МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
05 Июня 2011 года

Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи


Ин.15,26 – 16,4

Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать обо Мне. А также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. Изгонят вас из синагог, даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня. Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, коглда придёт то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.

Как возвещает нам Евангелие, да и весь Новый Завет, первым и самым главным предназначением христианина является свидетельство о Христе. Это предназначение однозначно выражено повелением, данным Спасителем ученикам перед Вознесением: «Идите, научите все народы». Более того. Практически с самого начала Своего земного служения Иисус начинает готовить будущих Апостолов именно к благовествованию, ибо уже вскоре после призвания посылает их на проповедь. Это была своего рода практика, в ходе которой ученики должны были благовествовать только среди иудеев. Но в дальнейшем, уже после Вознесения, перед ними стояла задача возвестить Слово Божие всем народам. Именно так повелел им Спаситель. Однако, дать повеление не означает исполнить его. Совершенно очевидно, что на момент Вознесения ученики однозначно не могли исполнить то, что повелел им Господь. И дело даже не в том, что, будучи в основном людьми простых занятий, они не были искушены в ораторском искусстве, так что их проповедь навряд ли показалась кому-нибудь убедительной. Проблема не в форме, а скорее в содержании. Ведь, несмотря на пребывание в общении с Господом в течение достаточно длительного времени, ученики не очень хорошо понимали Его. Достаточно вспомнить тот момент, когда Христос спросил их: «А вы за кого почитаете Меня?». В ответ на этот вопрос следует длительное молчание, после которого один только Пётр говорит: «Ты – Христос, Сын Бога живого». В одном из разночтений слова Петра сопровождаются следующим замечанием: «И упрекал учеников за то, что не говорили, что Он – Христос». После рассуждений Христа о необходимости приобщения Его плоти и крови многие вообще отошли от Него. И вот, такие люди должны были стать благовестниками? Такие люди должны были нести всему миру Слово Жизни? Поистине, это было немыслимо, нереально, невозможно. Однако, как сказал однажды Сам Спаситель, «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо нет ничего невозможного Богу». Если Господь даёт поручение, то обеспечивает и возможность его исполнения. Именно поэтому ученикам говорится: «Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать обо Мне. А также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною». Таким образом, предстоящая ученикам проповедь Христа будет осуществляться ими не только своими силами. Она будет осуществляться под водительством Св.Духа и силою Св.Духа. Именно поэтому Апостолы победят. Невзирая на все усилия по искоренению Церкви, она будет постоянно умножаться, будет расти. Она будет расти, несмотря на все лжеучения и разногласия, потому что в ней будет говорить и действовать Св.Дух.

«Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. Изгонят вас из синагог, даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что тем служит Богу». Гонения и репрессии были неотъемлемой частью жизни апостольской Церкви и ещё добрых трёхсот лет после Апостолов. Но от времени репрессий, творившихся императорским Римом нас отделяет восемнадцать веков, а плохое быстро забывается. Сегодняшние европейские христиане имеют возможность беспрепятственно совершать службы в красивых церквях, о которых во времена Апостолов никто и помыслить не мог. И что же? Они жалуются то на недостаточность отопления, то на неудобство скамеек, то ещё на что-нибудь. И никто не вспоминает, что в апостольское время у общин не было вообще никакого комфорта. Верные собирались в частных домах, а когда опасности увеличились, они вынуждены были совершать службы по ночам: на кладбищах и в каменоломнях, именуемых также катакомбами. Сегодня такой вариант церковной жизни кому-то может показаться очень романтичным, но уверяю вас - никакой романтики там не было. Однажды мне довелось побывать в Керченских каменоломнях. Темнота, разгоняемая скудным светом коптящих факелов и масляных ламп, теснота, грязь. Со всех сторон жёсткий камень, от которого идёт пронизывающий холод. В таких условиях совершали службу наши предшественники. Причём дискомфорт был не самым большим бедствием. Каждый, участвовавший в богослужении, рисковал жизнью, ибо христианство было религией неразрешённой, а потому и сурово наказуемой. Тем не менее, службы продолжались, а Церковь росла. Почему? Да потому что Св.Дух давал провещевать Слово Божие так, что сердца возгорались, и люди соединялись в верности Христу и в служении Ему, презрев все неудобства и опасности. Именно присутствие Св.Духа делало и делает Церковь Церковью, т.е. народом Божиим, а не просто юридическим лицом. Но это присутствие не автоматическое. Оно там, где думают о Христе, где стремятся к Нему, а не к кому-то ещё. Когда же человеческому начинает уделяться больше внимания, чем Божественному, Дух может и отступить. Писание говорит нам о такой возможности видением пророка Иезекииля, во дни великого отступничества избранного народа узревшего, как Слава Господня оставляет Иерусалим. Мне вспоминается история монастырей, начинавшихся с духовного подвига нескольких человек. Этот подвиг, «горение» Христом, привлекало множество людей, искавших Святого Духа. Но затем монастырь постепенно богател и, в конце концов, превращался в огромное хозяйство, в котором забота о мирских сущностях оттесняла духовную составляющую на второй план. И тогда он становился землевладельцем, феодом, доходным предприятием - чем угодно, но только не Церковью в истинном значении этого слова. Потому что источником силы Церкви является Св.Дух. И если Он отходит на второй план, уходят и силы. А когда уходят силы, Церковь становится неспособной исполнить своё предназначение. Это не значит, что нам нужно сидеть в каменоломнях по ночам при свете факелов. Но однозначно означает, что в первую очередь мы должны заботиться не о земном, а о небесном.

Собор, из которого нас изгнали, не случайно является памятником архитектуры. Он красив. И, в своё время, при обсуждении связанных с ним перспектив, его архитектурные достоинства рассматривались, как средство привлечения людей, как средство умножения общины. Но вот что удивительно: мы провели в нём не так мало времени, а умножение общины было крайне незначительно. Между тем, апостольские общины умножались многократно, хотя и не имели подобных зданий. Господь явил нам милость, дав возможность совершить невозможное: темпы реставрации (особенно на фоне постоянного финансового дефицита) поистине впечатляли. Но не получилось ли так, что этой реставрации придавалось слишком большое значение? Если вспомнить, что и как говорилось, то можно было всерьёз предположить, что община достигнет высшей точки совершенства именно тогда, когда восстановят шпиль. Поистине, внешнему уделялось слишком много внимания. Но Господь милостив, и именно по этой милости Он ниспослал нам испытание, посредством которого мы должны понять, что община сильна не зданием, а пребывающим в ней Св.Духом. Понять и начать заботиться именно о Духе. Если Он есть, если среди нас будет сиять свет Божий, к нам придут многие и мы исполним повеление о благовествовании. Если его не будет, стены не спасут. Во время пребывания в Германии я видел очень большую и красивую старинную церковь, в которой на воскресном богослужении вместе со мной присутствовало 25 человек… Там где нет Духа, остаются только стены. И 25 человек в большой церкви, которая когда-то была полной, вполне могут рассматриваться как надгробная плита общины.

В следующее воскресение мы будем праздновать День Сошествия Св.Духа. Праздновать можно различно. Например, можно отметить сей день, как очередную годовщину некоего очень приятного и радостного, хотя и давнего события. А может быть и так, что этот праздник станет поводом для констатации факта пребывания Св.Духа среди нас здесь и сейчас! Полагаю, что второй вариант несравненно лучше.

Жизнь Церкви строится не сверху, а снизу. Она строится не распоряжениями епископов, но пребыванием во Св.Духе каждого верующего. Поэтому устремим свои помыслы ко Христу, к исходящему от Него и от Отца Св.Духу, дабы Он пребыл с нами и дабы Его силой мы возвестили Христа-Спасителя ради умножения числа спасаемых! «Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать обо Мне. А также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

21 Мая 2023 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
29 Мая 2022 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
16 Мая 2021 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
24 Мая 2020 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
02 Июня 2019 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
13 Мая 2018 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
28 Мая 2017 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
08 Мая 2016 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
17 Мая 2015 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
27 Июля 2014 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
01 Июня 2014 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
12 Мая 2013 - 6 воскресенье после Пасхи – Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
20 Мая 2012 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
20 Мая 2010 - На неделе Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
16 Мая 2010 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
04 Мая 2008 - Exaudi - 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)