МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
01 Мая 2022 года

Miserecordias Domini


Иоанна 10:1-11
1. Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник;
2. а входящий дверью есть пастырь овцам.
3. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.
4. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.
5. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.
6. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.
7. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я — дверь овцам.
8. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.
9. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.
10. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.
11. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

Дорогие братья и сестры,
Образ Бога как Пастыря (т.е. Пастуха) народа Израиля встречается в Священном Писании довольно часто. Пример тому — слова из книги Иезекииля, которые мы сегодня услышали во время чтения Ветхого Завета: «Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог» (Иез 34:15). «Порази пастыря, и рассеются овцы» - сказано в книге пророка Захарии (Зах 13:7) и именно эти слова Христос пророчески изрекает о своих учениках, когда Его приходят арестовать. Наконец, можно вспомнить слова из Евангелия от Матфея: «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» (Матфея 9:36 ).

Почему Господь использует именно такие образы — пастуха и овечьего стада? Причина, я так полагаю, в том, что домашняя овца — крайне слабое и зависимое животное. И без пастуха (или хотя бы без вожака) овечье стадо обречено — животные могут разбрестись кто куда, стать добычей воров или хищников. А значит используя такой образ, Господь показывает своему народу, что без Его Водительства, Его Помощи и Его Силы народ ждет рассеяние и гибель.

И вот, в услышанных нами сегодня словах Евангелия от Иоанна, Христос использует тот же понятный его современникам и узнаваемый образ — пастуха, заботящегося о своих овцах: «Я есмь пастырь добрый». А в Евангелии от Иоанна всякий раз когда Господь говорит «Я есмь» - за этим следует нечто очень важное, раскрывающее суть отношений Божьего Сына с Его Отцом и с Его народом — Церковью. Вот и в этом тексте есть несколько интересных и очень важных особенностей, на которые следует обратить внимание.

Во-первых, некоторые образы, которые использует наш Спаситель, все же способны привести нас в замешательство: сначала Он называет себя «дверью» (Ин 10:7) через которую можно попасть в овчарню, а уже далее в своей речи называет себя пастухом (Ин 10:11). Но ведь пастух заходит в овчарню через дверь! Так Кто же Господь все-таки — пастух или дверь?

Ответ на этот вопрос мы легко найдем если познакомимся с бытом Палестины I в. н.э. В те времена овечьи загоны часто строились как большие огороженные пространства под открытым небом, с достаточно узким входом. Загнав туда на ночь своих овец, пастух ложился спасть поперек этого входа, так что никто (включая овец) не мог ни войти, ни выйти, минуя пастуха. Так что пастух в буквальном смысле слова становился дверью для своих овец. Поэтому Господь и говорит: «Истинно говорю вам, что Я — дверь овцам (…). Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасётся, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин 10:7,9). И это вполне однозначный сигнал не только для слушателей Спасителя, но и для нас с Вами: невозможно прийти к Богу, минуя Христа. Равно как и минуя Христа невозможно стать частью Божьей паствы — Христианской Церкви.

Далее, в этом тексте мы видим еще один весьма сильный образ: образ вора и разбойника, то есть злоумышленника. Пастух, как мы помним, устраивался поперек входа в овчарню. И вот, злоумышленнику, если он хотел похитить овец или причинить им какое бы то ни было зло, пришлось бы перелезать через ограду овчарни, чтобы не разбудить пастуха или чтобы пастух его не заметил. Именно такой образ вора и разбойника, желающего зла и пастуху и овцам, Господь и использует в своей проповеди: «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; истинно, истинно говорю вам, что Я — дверь овцам. (…) Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасётся, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10:1, 8- 10).

Итак, все, сколько их ни приходило перед Его пришествием — говорит Господь - воры и разбойники. Но о ком именно здесь идет речь? Кто эти воры и разбойники?

Конечно же, речь идет не о пророках Ветхого Завета, ведь все их служение было направлено на то, чтобы вернуть непокорный народ Израиля к Богу и возвещать этому народу пришествие Мессии. И вероятнее всего, речь идет не о книжниках и фарисеях, которые хотя и были в определенном смысле духовными лидерами, на высшую власть в народе не претендовали. Так кто же эти воры и разбойники?

Исследователи Нового Завета предлагали множество версий. Некоторые, например, полагали, что речь идет о царях и правителях из иудейских династий (например правители из династии Ирода), которые взяли власть в Иудее фактически силой — опираясь на поддержку римской военной машины, и не считаясь с мнением израильтян. А чтобы удержаться у власти эти правители были всегда готовы к неограниченному применению силы против собственного народа — вспомним, как Ирод Великий повелел истребить всех детей в Вифлееме, просто потому что услышал о рожденном там младенце, носящем титул «Царь Иудейский».

Другие исследователи считали, что речь идет о лже-мессиях, которых во времена, предшествующие рождению Спасителя тоже было в избытке. Однако, лже-мессий и царей из иудейских династий объединяло то, что в своем стремлении к власти они пытались сесть на престоле Давида, а этот Престол был уготован Истинному Мессии. Поэтому о мотивах этих царей и лже-мессий можно судить однозначно: Божий народ для них — добыча, средство обогащения или реализации собственных желаний. Вор — это не пастух, и уж тем более не добрый пастырь. В отличие от пастыря, вор не желает блага овцам и не будет о них заботиться. Для вора овцы — не более, чем расходный материал, именно поэтому и сказано: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить».

И именно поэтому — и это третья важная особенность данного текста — вор здесь противопоставляется Истинному Пастырю, заботящемуся о своих овцах: «...а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» (Ин 10:2-5).

На Ближнем Востоке во времена Христа между пастухом и его стадом устанавливалась прочная, можно даже сказать, дружеская связь. Пастух становился для овец в прямом смысле слова вожаком отары: овцы везде следовали за пастухом, который шел впереди стада. Он знал всех своих овец по имени. Мало того, овцы даже откликались на голос своего пастуха и умели отличить этот голос от голосов других пастухов. Иными словами, овцы шли только за своим вожаком, а не за чужаком. Как скажет Господь чуть позже, но в той же главе Евангелия от Иоанна: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною» (Ин 10:27). И вот, Христос говорит о Себе как о настоящем пастыре. Пастыре, который знает своих овец по имени и который заботится о них.

Что это может означать для овец? Да прежде всего то, что овцы должны сосредоточиться на голосе своего Пастуха. Если овца не хочет стать добычей хищников или разбойников ее главная задача — слушать Пастуха и Его голос, отличать этот голос от голоса других пастухов и следовать только за своим пастухом. То есть здесь Господь говорит что между Ним и Его народом устанавливается такая же прочнейшая связь — Божий народ должен слушать Его Голос и ориентироваться именно на Этот Голос, подобно тому, как овца ориентируется на голос своего пастуха.

Ну что же, все это, это конечно, прекрасные образы и весьма интересные исторические детали. Однако, какое отношение все это имеет к нам? Что из этого следует для нас, современных христиан?

Все дело в том, что хотя Новый Завет и пришел на смену Ветхому, к народу Нового Завета — Христовой Церкви — в Священном Писании употребляются те же образы, что и в свое время к народу Израиля: образы овечьего стада, которое Господь ведет как Пастырь. Взять хотя бы сегодняшнее чтение из Послания к Евреям, в котором говорится: «Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса [Христа], да усовершит вас во всяком добром деле» (Евр 13:20-21). А в 1-м Послание Петра об обратившихся ко Христу мы читаем: «Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших» (1 Пет 2:25).

Мы — Христова Церковь, народ Нового Завета - тоже овцы Христова стада. А следовательно, и все слова Христа, о взаимоотношениях Его как Пастуха со Своим стадом, которые мы слышали сегодня — актуальны и для нас. Но что эти слова означают в переводе на современные нам реалии? А означают они вот что:
Первое: Христос — по прежнему наша дверь овцам, то есть наш единственный возможный путь к Спасению: «кто войдет Мною, тот спасётся, и войдет, и выйдет, и пажить найдет». Христос — единственный путь к Спасению. И подобно пастуху, ставшему дверью для своих овец, Он есть единственная возможность стать частью Божьего стада. И как Истинный Пастырь Христос есть единственная защита, единственная надежда для своих овец. Возможно, все это звучит банально (а для кого-то может быть даже и оскорбительно), однако на самом деле это важнейшие истины, о которых ни на секунду нельзя забывать. Как хорошо сказал доктор Лютер: «Нам нужно слышать Евангелие (т.е. благую весть о распятом и воскресшем Христе) каждый день, потому что мы каждый день о нём забываем».

Христос как добрый Пастырь положил свою жизнь за овец, приняв смерть на кресте Голгофы за наши грехи. К сожалению, мы с Вами все очень часто забываем об этом — и «рядовые» члены Церкви, и проповедники, и даже служители. Потому что, увы, даже в церковной проповеди иногда бывает так, что Христос — наша единственная надежда и единственный Пастырь — как-то отходит на второй план. И тогда место Христа может занять все, что угодно. Например, национальное величие или особая роль того или иного народа, финансовое благосостояние и успех, и даже такие на первый взгляд хорошие вещи как добродетельная жизнь и помощь ближним. Однако, ничто из вышеперечисленного в отрыве от Христа не может привести к Спасению. Даже самая добродетельная жизнь без Христа не стоит ничего. Христос говорит: «Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (то есть, как сказано в одном из современных переводов: «Чтобы обрели жизнь во всей полноте» - Ин 10:10 в переводе РБО, 2011). Так вот, никто и ничто кроме Христа не способно дать нам ту самую жизнь во всей полноте.

Итак, первое что надлежит помнить: невозможно достичь Спасения минуя при этом Христа. Как не может овца выжить в одиночестве не имея Пастыря. А значит задача овец — не сводить глаз с Пастуха, который ведет их и заботится о них. И задача каждого христианина — сделать именно Христа центром своей жизни, потому что именно Он есть наша единственная надежда.

Теперь второе: актуальны ли для нас слова Спасителя о ворах и разбойниках, которые приходят «чтобы украсть, убить и погубить» - то есть чтобы навредить Христову стаду? К сожалению — да, эти слова актуальны для нас. Во времена Христа разного рода узурпаторы типа Ирода и различные лже-месиии пытались сесть на Престоле Давида. Из этого не вышло ничего хорошего — ни для узурпаторов и лже-мессий, ни для народа. Конечно, современные правители не часто ставят перед собой столь амбициозные цели, сесть на Престоле Давида. Однако, есть определенная категория правителей, которые сами позиционируют себя своего рода мессиями для одного отдельно взятого народа — спасителями и благодетелями, будто бы полубогами. Особенно часто это делают разного рода диктаторы, организующие вокруг своей личности что-то вроде религиозного культа. Живой пример у нас перед глазами — династия Кимов в Северной Корее.

А о разного рода религиозных лидерах, которые объявляют себя новыми Спасителями человечества и новыми мессиями я вообще молчу — слишком их много в мировой истории, взять того же Сёку Асахару, «преопдобного» Сён Муна, или арестованного недавно сиборского милиционера Виссариона (прямо называвшего себя «Христом»). Или еще пример - некий сумасшедший из Долгопрудного, объявивший себя «богом Кузей». Мало того, что он объявил себя «богом», так еще и сколотил вокруг себя секту последователей, который подвергал психологическому насилию и нещадно эксплуатировал.

Так что нет причин полагать, что со времен Христа мотивы действий такого рода воров и разбойников как-то изменились: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить».

И вот, как нам — овцам из Христова стада - уберечься от такого рода воров и разбойников? Ответ прост и очевиден: нам нужно идти на зов нашего Пастуха, Христа. Устремить взгляды на Пастуха, который нас ведет, а не на кого бы то ни было еще. Это означает, что для христиан никакой земной правитель, как бы высоко он ни сидел, не должен становиться надеждой и упованием. И никакой религиозный лидер — даже самый благочестивый - не должен становится для нас на место Христа. И уж тем более слова какого бы то ни было земного лидера или правителя не должны быть для нас важнее и значимее, чем слова Христа. Если мы овцы Христова стада, то там, где для нас говорит Христос, все прочие голоса должны для нас — христиан - если не замолкать, то как минимум звучать тише.

И вот теперь, третье: что касается тех самых голосов. Овцы — говорит Христос — знают голос своего доброго Пастыря: «овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его» (Ин 10:3-4).

Так вот, в чем наша задача, как членов Христовой Церкви, как овец Христова стада? Ответ: прислушиваться к Голосу Христа — нашего Пастыря - как можно чаще. Потому что задача овцы — слушать голос Пастуха, который ведет ее. И для этого не нужно искать каких-то внутренних мистических откровений. Не нужно искать голос Христа внутри себя (предупреждаю Вас: искать голос Бога внутри себя — занятие крайне опасное с духовной точки зрения!). Христос говорит с нами через Свое Святое Слово. Через Священное Писание вообще и через Евангелие в частности. И мы можем прислушаться к Словам Христа, каждодневно внимательно изучая Божье Слово и размышляя над ним, сохраняя Слово Божье в своей памяти и в своем сердце.

Я считаю, в наше время такое изучение Божьего Слова (или, я бы даже сказал, «погружение» в Божье Слово) особенно актуально. Потому что наш мир лежит во грехе и зле. И потому что в этом мире, лежащем во грехе и зле со всех сторон звучат хоры голосов, которые стараются заглушить для нас голос Христа. Это голоса, которые «рекламируют» грех, в то время, как Христос учил нас бороться с грехом всеми силами. Это голоса, которые учат нас ненавидеть, в то время как наш Добрый Пастырь учил нас любить даже наших врагов. А бывают и такие голоса, которые взывают к нашему «благоразумию», и говорят нам, что лучше плыть по течению вместе с этим миром, чем плыть против течения с нашим Спасителем.

Но наша задача, как овец Господней Паствы — идти на голос нашего Пастуха. Прислушиваться к голосу Пастуха, говорящего с нами со страниц Священного Писания и ведущего нас к Спасению; прислушиваться к голосу Пастуха, который любит своих овец и заботится о них; прислушиваться к голосу Пастуха, который положил свою жизнь за овец и умер за них на кресте, так что всякий верующий в Него не погибнет, но будет иметь вечную жизнь (Ин 3:14-16).

Итак, давайте попробуем подвести итоги. Те образы, которые Христос использовал в этой притче были для его современников вполне понятны. Мессия это пастырь своего народа, подобно тому как Бог во времена Ветхого Завета неоднократно использовал этот образ Пастыря, заботящегося о своих овцах. Однако, Христос не просто использует те же образы, но и наполняет их новым смыслом, говоря о взаимоотношениях Мессии с Его народом — Христианской Церковью. Как пастух в Палестине времен Христа был для овец был единственным путем в овчарню и из овчарни, так и Христос является для нас единственным путем к Спасению. И кроме как через Иисуса Христа невозможно стать частью Божьего народа и достичь Спасения — об этом и нам, христианам, надлежит всегда помнить.

Только Христос есть истинный Пастырь Божьего народа. Все, кто до Христа пытался незаконно сесть на престоле Давида, претендовал на лавры Мессии и Спасителя - были лже-мессиями и лже-спасителями, а проще говоря — ворами и разбойниками. Однако, такие воры и разбойники в изобилии встречаются и в наше время. Поэтому нам, христианам, овцам паствы Христовой, нужно сосредоточиться именно на Христе как на нашем Истинном Пастыре. Нужно сосредоточиться на искупительных деяниях Христа. Нужно сосредоточиться на Его Словах, которые мы читаем в Святом Евангелии.

Во времена Христа у овцы, отбившейся от стада, было крайне мало шансов выжить. Так же мало шансов выжить было и у овечей отары, оставшейся без пастуха или без вожака. И вот, каждому из нас, чтобы обрести жизнь во всей полноте и достичь Спасения нужно сосредоточится именно на нашем Пастыре — на Христе, умершем за наши грехи и воскресшем для нашего оправдания: «И когда [Пастырь] выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. (...) Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасётся, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком». Аминь


Другие проповеди по этому же поводу:

18 Апреля 2021 - Miserecordias Domini (Диакон  Е.Романенко)
26 Апреля 2020 - Miseriсordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
05 Мая 2019 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
15 Апреля 2018 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
30 Апреля 2017 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
10 Апреля 2016 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
04 Мая 2014 - Misericordias Domini – 2 воскресенье по Пасхе (Пастор  Д. Лотов)
14 Апреля 2013 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
22 Апреля 2012 - Мisericordias Domini – 2 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)