МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
13 Мая 2018 года

Exaudi


Мф. 10:24-31
Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его? Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.

В Святую Ночь Бог истинный, умалившись до образа Своего творения, сошёл в этот мир, дабы совершить служение искупления. Он возвестил людям Свою волю, принёс искупительную жертву, умерев за грехи мира на кресте Голгофы, затем воскрес и вознёсся, тем самым завершив Своё земное служение. Спрашивается: для чего всё это было нужно? Что именно Господь хотел совершить для людей, ради чего Он пришёл? Он пришёл для того, чтобы освободить людей от рабства: даровать им свободу от власти греха, от власти придуманных обрядов и традиций, от страха смерти, освободить от преклонения перед мирскими властями, перед земным богатством, освободить от непотребства. Он пришёл, чтобы открыть перед людьми путь в небеса, путь в вечность, переключить их внимание с преходящего на нетленное, дать им возможность стать участниками грядущего нового мира, Царства Бога, а в этом мире обрести смысл и цель жизни. Для кого Он совершил всё это? Для 12 наиболее близких учеников? Или, может быть, для 70 остальных – т.е. для тех, кто пребывал с Ним постоянно? Ничуть. Из Евангелия мы знаем, что ещё во время Своего земного служения Иисус посылал учеников на проповедь, готовя их к тому, что им предстояло впо-следствии. И Святого Духа Он ниспослал им именно для того, чтобы они могли продолжить начатое Им дело. Т.е., явив волю Бога, восхотевшего сделать людей пригодными для Его Царства, Иисус пожелал, чтобы дело спасения продолжалось и дальше. Именно для этого Он создал Церковь, Свой новый избранный народ, главное назначение которого - быть письмом Бога этому миру. С тех пор прошло много лет. Что же мы видим, обращаясь к истории Церкви? Апостолы, ученики апостолов, ученики учеников и т.д. – непрерывная история благовествования, возвещения той милости и любви, которую Бог явил миру во Христе. Почему так важно, чтобы это служение продолжалось? Прежде всего потому, что Бог хочет, чтобы как можно большее число людей спаслось. Ну, а кроме того, чем больше людей принимает весть Христа и живёт по ней, тем больше возможностей для преобразования видимого мира в соответствии с волей Бога. Мне вспоминается пример из другой культуры, но очень показательный. Когда царь Ашока принял проповедь Гаутамы Будды, то он совершенно изменил жизнь не только свою собственную, но и всего государства. Причём изменил к лучшему. Если один человек может совершить такие изменения, то тем паче их может совершить множество людей, ибо, если меняются люди, то меняется и жизнь вокруг них. Но как что-то менять, если не знать, что именно должно менять? Как менять, если не знать про цели, ради которых это делается, если не иметь зримого примера для подражания? Именно поэтому каждый человек, принадлежащий к Божьему народу, к Его Церкви, должен возвещать Евангелие как словом, так особенно делом. Ученики Христа не призваны к самоизоляции от мира – их призвание как раз совершенно обратное, ибо сказал Господь: «Что говорю вам в темноте, го-ворите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях». Благая Весть должна возвещаться явно и во всеуслышание.

Евангелист Ян написал, что свет пришёл в мир, но люди выбрали тьму, потому что дела их были злы. Увы, то, что служит к пользе, принимается далеко не всегда. Прежде всего, новое вообще вызывает сопротивление, даже если относится к чисто материальным сущностям, ибо люди не осознают, что им предлагается нечто полезное. А уж новое в области духа, задевающее устоявшиеся традиции и общепринятые обычаи, вызывает яростное не-приятие – даже тогда, когда упомянутые традиции и обычаи находятся в противоречии с Божьим Словом. Но дело не только в традициях. Проповедь Иисуса у многих вызывала неприятие из-за того, что обличала грех и непотребство. Для тех, кто предпочитал не каяться в непотребстве, а пребывать в нём, такие обличения не вызывали ничего кроме бешенства. А так как проповедь Иисуса была продолжена Его учениками, то нет ничего удивительного в том, что негативное отношение к Спасителю перешло на тех, кто продолжал возвещать Его Слово, о чём Господь предвозвестил, сказав: «Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?».

В этом отношении времена апостолов ничем не отличаются от нынешних. Чем серьёзнее мы будем говорить о Христе, об открываемых Им ценностях, тем большее отторжение будем испытывать, причём порою даже у считающих себя христианами, потому что, как ни странно, люди не понимают, что путь Христа – это путь не самоублажения, но жертвенной любви. Это путь гармонии и чистоты, а не потакания порокам. Но, как написала в своём «Дневнике» св.Фаустына Кавальская, «…не все Тебя знают, а те, кто знают, не любят Тебя так, как надлежит». Что же до мира, т.е. сообщества вне Христа, то таковое следует совершенно иными путями. Именно поэтому благовествование многим не нравиться и, чем серьёзнее проповедь, тем больше проблем будет у проповедника. Особенно во времена, когда грех возводится в ранг закона. Вон Дитрих Бонхёффер – так проповедовал, что угодил в лагерь и под расстрел. А сколько христиан в России погибло только потому, что не скрывало свою веру? Например, на полигоне в Бутово только в 1937-1938 гг. было убито 360 священников. Однако, это дела прошлые. В сегодняшней России за проповедь о Христе не расстреливают. Хотя благовестию и сегодня чинятся всевозможные препоны. За открытое свидетельство о Христе могут арестовать, оштрафовать и даже посадить, ибо в настоящее время в России культивируются весьма странные представления о патриотизме, государственной безопасности и т.д. Это, конечно, существенно остужает рвение. И не только это. Если я буду свидетельствовать о Христе, то что обо мне будут думать окружающие, мои ближние, коллеги? Не сочтут ли они меня тронутым, блажным? Не нарушатся ли мои с ними отношения? В совсем недавнем прошлом в Германии жил пастор Вильгельм Буш, который всерьёз занимался миссией. И вот, однажды он идёт по улице, а параллельным курсом следуют двое рабочих, один из которых говорит другому: «Вот идёт пастор Буш – хороший человек, но вот беда - всё время о Христе говорит». Если есть риск, что о тебе будут говорить примерно так же, считая тебя блажным, то надо ли портить себе жизнь? Это зависит от ответа на вопрос, что важнее – преходящее или вечное; единение с миром (а фактически с дьяволом) или с Богом; спокойная жизнь или Царство Божие? Выбор приходится совершать каждый день. А для того, чтобы его было легче делать, Иисус говорит: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне».

Господни ученики, Его верные, ориентированы на вечность. Если не так, то нет смысла участвовать в мессе, причащаться Тела и Крови Христа. А если мы ориентированы на вечность, то бояться надо не телесных страданий, но компромиссов с миром, поддаче искушениям диавола, который всеми возможными способами тщится лишить нас грядущих благ. Соответственно, не надо сообразовываться с веком сим, не надо пугливо оглядываться по сторонам, не надо придавать значения чужому мнению. Для нас должно быть важно только одно мнение – мнение Иисуса Христа и ничьё другое. И ещё более важно помнить, что Господь с нами. «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц». Верный, творящий Божью волю, находится под покровом Его благодати. Это не значит, что путь верного прост и беззаботен. Ведь это не прогулка, а несение креста. Однако, путь к вечности идёт именно через крест – другого нет. Но с другой стороны, мы идём по нему не в одиночестве, а в сообществе верных и, что самое главное, с Самим Иисусом – с тем самым Иисусом, Который, говоря ученикам о том, что им предстоит, сказал «не бойтесь». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 13.05.2018




Другие проповеди по этому же поводу:

28 Мая 2017 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
08 Мая 2016 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
17 Мая 2015 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
27 Июля 2014 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
01 Июня 2014 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
12 Мая 2013 - 6 воскресенье после Пасхи – Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
20 Мая 2012 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
05 Июня 2011 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
20 Мая 2010 - На неделе Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
16 Мая 2010 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
04 Мая 2008 - Exaudi - 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)