МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
29 Мая 2022 года

Exaudi


Ин.17, 18-23
18. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир.
19. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною.
20. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,
21. да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня.
22. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.
23. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены́ воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.

Сегодняшнее евангельское чтение – это часть молитвы Христа об учениках. Молитвы, которую Он произнёс по окончании Тайной Вечери. Она не была короткой: сегодня мы слышали только часть, главное прошение которой – единство учеников. И не только их самих, но и тех, кто уверует по их слову, т.е. единство всех верных. В т.ч. и нас. Однако понятие единства достаточно общее, так что значение всегда зависит от того, что имел в виду указанное понятие применивший. О чём же в таком случае молится Господь? «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня». Таким образом, Христос хочет, чтобы единство учеников было подобно ни более, ни менее, как единству Отца и Сына. Но ведь Божественное единство есть сущность, для нашего ограниченного земными рамками ума, совершенно непостижимая. Мы можем говорить о ней, но никому из смертных не дано вместить, каким образом две разные ипостаси или персоны, действующие независимо друг от друга, тем не менее, являются единым целым. Если помните, был момент, когда Иисус, молясь, сказал: Отче, прославь Сына Твоего. После чего с небес пришёл глас: «И прославил, и ещё прославлю». В то же время Господь говорит Филиппу: «Видевший Меня видел Отца». Мы не можем этого вместить, что вполне естественно, т.к. Бог превосходит человеческое понимание. Тем не менее, понятно, что речь идёт о единстве необычайной силы, о полном единодушии, причём таковое единодушие является свидетельством божественного посланничества Христа! Вот так. Что ж, если Сам Господь говорит о единстве учеников подобным образом, то, значит, таковое действительно очень важно. Это значит, что данная тема требует самого пристального внимания, тем более, что именно с единством всегда было плохо – как раньше, так и теперь. Я не хочу концентрироваться на теме разделённости исповеданий – об этом и так все хорошо знают. Как и о том, что даже в пределах одного исповедания может существовать вражда между разными юрисдикциями. Нет единства и в общинах. Отсюда происходят все злоречия, непристойности и интриги, которых мы в своё время насмотрелись предостаточно. Но вот вопрос: а откуда всё это непотребство берётся? Вернее, почему становится возможным, и каким образом может быть преодолено? А надо преодолевать? Безусловно. Ведь, как сказал Господь, единство верных – свидетельство Его божественного посланничества. Был случай, когда на некий остров в Южных морях прибыли два миссионера, принадлежавшие к разным исповеданиям. Они так усердствовали в объяснении ложности учений друг друга, что, в конечном счёте, их обоих вышвырнули с острова, предложив для начала договориться между собой. Вот так отсутствие единства проповедников привело к тому, что люди не уверовали во Христа.

Ещё раз читаем: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня». Важнейший момент: Господь говорит не просто о единстве между людьми, но о единстве в Боге. Вот в чём дело. Т.е. для достижения единства мы должны смотреть не на себя и не на ближних, а на Бога. Взирать на Него и, благодаря дару общения Св.Духа, стараться смотреть на мир Его глазами, руководствоваться Его ценностями, оценивая происходящее здесь с Его точки зрения, открытой нам в Писании. Если мы действительно смотрим на Бога, а потом друг на друга Его глазами, то какие могут быть разделения? Ведь Бог один. Но проблема именно в том, что люди мало того, что предпочитают смотреть не на Бога, а на себя, но ещё и в том, что они используют Имя Божие для легитимизации своих воззрений. Например, одни, выступая в качестве авторитетов высшего порядка, говорят, что Св.Дух исходит от Отца; другие не менее авторитетно утверждают, что Он исходит от Отца и Сына. По этому поводу устраиваются богословские баталии, заканчивающиеся взаимными обвинениями в ереси. Можно было бы сказать: ну ладно, пусть там высокоучёные старцы потешатся. Но всё не так безобидно, потому что если кто-то там еретик, то нечего с ним церемониться. А в результате христианский Константинополь предаётся огню и мечу христианским же воинством. Существенно меньше поводов для распри было между никонианами и старообрядцами – ведь в ходе никоновской реформы не было затронуто ни одного догмата. Все изменения носили чисто обрядовый характер. Тем не менее, сплошное насилие, кровопролитие, репрессии, утеснения, длившиеся веками. А почему так? Потому что люди хотят не единства во Христе, а внешнего единства, или, вернее сказать, одинаковости, базирующейся на человеческих измышлениях. А сии измышления имеют ко Христу весьма малое отношение. При таком раскладе внешние сущности типа способа крестного знамения действительно становятся фактором разделения, хотя в истинном христианстве такие сущности вообще не должны иметь ни малейшего значения. Ведь истинное хриистианство определяется вовсе не распорядком богослужения. Скажу более. Значительное число богословских концепций также очень далеко от Христа. Что же тогда нужно? Полное доверие Христу и жизнь в духе Христа, строящаяся на двух наивысших заповедях: любить Бога всею душою и ближнего, как самого себя. Для истинного христианина не существенно, исходит Св.Дух только от Отца или от Отца и Сына. Важно то, что Он исходит, освящая и просвещая верных, давая им возможность смотреть на мир глазами Бога и совершать своё служение именно так, как хочет Он, т.е. нести в мир Его любовь и свет. Если верные живут именно так, то конфликты между ними становятся или невозможными, или, если по греховности всё же возникают, то легко разрешаются. Помнится, в своё время в нашем приходе служил пастор Теодор Русс. Однажды мы с ним не поладили. Так вот, он пришёл ко мне, мы поговорили, помолились, и всё изгладилось. Подлинный мир и единство возможен только тогда, когда люди смотрят на Христа. И, если сие есть, то свидетельствующая сила Церкви возрастает невероятно, потому что её действие становится видимым в силу великой общности верных. И наоборот, если Церковь плетётся в кильватере государственного аппарата и думает не столько о Царстве Небесном, сколько о земных выгодах, то становится солью, потерявшей силу. Например, если Церковь благословляет насилие и освящает орудия убийства, то о каком благовествовании можно говорить? Ни о каком, потому что когда люди, считающие себя христианами, идут против воли Христа, единство с Ним разрушается. А там где нет единства со Христом, не может быть и никакого другого. Вернее, может. Дьявольское, но уж никак не Божественное.

Мир, погрязший во грехе, находящийся вне Христа, всегда был вызовом для верных. Тем более, что он не терпит инакомыслия, а потому старается тем или иным способом подменить Божественную систему ценностей человеческой и подчинить народ Божий своей воле. Так было раньше, так есть и теперь. Поэтому для каждого верного совершенно необходимо критическое мышление, побуждающее испытывать все явления на предмет соответствия воле Бога. И, если такого соответствия нет, то такая сущность не должна приниматься, не должна поддерживаться, потому что разрушает единство, заповеданное Христом. «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня». Божьи верные призваны к единству. А таковое может быть достигнуто только через Христа и во Христе. Сие означает, что мы призваны смотреть не на человеческие мнения и обычаи, а только на Христа. Смотреть на Него, проникаться Его Духом и творить Его волю, своим совместным служением являя и утверждая среди ближних Божью любовь. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

16 Мая 2021 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
24 Мая 2020 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
02 Июня 2019 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
13 Мая 2018 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
28 Мая 2017 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
08 Мая 2016 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
17 Мая 2015 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
27 Июля 2014 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
01 Июня 2014 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
12 Мая 2013 - 6 воскресенье после Пасхи – Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
20 Мая 2012 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
05 Июня 2011 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
20 Мая 2010 - На неделе Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
16 Мая 2010 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
04 Мая 2008 - Exaudi - 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)