МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
22 Апреля 2012 года

Мisericordias Domini – 2 воскресенье после Пасхи


1 Петра 2, 21б-25

Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его: Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его; будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному; Он грехи наши Сам вознёс Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие не имея пастыря; но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.

Случалось ли вам когда-нибудь, при виде человека, готового совершить ошибку, пытаться предостеречь его, остановить, направить на путь истинный? - Причём в этом предостережении вы исходили не из стороннего знания, но из личного опыта. Случалось ли вам в ответ натыкаться на упорствующее заблуждение, на неприятие вашего совета? Думаю, что случалось. Какие чувства возникают в таком случае? Думаю, что не самые положительные, потому что противостояние очевидности иных чувств вызывать не может. А теперь попробуйте представить, какие чувства по отношению к людям должен был испытывать Христос во время Своего земного служения. Он пришёл, чтобы примирить их с Богом, спасти для вечности, а в ответ получил упорство в невежестве, воинствующую твердолобость, зацикленность на не имеющих никакого Божественного обоснования обычаях, неприятие, неприязнь, ненависть. Как относиться к тем, кого ты хочешь спасти, а они не хотят быть спасёнными? Очевидно, для этого сперва нужно получить ответ на другой вопрос: а по какой причине люди не хотят быть спасёнными? Неужели все так жаждут погибнуть? Разумеется нет. Всё проще. Люди не понимают гибельности своего пути. Они полагают, что у них всё хорошо и сопротивляются попыткам спасения, потому что не хотят, чтобы их вытаскивали из положения, которое им нравится, и которое они искренне полагают совершенно нормальным. Что тут делать? Самое логичным по всей видимости будет крепко выразиться, махнуть рукой и заняться своими делами. В конце концов, если людям так хочется умереть, зачем им мешать? Пусть делают то, что хотят. Такое решение будет вполне логичным, ибо, по отношению к взрослым людям мы стоим на равных. Но будем ли мы пребывать в пассивности, если гибельные ошибки совершают дети? Полагаю, что нет. Не сомневаюсь, что мы сделаем всё возможное для того, чтобы отвратить детей от гибельного пути. Причём даже в том случае, если они сами будут против. Правда, в наше время, когда наизнанку выворачивается всё, что угодно, считается, что дети настолько хорошо понимают абсолютно всё, что вполне в состоянии принимать ответственные решения. Родители же не могут ни принуждать их к чему-либо, ни тем более наказывать, а то многомудрое государство может детей отобрать, а родителей лишить прав. Большую глупость трудно придумать. Дети неразумны просто в силу того, что, по сравнению с родителями, очень мало знают, а потому поистине не ведают, что творят. О какой ответственности тут можно говорить? Но точно такими же неразумными детьми мы являемся по отношению к Богу. Мы знаем, да и то не в полном объёме, только видимую реальность. Опыт общения с невидимой стороной творения, с Божественной реальностью, у нас минимальный. С точки зрения видимой реальности у нас всё хорошо, а с точки зрения вечности как раз наоборот. Куда бы мы пришли вне Христа, исключительно по своей воле, не имея ни знаний, ни понятия об ответственности? К смерти, к проклятию, к гибели. Причём пришли бы ко всему этому, пребывая в твёрдом убеждении, что у нас всё хорошо. Христос прекрасно понимал эту неразумность и потому, несмотря на всё неприятие и сопротивление, терпеливо продолжал Своё дело, благодаря чему и свершилось сказанное Петром: «Вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря); но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших».

Христос явил людям путь милости, о котором Пётр написал: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его». В чём должно выражаться сие хождение? В том, что, подобно Христу, мы призваны являть ближним Божью милость, служить им в великом терпении, по мере сил обращая их к сиянию Божественной славы. А терпения и сил здесь потребуется очень много. Нашему обществу далеко не случайно присвоено название «постхристианского». Не случайно, ибо люди отвергли Бога и развратились. Сегодняшний уровень развращённости куда больше, чем во времена Спасителя. Соответственно, намного более сильным при попытках обратить к Богу будет и отторжение. Что делать, если такое отторжение имеет место быть? Вознегодовать? Развернуться и уйти? Невозможно, потому что Христос так не поступал. Через нас должна являться милость. Однако, надлежит помнить, что милость не является непременно чем-то розово-сладко-слюнявым. Милость может быть и суровой, ибо Бог являет Свою милость в том числе и через наказание, через страдание, которое способно научить тому, чему никогда не научит слюнявое ложное всепрощение. Иногда, чтобы спасти человека, нужно как следует дать ему в лоб. Но именно для того, чтобы спасти, а не для того, чтобы унизить. Пётр говорит о Христе: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному». Не наше дело судить людей, не наше дело осуждать их. Наше дело – совершать порученное нам служение, а суд предоставим Богу, Который знает каждого из нас намного лучше, нежели чем мы знаем сами себя.

Нет ничего более сложного, чем являть милость. Потому что являть её приходится очерствевшим, погрязшим в самолюбовании душам, к которым нужно долго стучаться, прежде чем тебя заметят. Стучаться приходится долго. Это тяжело, но необходимо, потому что Господь хочет, чтобы как можно большее число людей спаслось. Ради этого спасения Он поставил нас, как Своих служителей, и именно поэтому сегодня мы находимся здесь в общении Слова и Таинства. Он поставил нас для того, чтобы мы являли Его милость, были проводниками оной ради избавления душ от вечной смерти.

В своё время идеологи нацизма утверждали, что христианство – религия слабых. Именно поэтому производилось целенаправленное возрождение языческих учений, насаждался культ сверхчеловека. Сегодня те же мысли звучат из уст современных неоязычников и иных врагов Христа. Нелепое заблуждение, рассчитанное на недумающих людей, живущих готовыми концепциями, приходящими со стороны. Христианство не есть религия слабых. Как раз наоборот – оно является достоянием очень сильных людей. Если тебя ударили, ударить в ответ проще всего. Этот удар будет выражение первого и самого естественного побуждения. Намного сложнее, имея возможность ударить, сдержаться, чтобы не стать таким же, как ударивший тебя, чтобы не пойти путём сатаны. «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его». Иди по чьим-либо следам неудобно. Следы Христа в этом отношении не составляют исключения. Разумеется, всегда есть другая возможность, ибо путь Христа не является единственным. Есть и другой: очень широкий и удобный. Следовать им необычайно приятно, тем более, что сие следование будет происходить в большой развесёлой компании. Но он ведёт в преисподнюю: к проклятию и смерти. Путь Христа труден и тернист. Следуя по нему, приходится испытывать множество проблем, но он ведёт в Царство Божие: к спасению и жизни. Путь Христа узок и труден, но Христос пошёл именно им. И этого вполне достаточно для того, чтобы последовать именно по этому пути, а не по какому-то другому. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 22 апреля 2012 года




Другие проповеди по этому же поводу:

15 Апреля 2018 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
30 Апреля 2017 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
10 Апреля 2016 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
04 Мая 2014 - Misericordias Domini – 2 воскресенье по Пасхе (Пастор  Д. Лотов)
14 Апреля 2013 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)