МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
13 Октября 2019 года

17 Воскресенье после Дня Св. Троицы


Амос 5:18-24
18. Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он — тьма, а не свет,
19. то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его.
20. Разве день Господень не мрак, а свет? он — тьма, и нет в нем сияния.
21. Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших.
22. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших.
23. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать.
24. Пусть, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток!

Дорогие братья и сестры,
Сегодняшнюю проповедь я хотел бы начать с примера. И пример этот, без преувеличения, жуткий. Поэтому заранее прошу прощения, если я шокирую кого-то из наших особенно впечатлительных прихожан. Этот случай описал в одной из своих книг православный писатель Сергей Фудель. Дело было в России в конце XIX в. Некая деревенская девочка возвращалась после пасхальных каникул из дома в школу. С собой она несла немного денег, корзинку с домашними пирогами и несколько крашенных яиц. По дороге ее встретил некий человек. И этот человек убил ее с целью ограбления. Убийцу довольно быстро нашли. К тому моменту как его арестовали, пирожки он уже съел, деньги потратил. И только к яйцам он не притронулся. На вопрос следователя, почему он не съел яйца, убийца ответил: «Ну как же я мог! Ведь день был постный!».

Это история действительно жуткая. Во-первых потому, что в ней был убит ребенок. А во-вторых потому, что она показывает, как легко любая религия может свестись к набору мелких, чисто бытовых предписаний. В результате человек может по всем церковным правилам и канонам исчислять «постные» и «скоромные» дни, но при этом быть в таком состоянии ума, что может лишить жизни ребенка. Почему так происходит?

Думаю, ответ на этот вопрос мы найдем, если углубимся в историю отношений Бога и Его народа еще во времена Ветхого Завета. А времена Ветхого Завета – это времена Закона, который детальнейшим образом регламентировал жизнь Божьего народа. При этом Законом были установлены не только нравственные правила, - правила отношений с Богом и с ближними - но и разного рода ритуальные предписания. Они касались жертвоприношений, правил очищения от ритуальной нечистоты, правил проведения празднеств, публичных богослужений и т.д. И эти правила, регламентировавшие жизнь людей, установил Сам Бог.

Но вот, уже в более поздние времена пророки - Божьи посланники которых Он направляет к Своему народу - все чаще и чаще начинают говорить людям о том, что при определенных условиях все эти ритуалы и жертвоприношения в некотором роде бессмыслены. А вот почему они бессмысленны?

Ответ на этот вопрос мы получим, если внимательно посмотрим на одно из таких обличений из книги пророка Амоса: «Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать» (Амос, 5:21-23).

О чем это текст нам говорит? На первый взгляд может показаться, что Господь ведет себя противоречиво. Ведь в Моисеевом Законе Он Сам установил для Своего народа жертвоприношения и праздненства. А теперь Сам же говорит, что не примет этих жертв и ненавидит эти праздненства. И как прикажете Его понимать?

Да и вообще, зачем Богу нужны эти самые жертвоприношения, пение, торжественные собрания? Что грешные люди могут предложить Тому, Кто владеет всей Вселенной?

Думаю, ответ на этот вопрос будет такой: все эти правила касательно ритуальной чистоты, жертв и праздненств были установлены для народа как мера поддержания духовной дисциплины, как установления, которые упорядочивали духовную и религиозную жизнь народа. Они были очень важной частью духовной жизни. Но были ли эти установления главным в духовной жизни?

Ведь во всяком деле есть вещи главные и есть второстепенные. Возьмем, к примеру, спортсмена. Скажем, теннисиста. Хорошо, если он выходит на корт в аккуратной, постиранной и выглаженной спортивной форме. Но вот теннисиста, который пренебрегает тренировками и целыми днями только ухаживает за своей спортивной формой на корте не ждет ничего хорошего. Потому, что в конечном итоге к победе его приведет не опрятный вид его спортивной формы, а его умение хорошо играть.

Вот и Господь пытается через пророков напомнить Своему непокорному народу о том, что для Божьего народа есть вещи главные, а есть – второстепенные. Жертвы, праздненства, пение – это, конечно, хорошо. Но не они – главное в духовной жизни народа. А что же тогда главное?

И на этот вопрос текст из Амоса тоже дает нам ответ: «Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать. Пусть, как вода, течет суд (суд – т.е. «справедливость»), и правда – как сильный поток!» (Амос, 5:23-24)

Господь устами пророка использует очень сильный образ. Пусть, говорит Он, правда и справедливость торжествуют в народе! Пусть правда и справедливость будут как мощный поток воды, напор которого ничем не сдержать. Потому, что только это – правда, справедливость, любовь к Богу и ближнему - и делает этот народ Божьим народом. А не праздничные песни и не тучные жертвоприношения.

Ну что же, так обличал Господь иудеев устами пророка Амоса. Однако, следует ли думать, что эти обличения относятся только к иудеям? Что христиан они не касаются? К сожалению, нет. Касаются, да еще как. Потому что в духовной жизни, как и во времена Амоса, есть главное и есть второстепенное. И порой усилиями самих же христиан второстепенное разрастается до таких размеров, что затмевает собой главное.

На мой взгляд, вот этот жуткий пример с которого мы начали - про убийцу, соблюдавшего все церковные установления относительно постов - говорит об этом как нельзя лучше. Ведь посты тоже изначально практиковались в церкви скорее как мера укрепления дисциплины, как способ упорядочить духовную жизнь, научить человека здоровому самоограничению. И, вероятнее всего, изначально посты были практиками не обязательными, а добровольными. То есть человек сам выбирал, в какие дни поститься, а в какие – нет. Потом, прежде всего стараниями монахов, посты стали обязательной частью церковных уставов. А потом, как мы с Вами видели из этого жуткого примера, посты и вовсе стали таким аспектом церковной жизни, который затмил все остальные аспекты. Реузльтатом стало то, что христианская духовная жизнь выродилась и превратилась в некую карикатуру на саму себя. Так что, как мы сегодня увидели, человек может считать себя христианином и ревностно отслеживать т.н. «постные» и «скоромные» дни, но при этом быть в таком состоянии ума и духа, что способен совершить убийство.

Итак, вот это переключение с вопросов главных на вопросы второстепенные – это своего рода духовный недуг, который может принимать самые разные формы. И проблема эта, к сожалению, появилась не вчера. И даже гораздо ярче, чем текст из книги Амоса, свидетельствуют об этом слова Нашего Господа Христа из Евангелия от Марка, которые мы сегодня услышали во время чтения Евангелия (Мк 7:5-13).

Давайте вспомним, в чем там было дело. «Корван» (или точнее «корбан», на древнееврейском - «жертвенный дар») - так называлось имущество, которое человек собирался посвятить Богу. С того момента, как человек объявлял что-то «корбаном» это имущество (или, например, деньги) должно было быть изъято из «мирского» употребления и употребляться только для дел «священных» - скажем, для помощи храму. Это позволяло некоторым предприимчивым людям, в частности – очень многим книжникам, уклоняться даже от помощи собственным родителям, мотивируя тем, что свое имущество они, якобы, «посвятили Богу». Фарисеи считали, что такая клятва является нерушимой. Но самое главное, что этот обычай – провозглашать свое имущество «корбаном» - не был заповедан в Законе, он был чисто человеческой традицией, возникшей, как полагают, во времена Вавилонского плена. Итак, эти предприимчивые люди наши способ обойти Божью заповедь при помощи человеческих обычаев. Но это – все же, скорее следствие. А причина, на мой взгляд, как раз в том, что они так сосредоточились на второстепенном, что забыли о главном.

И вот, фарисеи упрекают Спасителя: почему ты не соблюдаешь благочестивых обычаев нашего народа (Мк 7:5)? В ответ на это Спаситель напоминает им, что является главным, а что - второстепенным. «Чти отца и мать» - Слово Божье, заповедь любви к ближнему. И не просто к ближнему, а к тому, кто подарил тебе жизнь! Это одна из Заповедей, то есть основополагающих принципов, которые Господь заповедал Своему народу. И Христос прямо говорит фарисеям: вы заменили Божью Заповедь своими обычаями и преданиями.

Христос говорит о том, что Божье Слово нельзя заменять ничем – даже если это что-то кажется нам праведным или благочестивым. И уж, тем более, нельзя заменять Божье Слово преданиями каких-то там старцев. Да еще и такмим преданиями, которые Божьему Слову явно противоречат.

С чем можно сравить поведение фарисеев? Наверное, это как если бы какой-нибудь российский священник конца XIX в., принимая исповедь у того самого убицы-постника прежде всего обличал бы его не за то, что тот убил ребенка, но за то, что тот «оскоромился» (т.е. съел «неправильную» еду) в постный день.

Но Спаситель напоминает фарисеям, что Божье Слово, Божья Заповедь – приоритетна по отношению к челочесеским установлениям. Даже если это установления «благочестивые». Если угодно, Божье Слово должно быть своего рода фильтром, через который следует воспринимать все обычаи и предания, будь они благочестивые или неблагочествые.

Подобно тем же иудеям, которые обличаются в Книге Амоса, фарисеи насктолько увлеклись второстепенным, что забыли о главном. О том, что суть благочестия – в Божьей Правде и Справедливости. В любви к Богу и ближнему, в исполнении Божьей Воли. А не в соблюдении ритуальных предписаний, даже если они предписаны Самим Божьим Законом, что уж говорить о каких-то старцах. Потому, что без правды и справедливости, без любви к Богу и ближнему, ритуал – не более, чем профанация, пустышка. Форма, лишенная содержания.

Поэтому, думаю, обличаемый Христом фарисей вполне мог бы вспомнить и эти слова из книги Амоса: «Пусть, как вода, течет суд, и правда – как сильный поток!».

Ну что же, хорошо. И все же, какое все это отношение имеет к нам? Ведь мы же с Вами не фарисеи, которые придумали себе элегантный и экономичный способ обходить Божью Заповедь при помощи «преданий старцев». И мы с Вами не относимся к тем христианским исповеданиям, в которых такое повышенное внимание уделяется посту (иногда настолько повышенное, что соблюдение постов – как мы убедились - затмевает все прочие устои христианской жизни). В таком случае, к нам это грозное предупреждение Спасителя – о недопустимости заменять Божью Заповедь преданиями - не относится? Равно как и не относится к нам призыв из книги Амоса - «Пусть, как вода, течет суд, и правда – как сильный поток»?

Тема нашего сегодняшнего богослужения – христианская свобода. Ну что же, давайте скажем несколько слов и на эту тему. Христос действительно несет нам свободу. Настоящую, неподдельную свободу. Он так прямо и говорит: «Познаете истину и истина сделает вас свободными» (Ин 8:32).

Но, вот со свободой есть такой интересный момент. Многие философы и мыслители, которые занимались проблемой свободы, говорят о том, что есть два варианта свободы: «свобода от...» и «свобода для...».

«Свобода от...» – это свобода от разного рода внешних ограничений или правил. И да, можно сказать, что во многом и такую свободу принес нам Христос. Именно поэтому Апостол, как мы сегодня слышали и говорит: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал 5:1).

Христианская свобода это свобода от разного рода человеческих мнений, установлений (благочестивых или не очень), даже от суеверий. Это свобода от разного рода нагромождений иудейского талмудического законодательства (тех самых «преданий старцев»). И это, кстати, свобода от обрезания и от жертвоприношений. Это свобода совершать или не совершать разного рода омовения. Различать или не различать те или иные дни (имеются ввиду дни поста). Праздновать или не праздновать те или иные праздненства. Это свобода с молитвой и благодарением принимать любую пищу в любое время года. Свобода вступать в брак или оставаться безбрачными. Одним словом: Познайте Божью Волю и это познание освободит Вас!

Ну что же, мы понимаем, от чего мы свободны. А вот для чего мы свободны? На этот вопрос очень хорошо отвечает Апостол в 14-й главе Послания к Римлянам: «Ибо никто из нас не живёт для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни» (Рим 14:7-8).

Наша христианская свобода – это свобода во Христе и для Христа. Эта свобода дана нам, чтобы мы жили для Христа. Для того, чтобы являли любовь к Богу и ближнему. Для того, чтобы несли этому миру весть об искуплении в Иисусе Христе, который взошел на крест, чтобы принять на себя наши грехи. Христианская свобода – это свобода во Христе, который есть наше оправдание (Рим 4:25). Который, взойдя на крест и приняв на Себя наши грехи, принес нам спасение как чистый дар Божьей милости. И потому мы, как пишет тот же апостол, «оправдываемся верою независимо от дел Закона» (Рим 3:28), потому что отныне Христос – есть наша праведность перед Богом Отцом.

И самое главное – эта свобода во Христе дана нам в том числе и для того, чтобы мы сосредотачивались на главном, а не на второстепенном. Чтобы, по слову книги Амоса «как вода, тек суд (справедливость), и правда – как сильный поток!». Чтобы мы думали скорее о том, как творить в этом мире Божью Волю, являть любовь к Богу и к нашим ближним, а не о том, постный или скоромный день у нас сегодня на календаре.

Подведем итоги. Христос принес нам свободу. Свободу, которой, по слову Апостола, нам следует стойко держаться. А христианство без Христа очень лекго превращается в христианство без свободы. А христианство без свободы приводит к тому, что люди начинают заниматься своего рода законническим крохоборством. В результате, они сосредотачиваются на второстепенном и забывают о главном. Такова была ошибка фарисеев, которых обличал наш Спаситель – сосредоточившись на глубоко второстепенном («преданиях старцев») они забыли о главном – о Слове Божьем, о любви к Богу и к ближнему. Похожую ошибку совершали и те иудеи, которых обличал Амос: без Божьей правды и справедливости все их торжественные праздненства и жертвоприношения первращались в пустышку – в форму, лишенную содержания. И, к несчастью, эта проблема актуальна для христиан и в наши дни – о чем красноречиво свидетельствует та самая история об убийце-постнике, с которой мы начали.

Следовательно, нам с Вами, дорогие братья и сестры, нужно научиться не повторять всех этих ошибок. Стоять, как говорит Апостол, в свободе, которую даровал нам Христос. Познавать Истину, познавать Боже Слово. Потому, что Истина, по обетованию Христа, сделает нас свободными. Не повторять ошибок тех, кто полагает, что Божью Заповедь и Божье Слово можно заменять человеческими преданиями (даже будь эти предания сто раз благочестивые). И самое главное, сосредотачиваться на главном, а не на второстепенном. Сосредотачиваться на Христе, на Его Слове, на явлении этому миру любви к Богу и ближнему. В том числе и для того, чтобы и наши с Вами ритуалы, какими бы возвышенными и красивыми они ни были, не превратились в ту самую пустышку, против чего и предостерегал Господь через пророка Амоса, говоря: «Пусть, как вода, течет суд, и правда – как сильный поток!». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 13.10.2019




Другие проповеди по этому же поводу:

23 Сентября 2018 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Октября 2017 - 17 воскресение после Дня Св.Троицы (Диакон  Е.Романенко)
18 Сентября 2016 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
27 Сентября 2015 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Октября 2014 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Сентября 2013 - ПОБЕЖДАЮЩАЯ ВЕРА - 17 воскресенье после Св. Троицы (Пастор  Г. Азиков)
16 Октября 2011 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Сентября 2010 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)