мы призваны стать новыми людьми? Ради воссоединения с Господом. Сегодня вначале мы говорили о тех удивительных переживаниях, которые выпали на долю апостолов; о трёх годах, наполненных радостью непрерывного общения со Христом, радостью пребывания с Ним. Одно только плохо – эта радость была недолгой. Но она не ушла навсегда, подобно тому, как проходят земные радости, ибо Господь обетовал, что вернётся. Новое творение, грядущее вослед за Его возвращением, не будет иметь конца, но в сие новое творение может войти только новый человек – тот самый новый человек, который рождается от воды и Духа уже сегодня.

В конце 19-го – начале 20 го веков в органостроении появилась мода на трубы из цинка. Они неплохо звучали, но изделия из цинка не очень красиво выглядят, поэтому снаружи их красили. Так они выглядят очень красиво, но иногда случается, что красочный слой отпадает, и тогда становится виден истинный цвет – чёрный. Формальные христиане очень похожи на эти цинковые трубы: снаружи много позолоты, а внутри чернота греха. Но они не сподобятся радости общения со Всевышним, потому что в новое творение может войти только обновлённый человек – человек, ставший пригодным для Небесного Царства. «Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие…». Моменты снисхождения благодати Божией, переживание Его близости дают очень слабое представление о великом блаженстве, ожидающем верных в новом творении. Ради его достижения стоит приложить силы к тому, чтобы измениться, стать новым человеком, в котором посеянное семя Слова Божия даст обильные всходы и принесёт богатый урожай в жизнь вечную. Позолота стирается, золото остаётся. Потому будем молить Господа, чтобы Он помог нам стать чистым золотом без примеси и изъяна и сподобил нас участия в великой радости общения с Собою в новом творении, на новой земле, под новыми небесами, которым не будет конца. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 23.09.2018




Другие проповеди по этому же поводу:

08 Октября 2017 - 17 воскресение после Дня Св.Троицы (Кюстер  Е. Романенко)
18 Сентября 2016 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
27 Сентября 2015 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Октября 2014 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Сентября 2013 - ПОБЕЖДАЮЩАЯ ВЕРА - 17 воскресенье после Св. Троицы (Пастор  Г. Азиков)
16 Октября 2011 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Сентября 2010 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)