МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
26 Сентября 2010 года

17 воскресенье после Дня Св.Троицы


Евр.11, 1-3

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.

Между Церковью и миром существует множество различий, коренящихся в том, что мир основывается на рациональном знании, в то время как Церковь основывается на вере. Рациональное знание складывается на основании объективных фактов, которые могут быть проверены. Неподтверждённые сведения не могут стать объектом знания. Людей же, принимающих таковые без надлежащей проверки, поднимают на смех. Эта система восприятия мира прекрасно выражается пословицей «доверяй, но проверяй». Нормальный человек, получающей некое предложение, требует обоснований, проверяет предоставленные ему сведения, просчитывает возможные последствия и только после этого принимает решение. Церковь ориентирована на совершенно иную систему мышления, ибо, как уже было сказано, основывается на вере, каковая, согласно слову Писания, есть «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Вера является иррациональным состоянием, потому что обращена к невидимому и неосязаемому. Конкретный пример. Христос дал нам обетование о том, что там где двое или трое соберутся во имя Его, там и Он будет среди них. Именно поэтому центром христианской жизни является общинное богослужение, ибо в момент его совершения мы пребываем в незримом, но тем не менее реальном присутствии Христовом. Мы свято веруем в это присутствие, верой мы познаём и ощущаем его, но при этом не имеем никакой возможности доказать сие присутствие посредством каких-либо аргументов материалистического свойства. Но с другой стороны, а нужны ли такие аргументы вообще? Действительно ли нам необходимо что-либо доказывать? В предшествующие эпохи делались (надо сказать, довольно неуклюжие) попытки сформулировать доказательства бытия Божия. Можно понять благие намерения тех, кто это делал, но сии труды были напрасны по самой сути. Бытие Божие, равно как присутствие Господне в собрании верных, в святых дарах Евхаристии, единосущие Отца и Сына, непорочное зачатие и многое другое не нуждается ни в каких доказательствах, потому что является не объектом рационального знания, но объектом веры. А вера, доверие, не требует доказательств. Именно поэтому она стоит выше разума, ибо в состоянии принять то, что разум с его требованием зримых подтверждений не примет никогда. И если даже в пределах видимого мира далеко не всё может быть доказано и объяснено, то что тогда говорить о сущностях, относящихся к невидимой части творения? Вера выше разума. Сегодня вы слышали в Евангелии, как Апостол Фома сказал, что не поверит в воскресение Христа, пока самолично не увидит Его и не прикоснётся к Его ранам. Господь дал ему возможность и увидеть, и прикоснуться. Но при этом сказал: «Ты поверил, потому что увидел. Блаженны не видевшие и уверовавшие».

Мир, пребывающий в границах рационального познания, т.е. познания через разум, ограничен видимым и измеряемым. Надо сказать, что эта видимая и поддающаяся измерениям часть очень многообразна и интересна, но не является достаточной. Не является, потому что не даёт ответа на два важнейших вопроса. Первый: цель и смысл мироздания в целом. Второй: цель и смысл человеческой жизни, причём не только жизни человечества, но и каждой отдельной личности. Если мы ограничиваемся исключительно видимой реальностью, то ответ на эти вопросы выглядит очень неутешительно. Мир при всей своей красоте и многообразии становится просто сцеплением случайностей, за многие миллионы лет приведших к уникальному явлению нашей планеты как таковой и жизни на ней в частности. Ни цели, ни предназначения он не имеет. То же самое можно сказать о человечестве в целом и о любом человеке в отдельности. Их появление на свет и бытие - игра случая, которая не ведёт никуда, кроме смерти и распада. Путь к смерти – достояние не только человека, но всего, что его окружает, в том числе и звёзд. Настанет момент, когда бытие солнца подойдёт к концу. И тогда вся цивилизация со всеми её достижениями исчезнет бесследно, как если бы её вообще не было. Довольно страшная перспектива, в которой все мы, да и самая наша планета в целом – не более чем разукрашенные гробницы, за красивым фасадом которых нет ничего, кроме мерзости тлена. Мы идём из ниоткуда в никуда, а потому самое разумное, что можно сделать, так это есть, пить и веселиться. Вот то, что может предложить нам рациональное знание. Вера открывает иные перспективы и возможности.

Посредством веры для нас открывается возможность соприкосновения с невидимым, неосязаемым, но, тем не менее, реально существующим. Для нас открывается возможность соприкосновения с другой частью мироздания, которая намного больше его видимой части и в которой возможно то, что невозможно здесь. Например неподвластность греху и смерти. Бывает так, что невидимая часть прорывается в видимую реальность – это происходит в чудесах, которые совершались на протяжении всей Священной Истории. Они совершаются и сегодня, причём не могут не совершаться, потому что Бог участвует в жизни Своих верных и отвечает на их прошения. Однако в любом случае невидимое остаётся сокрытым и непознаваемым обычными путями, поэтому принять это невидимое мы можем только через веру, через доверие Богу. Тому, кто на это способен, открываются удивительные вещи. «Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое». Познание через веру открывает нам мироздание не как случайность, но как обдуманный процесс, имеющий своим началом замысел Творца. Нам необязательно знать детали этого замысла или как именно он был осуществлён. Важно само его наличие, которое означает, что мир является не хаотическим нагромождением случайностей, а продуманной системой, в которой каждая часть имеет своё предназначение. Говоря проще, мир, познаваемый через веру, перестаёт быть бессмысленным. То же самое можно сказать о человеке, который, будучи частью мироздания, также обретает предназначение, смысл и перспективу. Такое понимание ставит нас в совершенно иные отношение как с миром, так и друг с другом. Во-первых, обретение перспективы вечности является мощным стимулом как для труда, так и для жизни как таковой - в том числе и в чрезвычайно неблагоприятных обстоятельствах. Во-вторых, мы познаём, что существуем здесь не сами по себе, но пребываем в руках Бога, Христа Вседержителя, в промысле Которого находится всё мироздание и Который, будучи одновременно Богом и Человеком, объединяет в Своей личности как видимое, так и невидимое. И в-третьих, мы познаём свою ответственность за творение, управителями которого являемся.

Вера больше чем знание. И если знания надо увеличивать, то тем паче надлежит возрастать в вере, учась доверять Христу. Это доверие, позволяющее без колебаний и сомнений принимать обетования Спасителя, не только воссоединяет нас с Ним, но и освобождает от рабства – рабства смерти, страха, бессмысленности. Никакое общество, никакая мирская идеология, как бы хороши они ни были сами по себе, не способны дать эту свободу. Сию способность имеет только вера, потому что только она в состоянии открыть перед человеком всю глубину мироздания; только она в состоянии дать возможность соприкоснуться с вечностью, пребыть в общении Христа. Обладая верой, мы обладаем великим сокровищем. Причём, в отличие от земных сокровищ, это сокровище предназначено не для того, чтобы держать его при себе, но для того, чтобы делиться им с как можно большим числом ближних - ближних, ещё не познавших полноты мира, живущих в плену видимой реальности, в рабстве страха и смерти. Никто из людей не в состоянии дать свободу от них. Христос может это сделать, если уверовать в Него, т.е. поверить Ему и отдать свою жизнь в Его руки. Возвестим же Христа, возвестим великую силу веры, дабы нашим посредством люди приобщились к Благой Вести, обрели свободу, возрадовались ей и в свою очередь, возвестили о ней другим. Христос царствует, Христос побеждает! Ему слава во веки! Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

08 Октября 2017 - 17 воскресение после Дня Св.Троицы (Кюстер  Е. Романенко)
18 Сентября 2016 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
27 Сентября 2015 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Октября 2014 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Сентября 2013 - ПОБЕЖДАЮЩАЯ ВЕРА - 17 воскресенье после Св. Троицы (Пастор  Г. Азиков)
16 Октября 2011 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)