МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
24 Мая 2020 года

Exaudi


Ин.15,26 – 16,4
Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня. Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придёт то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.

Что такое служение Богу? При таком вопросе в воображении сама собой возникает картина мессы: сияние свечей, звуки органа, облачения и т.д. Собственно говоря, мы и называем мессу богослужением. Это правильно, но только отчасти, потому что месса есть только часть нашего служения Богу. Что же в таком случае представляет собою служение в целом? Это ничто иное, как следование воле Господа, исполнение Его поручений. Вроде бы всё просто и понятно. Но нет, простота тут только кажущаяся, потому что люди совершенно различно понимают, что такое воля Божия и как именно нужно её исполнять. А когда налицо различные точки зрения, да ещё в таком важном вопросе, конфликт неизбежен. Именно об этом Иисус предупреждает учеников, когда говорит им: «Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу». Убийство, как способ служения Богу - странно, не правда ли? Тем не менее, Господь говорит не о возможности такого развития событий, а о том, что непременно произойдёт, причём очень скоро. «Наступает», т.е. вот, уже совсем близко. Почему такое возможно? Причина та самая, о которой только что было сказано – конфликт точек зрения. Приверженцы Ветхозаветного закона понимают исполнение Божией воли одним образом, а народ Нового Завета – другим. Отсюда вполне закономерный результат, о котором предупреждает Христос. Так и случилось. Прошло совсем немного времени, и побивание камнями первомученика св.диакона Стефана открыло череду гонений и убийств учеников Христа, желавших служить Богу так, как запове-дал Господь. С тех пор прошло много лет, но конфликт Ветхозаветных законников и учеников Христа никуда не делся, потому что не может быть никакого согласия между теми, кто считает Иисуса из Назарета Единородным Сыном Божиим и Мессией и теми, кто категорически отрицает как Его Божественную сущность, так и мессианство. Поэтому столь странно выглядят рукопожатия и объятия христианских служителей и раввинов. Вернее сказать, это выглядит как спектакль, не имеющий никакого отношения к реальности, да к тому же для христиан весьма позорный. Абсолютно то же самое можно сказать и об исламе, в котором также отрицается Божественная сущность Иисуса и который до сего дня гонит и репрессирует христиан там, где имеет для этого возможность. Гонения на христиан, воздвигнутые коммунистами зиждятся на той же основе. Во всех этих случаях причины противостояния понятны – как уже было сказано, существование взаимоисключающих точек зрения делает конфликт неизбежным. Но вот как понимать ситуацию, когда одни ученики Иисуса гонят и убивают других учеников?

Вспомним эпоху Реформации. Наших единоверцев пытали и убивали. За что? Разве они отвергали Христа? Нет. Разве они отвергали догматы о Троице, о двух природах Христа, не признавали Символа веры? Нет. Или, может быть, они, наподобие приверженцев Мюнстерской коммуны пытались низвергнуть государство? Тоже нет. Так за что? Всего-навсего за то, что они понимали служение Богу, исполнение Его воли не совсем так, как их мучители и убийцы. И этого было остаточно, чтобы учинить расправу. Невероятно, но вся история Церкви обильно насыщена такими расправами – в т.ч. и история Церкви в России, где не только протестанты, но даже старообрядцы подвергались жесточайшим гонениям. Самое скверное, что сегодняшний день ушёл от вчерашнего совсем недалеко. Сейчас правда за разность взглядов на служение Богу не убивают, но факты гонений на христианские меньшинства, совершаемые под разными предлогами государственной властью с попущения и молчаливого одобрения церковного большинства по прежнему остаются реальностью. А основание всё то же – невероятное самомнение гонителей, полагающих себя правыми во всём и уверенными в том, что никакого иного пути, кроме их пути, быть не может, ибо все другие варианты ложны заведомо и изначально. Но вот что интересно - когда Иисус предупредил учеников о грядущих вскоре гонениях, то сказал о глубинной причине таковых. Звучит она страшно: «Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня». Не познали… Но можно ли сказать, что люди, посвятившие жизнь, например, богословию, могут при этом не знать Бога, не знать Христа? Как ни парадоксально сие звучит, можно. Потому что нельзя считать познанием Бога втискивание Его воли в некое подобие должностной инструкции, за малейшее отклонение от которой полагается суровое наказание. Нельзя, потому что Бог не даёт жёстких инструкций. Он даёт общие принципы, которые каждый верный реализует как может, сообразуясь с происходящим вокруг. И самый главный из этих принципов – любовь, т.е. жертвенное служение в самоотречении. То, что в результате должно получиться, может быть выражено словами «Pluribus in unum», т.е. «многообразие в единстве». Но если многообразие действительно есть, то единство не получается, потому что как отдельные люди, так и группы таковых начинают считать свой вариант единственно правильным и возможным. А далее группа большинства начинает его насильственное навязывание, сопровождаемое уничтожением несогласных при помощи репрессивных ресурсов государственного аппарата. О какой любви, о каком служении тут может идти речь? Вот поистине: «Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня». Самое удивительное, что на протяжении веков ничего не поменялось. Св.Лука в Книге Деяний рассказал о том, как иудеи травили христиан. Но они действовали теми же методами, что и византийский император Константин, и император Священной Римской империи Карл V, и большевики, и сегодняшние власть предержащие. Причины понятны. Спрашивается, что с этим делать, как поступать?

Прежде всего помнить, что Господь предупреждал о таком развитии событий, почему и произнёс: «Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились». О каком соблазне идёт речь? Совершенно очевидно, что гонения на верных отнюдь не исчерпывались предстоявшим апостолам конфликтом с иудеями, потому что люди как не принимали Христа, так и до сих пор не принимают Его. Поэтому соблазн, котором говорит Господь – это соблазн поддаться большинству и обрести спокойствие. Он весьма велик, потому что поддаться ему очень просто и внешне вполне безобидно. Например, в языческие времена - принёс жертву перед изображением императора и никто тебя пальцем не тронет. И сегодня то же самое: окружающие не хотят слышать о Христе? - сиди и молчи, и будет тебе хорошо. Но Господь не хочет от нас пребывания в спокойствии. «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною». Он даёт нам Своего Святого Духа не для сидения в спокойствии, а для служения – служения Богу, совершаемого как словом, так и делом. И это служение надлежит совершать, не боясь вызвать чьё-то неудовольствие, которое будет неизбежно, потому что, как уже было сказано, мир не приемлет Христа. Безбожники отрицают бытие Божие, адепты лжеучений отвергают Его Божественность, формально верующие тоже не приемлют, потому что Слово Божие обличает их грехи и беззакония. Поэтому не надо оглядываться по сторонам. Нужно смотреть только на Христа и делать то, что Он поручил и заповедал, целиком и полностью вверяя Ему и душу, и тело. И да свершится воля Его. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

02 Июня 2019 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
13 Мая 2018 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
28 Мая 2017 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
08 Мая 2016 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
17 Мая 2015 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
27 Июля 2014 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
01 Июня 2014 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
12 Мая 2013 - 6 воскресенье после Пасхи – Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
20 Мая 2012 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
05 Июня 2011 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
20 Мая 2010 - На неделе Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
16 Мая 2010 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
04 Мая 2008 - Exaudi - 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)