МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
14 Апреля 2013 года

Misericordias Domini


Иез.34, 1-2.10-16.30-31

И было ко мне слово Господне: сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? Так говорит Господь Бог: вот, Я - на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их. Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. Как пастух поверяет стадо своё в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. И выведу их из народов, и соберу их из стран, и приведу их в землю их, и буду пасти их на горах Израилевых, при потоках и на всех обитаемых местах земли сей. Буду пасти их на хорошей пажити, и загон их будет на высоких горах Израилевых; там они будут отдыхать в хорошем загоне и будут пастись на тучной пажити, на горах Израилевых. Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде.

На протяжении многих лет, до появления компакт-дисков, мы довольствовались обычными грампластинками, которые слушали на весьма несовершенных средствах воспроизведения. По вполне понятным причинам, качество звучания на этих средствах было весьма далеко от идеала. Но вот что интересно: когда появилась возможность проиграть те же пластинки на аппаратуре лучшего качества, вдруг оказалось, что на них содержится куда больше информации, чем это казалось раньше. Вот также и древние пророчества. Сегодня мы видим в них куда больше, чем древние иудеи, потому что смотрим на них через Новый Завет, открывающий глубины, которые ранее нельзя было предположить. Кому-то такой подход может показаться неисторичным, неправильным, но на самом деле только такой подход и может быть, потому что всю Библию, всю Священную Историю мы должны рассматривать через Христа. В том числе и услышанное сегодня пророчество из Книги Иезекииля. Для иудеев оно есть не более чем весть о собирании народа из мест рассеяния, но через Христа мы можем увидеть куда больше. Через пророка Иезекииля Господь предвозвестил, что настанет время, когда каждый верующий сможет общаться с Ним без посредников.

Ветхозаветный священник был посредником между Богом и народом. Только священник мог подойти к жертвеннику, и только первосвященник мог войти в непосредственное присутствие Бога – в Святое Святых Иерусалимского Храма. Это была великая привилегия, передававшаяся по наследству и, соответственно, совершенно недоступная для человека, не принадлежавшего к потомкам Аарона. Однако, любая великая привилегия подразумевает столь же великую ответственность. Между тем, проблема лиц, получающих какие-то привилегии, как раз в том, что они рассматривают эти привилегии как средство для освобождения от ответственности. В этом причина великого числа беззаконий и всяческой мерзости на протяжении всей истории вплоть до сегодняшнего дня. Первенствующее лицо всегда должно подавать подвластным пример подчинения закону. Но сплошь и рядом происходит так, что закон игнорируется именно первенствующими лицами, считающими, что привилегии освобождают от ответственности. Ну, а если можно одним, то почему нельзя другим? И беззаконие начинает распространяться. Взять хотя бы ситуацию на дорогах: как можно требовать от граждан соблюдения правил движения, если для первенствующих лиц эти правила не существуют? То же самое в духовной сфере. Если священник неблагочестив, то как он убедит людей в том, что надо быть благочестивым? Вот уж поистине, «каков поп, таков и приход». Положение в Израиле было тяжким, ибо даже в Писании говорится о неблагочестии священников, обративших служение в доходное предприятие. Нет ничего удивительного, что вслед за пастырями развратилась и паства, отвергавшая Божьих пророков и косневшая во грехе. Именно поэтому Господь свершил Свой суд над Израилем: Храм был разрушен, а народ оказался в 70-ти летнем плену. Суд свершился, а что дальше? А дальше удивительное пророчество: «Так говорит Господь Бог: вот, Я - на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их. Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их.». Исполнилось ли это пророчество после возвращения из Вавилона? Нет, потому что священники по-прежнему были посредниками между Богом и народом. И по-прежнему они далеко не всегда отличались благочестием. Упоминаемый в Евангелии Анна был ничем не лучше священников довавилонской эпохи, а Храм при нём превратился в рынок, вследствие чего Иисус и назвал его разбойничьим вертепом. Когда же исполнилось пророчество Иезекииля и исполнилось ли оно вообще? Исполнилось. Оно исполнилось в Пришествии Христа, Который освободил Божий народ от посредников. В Нём к нам приблизилось Небесное Царство, и сия близость до сего дня является нашим достоянием. Христос доступен для Своих верных, где бы те ни находились. Чтобы обратиться к Нему, не нужно никакого специального места, не нужно никакого специального человека. Каждый верующий может воззвать к Нему откуда угодно и будет услышан. Таково Господне обетование. Между нами и Богом не стоит никто. Есть Он и есть мы – Его народ. И наш Отец открыт для каждого из Своих детей.

С одной стороны, это прекрасно и удивительно. Это великая привилегия, которой не было у людей Ветхого Завета. Но, как уже было сказано, любая привилегия сопряжена с ответственностью. Таковая есть и у нас. Это ответственность за свою жизнь. Мы не можем сослаться на плохого священника, на плохого посредника – наши отношения с Богом целиком и полностью находятся в наших собственных руках. Господь говорит: «Я буду пасти овец Моих, и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю». Человек может вести себя как угодно. Он может делать то, что считает нужным. Но за всё сделанное придётся держать ответ. Господь говорит: «Я буду пасти овец Моих». Он действительно делает это и тот, кто доверил Ему свою жизнь, чувствует Его помощь и утешение. Ни один вздох и ни одна слеза не будут проигнорированы и забыты Богом. Но точно также Им не будут забыты ни беззакония, ни мерзости. И слова «а разжиревшую и буйную истреблю» по-прежнему актуальны.

Христос дал нам то, о чём ветхозаветный иудей мог лишь мечтать – Он дал нам общение Св.Духа, Он дал нам возможность личного общения с Богом. Мы настолько привыкли к этому, как к некоей данности, что не ценим сего дара должным образом и, выражаясь словами Писания, начинаем жиреть и буйствовать. В чём сие выражается? В том, что мы начинаем слишком много мнить о себе, и постепенно делаем себя и свои потребности мерилом всех вещей. Но таков путь безбожников. Именно они поставляют человека в центр мироздания; именно они создают себе кумиров, которым фанатично поклоняются, за которыми следуют и мнение коих рассматривают в качестве непогрешимой истины. Отечественная история явила нам наглядный пример того, как это происходит. Она также явила нам, что получается, когда выясняется, что мнения, считавшиеся непогрешимой истиной, на самом деле отнюдь не таковы. Мы ныне свидетели духовного хаоса и деградации, в которой торжествует воинствующая посредственность, выдвигающая на первый план самые низменные побуждения. Это путь в никуда. Это путь во тьму, в то время как Божьи верные призваны идти к свету, к которому нас ведёт истинный и единственный пастырь – Иисус Христос. Не надо уподобляться безбожникам. Не надо быть теми разжиревшими и буйными, которые стремятся доказать, что знают, куда им идти, намного лучше пастыря и потому не имеют в нём нужды. Божьи верные осознают свою духовную нищету и вверяют себя попечению Доброго Пастыря - Иисуса Христа. Мы – народ Господа, и у нас великий пастырь, всегда готовый охранить, поддержать, помочь - пастырь, ведущий нас через возрастание в вере к жизни будущего века. Доверимся же Ему и последуем за Ним с радостью, ибо Он ведёт нас к окончательному исполнению древнего пророчества, которое окончательно исполнится в Его Царстве, где Бог будет всё во всём, где соберутся все сохранившие верность и где, как возвестил нам Иисус, будет одно стадо и один Пастырь. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 14.04.13




Другие проповеди по этому же поводу:

15 Апреля 2018 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
30 Апреля 2017 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
10 Апреля 2016 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
04 Мая 2014 - Misericordias Domini – 2 воскресенье по Пасхе (Пастор  Д. Лотов)
22 Апреля 2012 - Мisericordias Domini – 2 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)