МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
17 Мая 2015 года

Exaudi


Ин.14, 15-19
Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Ещё немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.

Читая Новый Завет, мы видим, что Благая Весть Спасителя включала в себя не только возвещение прощения грехов и оправдания перед Богом, не только обетование воскресения мёртвых и жизни будущего века, но и множество наставлений морально-этического свойства, следование которым является своего рода индикатором веры; свидетельством доверия Слову Господа. Совершенно очевидно, что если Христос дал какие-либо повеления, то их следует исполнять. Однако, вот вопрос: что является побудительной силой для исполнения? Просто сам факт того, что они даны? Некоторые подходят именно так: раз Господь сказал, что надо, значит надо. Неважно, что Он имел в виду, важно исполнить. Рассуждения о причинах ни к чему. Побудительной силой для других является зарабатывание спасения. Такое побуждение в своей крайности рассматривается как некая сделка между человеком и Богом: я исполняю заповеди, а за это получаю спасение. Вариаций на данную тему может быть много, но, как свидетельствует нам сегодняшнее Евангелие, все подобные посылы абсолютно ложны. Верующий призван следовать за Господом и исполнять Его повеления только лишь по одной причине - по причине любви. Ибо так говорит Господь: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». Не стоит думать, что такая побудительная причина возникает в некоем особенном состоянии религиозного экстаза. Ведь она действует и в повседневной жизни, в отношениях между людьми. Человек, по-настоящему любящий, старается предупредить каждое желание того, кого любит, и исполняет эти желания с великой охотой и радостью – не ради того, чтобы что-то заслужить, а потому что просто не может действовать иначе. Абсолютно то же самое должно присутствовать в отношениях со Христом – как мы слышали, движущей силой в отношении Него является любовь. Причём со стороны человека сия любовь всегда будет ответом – ответом на любовь, уже явленную Господом.

Всё, соделанное для нас Христом, соделано не по обязанности (ибо Бог никому и ничем не обязан), а по великой любви. Именно любовь побудила Его уничижится до образа творения, вести жизнь бездомного странника, и именно любовь возвела Его на Голгофский крест. По причине всё той же любви Господь не хочет оставлять учеников по Вознесении. Он не может быть с ними так, как был ранее, на протяжении предшествовавших трёх лет, поэтому посылает Утешителя – Св.Духа, через действие Которого они смогут ощутить Его близость. И ничто в человеке для Него не имеет такой важности, как любовь. Вы помните, что по воскресении из мёртвых Господь являлся не только ученикам. Он явился и Своим братьям, которые никогда не веровали в Него, как в Мессию. Почему им, а не Пилату, Ироду, Кайафе и прочим неверовавшим? Ведь, явись Он им, уже никто не дерзнул бы оспаривать факта Его воскресения и Его божественности. Но Он явился людям, которые, хотя и не веровали в Него, но при этом любили Его. Вспомните разговор Воскресшего Христа с Петром, когда Господь троекратно спрашивает его: «Пётр, любишь ли ты Меня?». Пётр согрешил, публично отрекшись от Господа во дворе дома первосвященника. Но Господь не спрашивает о душевных терзаниях, о причинах, побудивших Петра отречься, о его последующем раскаянии и всём прочем в том же духе. Его интересует только одно: Пётр, любишь ли ты Меня?

Как уже говорилось, наша святая вера воспринимается разными людьми по-разному. Для одних превыше всего стоит правильное исполнение обрядов, другие придают наиважнейшее значение морально-этическим заповедям Христа, полагая их тщательное исполнение крайне важным для спасения. Однако, всё сие в высшей степени второстепенно. Потому что главное в христианстве – любовь ко Христу. Потому что если есть любовь, то будет и всё остальное. Если будет любовь, то никакие испытания не окажутся чрезмерными. Любовь имеет столь великую силу, что поведёт дорогой единства и служения сквозь все искушения. Любящий пойдёт куда угодно и на что угодно, лишь бы быть вместе, не разлучаться, совершать нужное тому, кого любит. Мы видим это в служении учеников, для которых в их верности Христу не было никакой земной выгоды. Странники, нигде подолгу не задерживавшиеся, шедшие не столько по цветам, сколько по терниям, презираемые, отвергаемые, страдающие – за исключением Иоанна все они закончили служение мученической кончиной. Что мешало им предпочесть этому пути более спокойную жизнь? Ничто. Как сейчас, так и тогда Христос никого не удерживал и не удерживает. Евангелист Иоанн, например, сообщает нам, что многие ученики, смущённые словами Спа-сителя о сущности Евхаристии, отошли и больше не ходили с Ним. Будущий евангелист Марк, будучи спутником Павла и Варнавы в их миссионерском путешествии, в какой-то момент оставил их и вернулся в Иерусалим. И что? И ничего. Никаких катастрофических последствий в результате этого никто не испытал. Поэтому мы видим, что по пути служения Апостолов вела не только Благая Весть, как таковая, но и любовь к Принесшему её. Собственно говоря, именно поэтому они и явили столь великую верность Христу. Такую верность нельзя купить. На такую верность делает способным лишь любовь.

Чем актуальны для нас слова Христа? Скажем так: мы можем сколь угодно долго и горячо говорить о необходимости служения, о необходимости последования за Христом, равно как и о многом другом. Но пока в нас не будет любви к Господу, ничего толкового не выйдет. Т.е. что-нибудь конечно выйдет, но не будет истинного горения, той «горячести», о которой сказано в Книге Откровения. Будет не горячесть, а тёплость – не горение, а тление. Подлинное горение возможно лишь тогда, когда есть любовь. Господь же хочет именно горения.

В этой жизни мы любим многое и многих – и далеко не всё из того, что мы любим, таковой любви заслуживает. Прозрение же сопровождается горьким разочарованием. Стоит подумать о том, как хотя бы какую-то часть этой любви отдать Христу, потому что Он заслуживает её больше, чем кто-либо другой. Конечно, не так просто любить того, кого не видишь, хотя… Знаю человека, у которого были удивительные отношения с отчимом. Я неоднократно слышал от него, что чем дальше он этого отчима находится, тем сильнее его любит. И действительно, будучи далеко, он говорил о нём с большой нежностью, но сосуществовать с ним в пределах одной квартиры не получалось никак. Многие российские эмигранты, ставшие репатриантами, вдруг обнаружили, что любить Россию на расстоянии намного проще, нежели чем при нахождении в ней. Может быть, и в нашем случае именно невидимость Спасителя поможет нам направить на Него хотя бы малую толику нашей любви. Впрочем, невозможно говорить ни о какой любви, если Христос будет оставаться некоей отвлечённой абстракцией. Для того, чтобы любить, надо ощутить Его присутствие в своей жизни: прикосновение Его рук, направляющих на всякую истину, помогающих совершить путь к Его Царству, к вечности и жизни, помогающих встать и очиститься, если ты упал и испачкался.

Все верующие стремятся к Царству Божию, но причины сего стремления различны. Одни боятся смерти, другие взыскуют лучшей по сравнению с нынешней жизни. Но любящий Христа думает не об этом и стремится в Его Царство лишь по одной причине – по причине жгучего желания воссоединиться в вечности с Тем, Кого любит здесь – с Господом Иисусом. Желание воссоединиться способно творить чудеса даже тогда, когда речь идёт о людях. Тем паче может совершить желание воссоединиться со Христом, Который и сегодня говорит нам: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 17.05.15




Другие проповеди по этому же поводу:

24 Мая 2020 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
02 Июня 2019 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
13 Мая 2018 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
28 Мая 2017 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
08 Мая 2016 - Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
27 Июля 2014 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
01 Июня 2014 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
12 Мая 2013 - 6 воскресенье после Пасхи – Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
20 Мая 2012 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
05 Июня 2011 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
20 Мая 2010 - На неделе Exaudi (Пастор  Д. Лотов)
16 Мая 2010 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
04 Мая 2008 - Exaudi - 6 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)