МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
12 Мая 2013 года

6 воскресенье после Пасхи – Exaudi


Ин.7, 37-39

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен.

В течение многих столетий в языческой Индии господствовала кастовая система. Всё общество было строго регламентировано этой системой, означавшей, что в каком состоянии ты родился, в таком останешься до конца своих дней. Ты будешь пребывать в статусе, в котором пребывали твои предки, в котором будут пребывать твои потомки, и никакие силы ни на земле, ни в небесах, не в состоянии этот статус изменить. Кастовая система не была исключительным достоянием Индии. Как показывает нам Св.Писание Ветхого Завета, она, хотя и не в такой всеобъемлющей форме, была и у избранного народа. Вернее сказать, там была только одна каста, но, так же, как и в Индии, доступ в неё «со стороны» был абсолютно невозможен. Если ты не принадлежал к колену Левия, ты не мог служить при Храме. Если ты не происходил из рода Аарона, ты не мог быть священником. Если ты не был прямым потомком Аарона, ты не мог быть первосвященником. Да, были в Израиле и пророки, которых Господь мог призвать из любого сословия, но даже пророки не имели права войти в Святое святых Иерусалимского Храма, бывшее местом реального Божественного присутствия. Только один человек – первосвященник - мог войти в него, и только один человек – первосвященник – мог возвестить людям Божью милость прощения грехов в День Очищения. Человек, не бывший потомком Аарона, мог стать кем угодно – даже царём. Но священником он стать не мог. Поистине, ветхозаветное священство было самой настоящей кастой, принадлежность к которой определялась рождением. Итак, принадлежность к касте определялась рождением, а сама каста определяла твой статус, который не мог быть изменён. Поэтому вполне правомерно утверждение, что, начиная от Адама все люди земли принадлежали к одной и той же касте – касте обречённых на смерть грешников. И никакие усилия не могли сией принадлежности ни изменить, ни отменить.

Христос совершил то, что не мог совершить человек – Он разрушил границы касты обречённых; Он дал нам возможность изменить свой статус и перейти от смерти в жизнь! Он дал нам возможность стать сопричастниками вечности, наследниками Небесного Царства. Вместе с кастой обречённых были разрушены все касты мира. Все они стали анахронизмом, потому что любой человек, вне зависимости от происхождения, может придти ко Христу, стать одним из Его избранных, примириться с Богом, обрести оправдание и прощение грехов, стать участником нового человечества, в котором нет ни эллина ни иудея, в котором одно стадо и один Пастырь – Христос, Который есть всё во всём. Более того. Каждый, уверовавший в Иисуса, становится не только Его избранником, но и посредником, через которого Господь действует в этом мире. Каждому уверовавшему Господь даёт Своего Св.Духа, дабы каждый уверовавший стал проводником Божественной благодати, благовестником, письмом Господа этому миру. Возможность обращения ко Христу ничем не лимитирована. К Нему может придти каждый, осознавший духовную нищету, обречённость, заблудшесть и потому возжелавший припасть к источнику жизни. Христос пришёл для того, чтобы открыть путь к Богу для каждого живущего. Именно поэтому и сказал Он: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Каждый живущий имеет возможность не только приобщиться милости Божией, но и стать проводником Божественного света.

Некоторое время назад я хотел открыть счёт в банке «Райффайзен». Представьте, банк счёл меня личностью, не заслуживающей доверия, и в открытии счёта мне отказал. Как видите, не так просто попасть даже в иную массовую организацию, каковой являются банковские вкладчики. Что же касается не столь массовых организаций, то чем более узким является то или иное сообщество, тем труднее в него попасть. С каждым последующим шагом количество препятствий возрастает. И чем более высокое положение занимает чиновник, тем труднее пробиться к нему на приём. О чём свидетельствует эта сложность? О попытке воссоздания кастовой системы. Но глупо воссоздавать то, что было отменено 2000 лет назад. Люди, пытающиеся сотворить сие, пытаются поставить себя выше Бога, Который не окружает Себя искусственно воздвигнутыми преградами, Который доступен для каждого человека – в том числе и для самого презираемого. К Богу не нужно записываться на приём – Он услышит тебя всегда.

Господь уничтожил старые границы, даровав человеку свободу. Почему же многие не хотят этого признавать и стремятся восстановить старые преграды? Потому что свобода их не привлекает. Они не хотят быть свободными, они хотят сохранения рабов и господ, ибо даже если сами являются рабами, то надеются со временем пробиться в господа. Если кто помнит, внизу Колпачного переулка периодически забивались коллекторы, так что после сильных дождей там порою происходило форменное наводнение. Увы, у многих людей душа подобна этому коллектору: мало того, что они засорили его, но ещё и не имеют никакого желания как следует прочистить. В современном обществе существует множество малых сообществ, которые стремятся замкнуться и отгородиться, которые очень неохотно допускают в свою среду новых людей. И чем выше подниматься по так называемой «социальной лестнице», тем сильнее будет становиться закрытость. Как ни странно, сие присутствует и в Церкви. Потому что и внутри Церкви стремятся создавать какие-то касты, разделять верных на выше и нижестоящих, причём претендующие на вышестоящесть утверждают, что обладают некоей особенной святостью, и на основании сего требуют к себе особого отношения и привилегий. Как сказали в своё время господа Брауэр и Крузе, «мы и есть Церковь». Очевидно, они полагали, что дар общения Св.Духа даётся исключительно лицам от епископа и выше. Но дар общения Св.Духа даётся каждому верующему. И единством этого дара Христос разрушает все преграды. Ты можешь быть миллионером, депутатом, президентом – кем угодно. Ты можешь навесить на себя сколько угодно земных регалий. Но перед Богом ты не будешь иметь никаких преимуществ, потому что Дух Божий один для всех. Святость не определяется должностью. Иисус говорит: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Воистину свят, т.е. избран, тот, кто действительно стал таким потоком. Ибо это и есть главное назначение христиан: быть проводниками Божьей благодати, дабы их посредством на земле умножалась любовь, и к людям приходил мир Божий. Поэтому христианин стремится не замкнуться, а наоборот, раскрыться как можно шире. Сокровища Духа предназначены не для того, чтобы их прятать, а для того, чтобы делиться ими с как можно большим числом ближних ради их приобщения к истине, воскресению и жизни. Такова воля Божия. Ради её исполнения Он даровал каждому из нас Своего Св.Духа, и у нас нет никаких оснований не пользоваться Им, ибо ни у кого из нас нет оснований препятствовать умножению любви и мира. Мы – новый избранный народ Божий, призванный к любви и единству, в котором нет выше и нижестоящих, ибо мы все – служители Бога, служители Христа, Который говорит: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

02 Июня 2019 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
13 Мая 2018 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
28 Мая 2017 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
08 Мая 2016 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
17 Мая 2015 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
27 Июля 2014 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
01 Июня 2014 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
20 Мая 2012 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
05 Июня 2011 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
20 Мая 2010 - На неделе Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
16 Мая 2010 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
04 Мая 2008 - Exaudi - 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)