МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
28 Мая 2017 года

Exaudi


Римл.8, 14-18
Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем «Авва, Отче!». Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.

Если вы спросите мирского человека, в чём заключалось грехопадение прародителей в Эдеме, то он вам либо вообще ничего не ответит, либо скажет, что грех заключался в том, что Ева съела яблоко. Впрочем, многие христиане тоже так думают. Однако, в Библии нет ни единого слова о яблоках, а сущность совершившееся в Эдеме грехопадения заключалась в том, что, вкусив от древа познания, человек избрал свой собственный путь к богоподобию, преступил волю Божию и, тем самым, разрушил единство между Творцом и творением. Сие разрушение привнесло в видимый мир не только грех и смерть, но и много других бедствий. Исказился внутренний облик человека. Он утратил дух свободы, в которой был создан, что привело к разделению людей на рабов и господ. Это разделение может принимать различные формы: античного рабства, феодального крепостничества, современной псевдодемократии, но суть остаётся неизменной: одни полагают себя на вполне законных основаниях стоящими выше других со всеми вытекающими отсюда последствиями. Самое удивительное и самое отвратительное даже не в этом – амбиции есть у каждого из нас; самое удивительное, что представления о превосходстве одних над другими поддерживаются теми, кто относится к нижестоящим, к рабам. Короля играют придворные, и никогда господа не чувствовали бы себя господами, если бы их господство не признавалось и не поощрялось снизу. По какой причине могут существовать такое признание и поддержка? По очень простой: рабы не хотят быть свободными – они хотят пробиться в господа, поэтому система как таковая их вполне устраивает. Эта система распространилась не только на повседневность, но и на духовную жизнь. Отношения с богами строились по тому же принципу: боги были господами, люди – их рабами. Откровение Ветхого Завета не принесло больших перемен, потому что люди настолько укоренились в своих воззрениях, что просто не могли вместить ничего иного. Но настал день, когда миру было возвещено Откровение Нового Завета, Откровение Евангелия, явившее миру совершенно иную систему отношений, о которой Апостол Павел написал: «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем «Авва, Отче!». Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии».

Воистину всё новое – это хорошо забытое старое. И те отношения между Богом и людьми, о которых возвестил Христос, есть те самые отношения, которые были изначально, до грехопадения. Их суть в том, что Бог – не рабовладелец, а Отец, и притом Отец любящий. Соответственно, отношения с Ним основаны не на рабском подчинении, не на страхе перед взысканием и наказанием, но на доверии, любви и неформальном общении. При таких отношениях (если они действительно есть) становятся невозможными пресмыкательство, «задабривание», попытки «заработать» себе какое-то особое благо. Место всего этого занимают любовь и сыновняя почтительность. Мы следуем воле Отца не потому, что Он наш хозяин, владелец, а потому, что доверяем Ему и знаем, что Он намного лучше нас самих ведает, куда нам следует идти. Мы знаем, что, любя нас и заботясь о нашем благе, Он направляет нас в нужную сторону. Отцовство Бога делает нас, Его детей, братьями и сёстрами. А если мы – братья и сёстры, то среди нас не может быть ни рабов, ни господ. Это совершенно новое понимание общества со всей силой явилось в апостольской Церкви. Рабство и господство лишились своих корней, потому что в общине верных все были равны. Как свидетельствует нам Книга Деяний, все верующие были вместе, имели всё общее и были единодушны как в молитве, так и во взаимном общении. Формально древняя Церковь не отменяла рабства, не издавала деклараций о необходимости его отмены и не вела пропаганду против него. Но сама система отношений в общинах вела к его исчезновению. Поистине, серьёзное восприятие Божьего отцовства меняет всю систему отношений как между Богом и людьми, так и между людьми. И подлинным бедствием Церкви можно назвать то, что сие восприятие извратилось.

После того, как положение христианства изменилось, и из гонимого исповедания оно стало дозволенным, поощряемым, а затем и государственным, его принятие для многих стало чисто формальным актом - внешней формой, не подкреплённой внутренним содержанием. Крещение стало выгодным. Его стали добиваться вовсе не для того, чтобы пребывать в единстве с Богом и идти путём спасения. И тогда в Церковь пришли отношения, несовместимые с сущностью христианства: в том числе в самой Церкви появились рабы и господа, ибо Церковь стала отражением государственного устройства, пришедшего из языческого прошлого. С одной стороны, происходит сакрализация личности монарха, а с другой христиане владеют христианами, покупая и продавая их наравне со скотиной и неодушевлёнными предметами. В том числе, на так называемой «святой Руси» этот кошмар продолжался вплоть до 1861 г.! С тех пор, конечно, многое изменилось, но и сегодня внутри самой Церкви нет надлежащего восприятия Божьего отцовства и соответственного человеческого братства Божьих детей. В самой Церкви в изобилии существуют всевозможные «владыки», считающие себя куда выше остального Божьего народа. Помните, как в своё время Брауэр и Крузе сказали, что Церковь – это мы, а вы типа никто, должны молчать, слушать и исполнять. Для мира, находящегося в состоянии вражды с Богом, это естественно, но для Божьего народа это извращение, которого не должно быть. Причём дело не только в том, что во Христе мы братья и сёстры, но и в том, что мы призваны Богом не для господства, а для служения друг другу, ибо мы служим Богу через ближних. Любое честное призвание должно рассматриваться и исполняться, как служение Богу. Они различны между собой, но перед Богом они равноценны, поскольку каждое из них по-своему важно. Соответственно, ни одно из них не стоит выше другого. Поэтому ни у епископа, ни у президента, ни у кого бы то ни было нет никаких оснований для превознесения над другими и требования к себе какого-то особого отношения. Ни у кого из христиан такого права нет и не может быть.

Картина мира и отношений в нём у мыслящего человека не вызывает ничего, кроме страданий. Хочется изменить видимое, дабы приблизить таковое к воле Божией. Но любые изменения начинаются не с массовых акций, а с самого себя: с осознания своего статуса в этом мире в соответствии со Словом Бога. А это Слово говорит: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии». Быть сыном или дочерью Бога – что может быть выше? Мартин Лютер сказал: «…князей создал не Бог, а люди; но что я есмь человек, это мог сделать один только Бог». Поэтому ни у кого из нас нет оснований ставить кого-либо выше себя, перед кем-то склоняться. Своим отцовством Бог освобождает нас от преклонения перед кем бы то ни было из людей, призывая осознать себя свободными и жить соответственно.

Жизнь свободного человека непроста, потому что холопство не переносит свободы. Мнящие себя господами не любят, когда им не кланяются; рабы ненавидят не кланяющихся, т.к. видят в них обличение себе. Но нас не должно волновать их мнение. Для нас важно только мнение Отца. Христос предупреждал о гонениях, которые буду воздвигнуты на Его верных именно потому, что они будут следовать за Ним, а не плясать под дудку язычников и безбожников. Христос призвал нас не сообразовываться с веком сим, но творить волю Отца, памятуя о том, что в грядущей вечности мнение людей и установленные ими правила не будут иметь никакого значения. Поэтому верные Христовы ни при каких обстоятельствах не должны гнуть спину. Они призваны быть свободными людьми, воспринимающими ближних как братьев и сестёр, но не как выше или нижестоящих. Этот путь не прост, он усыпан не розами, а терниями, но пребывание в мире с Богом и с самим собою намного важнее, чем внешние обстоятельства. Я думаю, что каждый из нас может вспомнить ситуацию, в которой пошёл на компромисс с миром, согрешил и потом долго мучался сознанием неправильности содеянного – в т.ч. сознанием того, что исправить уже ничего нельзя, потому что порою даже тысячелетие не в состоянии исправить упущенное за один час. Поэтому будем заботиться прежде всего о пребывании в единстве с нашим небесным Отцом. Что же касается страданий, которые приходят извне, то будем ободряться услышанными сегодня словами апостола Павла: «Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

02 Июня 2019 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
13 Мая 2018 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
08 Мая 2016 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
17 Мая 2015 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
27 Июля 2014 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
01 Июня 2014 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
12 Мая 2013 - 6 воскресенье после Пасхи – Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
20 Мая 2012 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
05 Июня 2011 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
20 Мая 2010 - На неделе Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
16 Мая 2010 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
04 Мая 2008 - Exaudi - 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)