МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
02 Июня 2019 года

Exaudi


Иер.17, 21-25 (23)
21. Так говорит Господь: берегите души свои и не носите нош в день субботний и не вносите их воротами Иерусалимскими,
22. и не выносите нош из домов ваших в день субботний, и не занимайтесь никакою работою, но святите день субботний так, как Я заповедал отцам вашим,
23. которые впрочем не послушались и не приклонили уха своего, но сделались жестоковыйными, чтобы не слушать и не принимать наставления.
24. И если вы послушаете Меня в том, говорит Господь, чтобы не носить нош воротами сего города в день субботний и чтобы святить субботу, не занимаясь в этот день никакою работою,
25. то воротами сего города будут входить цари и князья, сидящие на престоле Давида, ездящие на колесницах и на конях, они и князья их, Иудеи и жители Иерусалима, и город сей будет обитаем вечно.

Сегодняшнее воскресенье называется Exaudi по словам 26-го Псалма «Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю; помилуй меня и внемли мне». Услышь меня, Господи… Одна из важнейших составляющих жизни верующего – взывание ко Господу, общение с Небесным Отцом. К этому общению, к этому взыванию нас побуждает вера, доверие Христу, упование на Него. Что ж, это правильно. Ведь сказал же Иисус, чтобы мы открывали перед Богом Свои нужды. Вопрос лишь в том, что в качестве таковой нужды осознаётся. Не секрет, что наши взывания, прошения по большей части выглядят так, как будто Господь есть устроитель нашего быта. Кому-то экзамен надо сдать, кому-то работу найти, у кого-то проблемы в семье, кому-то нужен заработок повыше и так далее до бесконечности. Знаете, такого рода отношения более всего похожи на отношения Алладина с джинном. Но это в корне неправильно, потому Бог – не исполнитель желаний и вера, взаимодействие с Ним – не способ получения житейских благ, а система отношений с миром. Через общение с Творцом мы имеем возможность воссоединения с Ним, а через Него со всем Его творением, на которое начинаем смотреть Его глазами и воспринимать происходящее с Его точки зрения. А такой взгляд даёт возможность исполнять своё предназначение, т.е. преобразовывать себя и окружающее пространство в духе Божием. Взывание к Богу, общение с Богом и результат такового - духовное возрастание - должно помогать уяснять Его промысел, помогать уяснять, что и как надлежит делать. Вернее сказать, не что делать, а каким быть. Именно поэтому Иисус, когда ученики попросили Его сказать, как надо молиться, дал им молитву, в которой вышеуказанный принцип выражен как нельзя лучше. Вспомните её прошения: да святится Имя Твоё, да придет Царствие Твоё. Если имя Господне не будет нами святиться, и мы не будем стремиться к тому, чтобы Его Царство было среди нас, мы никогда не сможем исполнить того, к чему призваны, как участники Его народа и ученики Христа. Вот почему отношения с Богом не могут строиться по принципу исполнения желаний. Вернее сказать, в отношения с Богом нельзя привносить дух мелкой потребительской выгоды, сделки. Они существуют совершенно не для этого. А тот, кто ищет то, чего нет, может найти только иллюзию, но не реальность. Христос сказал однажды: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его (т.е. правды Бога), а остальное приложится вам». Мы – грешники. Наша порочная натура то и дело стремится увести нас в сторону от Божественного пути. Поэтому так важно использовать возможность взывания к Богу именно для того, чтобы Его Святой Дух помог нам идти путём истины и жизни.

Итак, мы взываем к Богу, чтобы обрести ясность на пути спасения. Но для того, чтобы эта ясность была, нужно не только воззвать к Богу, не только получить ответ, но и действовать в соответствии с этим ответом. Потому что если не хочешь делать, что говорит Господь, то зачем спрашивать Его о том, что делать? Бог говорит с нами по-разному. Иногда Он даёт ответ через ситуации, людей, иногда через какие-то особые откровения, но прежде всего Он говорит с нами через Своё Слово, т.е. через Св.Писание, которое представляет собою не энциклопедию невидимой части творения, как некоторые полагают, но сообщает людям то, что им нужно для спасения, для жизни в Боге и с Богом. И вот сегодня в Книге пророка Иеремии мы слышали: «21. Так говорит Господь: берегите души свои и не носите нош в день субботний и не вносите их воротами Иерусалимскими, 22. и не выносите нош из домов ваших в день субботний, и не занимайтесь никакою работою, но святите день субботний так, как Я заповедал отцам вашим». Осмысление слов Господа иудеями привело к детальной классификации понятия «ноша» и, соответственно, к подробнейшей инструкции, что, в каких количествах и на сколько шагов можно перемещать в субботний день. Но это ошибочный путь, потому что Господь говорит о другом. Он говорит о том, что есть день, предназначенный для Бога; день, в который верующий человек должен оставить повседневные дела с тем, чтобы освободившееся время посвятить общению со Всевышним. Ибо, как мы только что говорили, вне этого общения человек не может, не способен осуществить своё предназначение. Понятно, что обстоятельства складываются по-разному. Мы живём в такое время, когда для многих людей, как и в годы большевистского террора, воскресенье – день Господень, стало рабочим днём. Есть такие люди и в нашем приходе. Но даже если не получается придти в костёл, то время для чтения Писания, для размышления над ним, для молитвы, найти можно всегда. Тем более, что на сайте нашей Церкви указываются литургические чтения. Намного хуже бывает тогда, когда никаких непреодолимых обстоятельств не возникает, а день воскресный всё равно проходит вне Богообщения. Просто потому, что какие-то повседневные дела представляются более важными, чем участие в Слове и Таинстве. Примерно как в притче о званых на пир, которые нашли разнообразные причины для того, чтобы не участвовать в нём. Кажется, что ничего плохого и уж там более катастрофического нет. Ну подумаешь, пропустил мессу – невелика потеря. Больше, чем может показаться. Прежде всего, ты не получил благодать Божию, ту совершенно особенную благодать, которая даётся через слышание Слова, через совместную молитву и в особенности через Таинство. А если ты её не получил, то баланс в тебе нарушился в сторону торжества порочности и, как ни странно, становится труднее воззвать к Богу, труднее воссоединиться с Ним и, соответственно, творить Его волю. Чем больше будет пропущено, тем труднее вернуться на правильную дорогу. Я помню, как впервые сел за руль после годичного перерыва. Эта поездка была сущим кошмаром, потому что навыки вождения были серьёзно позабыты. Духовная жизнь тоже требует определённых навыков, которые нуждаются в постоянной поддержке и, если угодно, в тренировке, чтобы не быть забытыми, а то и просто утерянными. Когда отношения с Богом из способа взаимодействия со всем творением превращаются в попытки получения материальных благ, это верный признак того, что человек встал на путь забвения навыков подлинной духовности.

Мы говорим с Богом, мы взываем к Богу – Он слышит нас. Бог говорит с нами - слышим ли мы Его? Путь жизни в Боге может привести к великим свершениям и удивительным событиям, но начинается он с малого. «21 …берегите души свои и не носите нош в день субботний и не вносите их воротами Иерусалимскими, 22. и не выносите нош из домов ваших в день субботний, и не занимайтесь никакою работою, но святите день субботний так, как Я заповедал отцам вашим». В этих словах нет ничего сверхвозможного, экстраординарного и жить в соответствии с ними несложно. Тем более, что для истинно верующего общение с Богом должно быть потребностью. Так вот, когда мы научимся слышать Бога в малом и жить в соответствии с этим малым, только тогда (и никак не раньше) придёт и великое.

Интроит этого воскресенья говорит: Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю; помилуй меня и внемли мне. Господь слышит нас. Давайте те же и мы услышим Его. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия лотова 02.06.2019




Другие проповеди по этому же поводу:

13 Мая 2018 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
28 Мая 2017 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
08 Мая 2016 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
17 Мая 2015 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
27 Июля 2014 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
01 Июня 2014 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
12 Мая 2013 - 6 воскресенье после Пасхи – Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
20 Мая 2012 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
05 Июня 2011 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
20 Мая 2010 - На неделе Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
16 Мая 2010 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
04 Мая 2008 - Exaudi - 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)