МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
27 Сентября 2015 года

17 воскресенье после Дня Св.Троицы


Ин.9, 35-41
Иисус, услышав, что выгнали исцелённого Им вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.

Услышанные нами сегодня стихи из Евангелия от Иоанна представляют собою финал довольно длинной истории, которую вкратце можно изложить так: Иисус исцелил человека, бывшего слепым от рождения. Этот человек жил собиранием милостыни и был хорошо известен. Исцеление совершилось в субботу. Отрицать факт совершения явного чуда невозможно, однако для фарисеев это чудо не от Бога, потому что в очередной раз нарушен закон о субботе. Происходит выяснение обстоятельств жизни слепорождённого, потом его пытаются убедить, что исцеливший его, т.е. Иисус – грешник, вследствие чего использованная Им сила не могла быть Божественного происхождения. Однако бывший слепой уверенно отвечает: «Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего». Разозлённые фарисеи изгоняют непонятливого человека вон, после чего и происходит тот разговор, о котором мы прочитали в сегодняшнем Евангелии. Что здесь особенно интересно? Сегодня периодически распространяются слухи о каких-либо чудесах. Добраться до первоисточника этих слухов невозможно, однако находится множество людей, готовых поверить сообщениям самого сомнительного свойства и видеть явление Божественной силы там, где его нет. В случае исцеления слепорождённого мы видим нечто обратное. Чудо абсолютно явно и очевидно – его могут засвидетельствовать многие. Оно настолько явно, что его не могут отрицать даже противники Иисуса. Совершилось действительно невероятное событие, о котором сказано: «От века не слыханно, чтобы кто отверз очи слепорождённому». Но даже эта очевидность не мешает иудеям отрицать Иисуса как Христа, т.е. как Мессию, не принимать и не признавать Его в этом качестве. Именно поэтому и говорит им Господь: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остаётся на вас». Это означает, что если бы они не видели чуда, то могли бы усомниться, но они видят и не принимают – тем самым они отрицают действие Бога, и, соответственно, творят грех.

Какова причина этой слепоты? Она в том, что человек может увидеть только то, что он готов увидеть или то, что хочет увидеть. С точки зрения иудеев – прежде всего духовных лидеров Израиля – Иисус не мог быть Мессией, поэтому они не видят в нём Мессию. Что бы Господь ни делал, какие бы чудеса ни творил, всё бесполезно. Они не хотят видеть и не видят. И вот что примечательно: вылеченный Иисусом человек не принадлежал к сливкам общества, особой учёностью не отличался, но с радостью принял действие Бога в своей жизни и всем сердцем уверовал в Того, Кто сие действие совершил. Высокоучёные фарисеи видели, но не уверовали, предпочтя встать на путь отрицания очевидности. В каком-то смысле это проблема каждого человека, ибо каждый может и должен спросить себя: а что я готов увидеть?

Некоторое время назад я прочитал книгу адвоката Пчелинцева, неоднократно представлявшего в суде интересы различных общин. В этой книге описывается множество ситуаций, когда служители юстиции – прокуроры, судьи – сталкивались с незнакомыми им прежде общинами баптистов, евангельских христиан, пятидесятников в связи с возводимыми на них обвинениями. И вот что интересно: они принимали эти обвинения и давали им ход, несмотря на всю лживость таковых, потому что категорически не хотели видеть того, что происходит в этих общинах на самом деле. Они имели возможность и даже обязанность вникнуть, разобраться, но они этого не делали, предпочитая навешивать ярлыки и обвинять их во всяких мерзостях вплоть до ритуальных убийств. Такая же зашоренность, слепота, нежелание видеть может быть во всём – в т.ч. и по отношению к духовным сущностям. Например, безбожники считают, что Бога нет. Поэтому что бы ни происходило, какие бы чудеса ни творились, какие бы знамения ни посылались, они останутся при своём - изначальная установка лишает их возможности увидеть реальность. Увы, внутри самой Церкви тоже всё не так просто.

То, что безбожники не видят и не веруют, в конечном счёте естественно. Намного хуже, когда люди считают себя верующими, но тоже не видят. Почему? Потому что, подобно иудейским начальникам, придают излишнее значение человеческим толкованиям. Они полагают, что свойства Бога вполне познаны и описаны. Соответственно, Бог может действовать только в рамках познанного и описанного, причём описанного именно в их вероисповедании. Соответственно, если что-то происходит иначе, то это ложь, ересь и всё прочее в том же духе. Гонения на христиан со стороны ислама можно понять, но совершенно немыслимо, когда христиане воздвигают гонения на христиан, да ещё используют при этом ресурсы государственной власти. Между тем, именно так происходило во время Реформации. Именно так происходило и в России. Самое удивительное, что гонения со стороны Православной Церкви воздвигались не только на представителей западного христианства, но и на старообрядцев, хотя никакой догматической разницы между старообрядцами и никонианами не было и нет. Что во всём этом для нас важно?

Нам следует усвоить, что Бог не ограничен рамками человеческого познания. Это мы ими ограничены, а Он нет. Как сказал Лютер, Бог возвышается над всякой человеческой математикой. Тем более, что Бог – не человек, и Его логика отлична от нашей. А это означает, что Он может действовать совершенно неожиданно и непривычно; можно даже сказать - парадоксально. А далее вопрос к нам: если такое действие совершится в нашей жизни, будем ли мы способны воспринять и принять таковое? Хватит ли для этого веры? Авраам, получив совершенно парадоксальное повеление пойти в неведомую землю, поднялся и пошёл. Пресвятая Дева Мария, получив не просто неожиданное и невозможное, но и достаточно страшное по возможным последствиям известие Ангела Гавриила, сказала: Се, раба Господня, да будет мне по слову твоему. Есть ли у нас такая вера? А она нужна – ох, как нужна. Нам потребно доверие, которое поможет нам не замыкаться в рамках привычно ожидаемого, но быть готовыми к совершенно нестандартным вариантам. Нам потребна вера, которая поможет видеть действие Бога в самых неожиданных обстоятельствах. Нам потребна вера, которая поможет различать знаки, расставляемые Господом на нашем пути. Ничто не мешает видеть их так, как упёртость в человеческие традиции. И, соответственно, чем меньше зашоренности, тем больше таких знаков мы сможем увидеть, воспринять содержащуюся в них информацию и пойти по подсказанному Богом пути. Не стоит повторять ошибку иудейских начальников, которые не смогли увидеть совершившегося перед ними Божьего действия и пошли по ложному пути. Они считали себя зрячими, мудрыми и праведными, но на самом деле не были таковыми. Поэтому не стоит подражать им, чтобы в час Последнего Суда не услышать то, что услышали они: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остаётся на вас». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

08 Октября 2017 - 17 воскресение после Дня Св.Троицы (Кюстер  Е. Романенко)
18 Сентября 2016 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Октября 2014 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Сентября 2013 - ПОБЕЖДАЮЩАЯ ВЕРА - 17 воскресенье после Св. Троицы (Пастор  Г. Азиков)
16 Октября 2011 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Сентября 2010 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)