МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
23 Апреля 2023 года

Misericordias Domini


Числ.27, 15-23
15. И сказал Моисей Господу, говоря:
16. да поставит Господь, Бог духов всякой плоти, над обществом сим человека,
17. который выходил бы пред ними и который входил бы пред ними, который выводил бы их и который приводил бы их, чтобы не осталось общество Господне, как овцы, у которых нет пастыря.
18. И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою,
19. и поставь его пред Елеазаром священником и пред всем обществом, и дай ему наставление пред глазами их,
20. и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов Израилевых;
21. и будет он обращаться к Елеазару священнику, и спрашивать его о решении, посредством урима пред Господом; и по его слову должны выходить, и по его слову должны входить он и все сыны Израилевы с ним и все общество.
22. И сделал Моисей, как повелел ему Господь, и взял Иисуса, и поставил его пред Елеазаром священником и пред всем обществом;
23. и возложил на него руки свои, и дал ему наставление, как говорил Господь чрез Моисея.

В Священном Писании люди достаточно часто сравниваются с овцами, с овечьим стадом. Причём таковое уподобление является преобладающим. Оно вовсе не случайно. К сожалению, люди, действительно похожи на овечье стадо. Сравнение не самое приятное, потому что овцы сами по себе весьма бестолковы и, если у них не будет ведущего их пастуха, то ничего хорошего не получится. Овцы разбредутся кто куда и станут лёгкой добычей для хищников. Однако, между овечьим стадом и человеческим всё же есть существенная разница. Человеческое стадо способно к самоорганизации, так что, будучи предоставлено само себе, рано или поздно выберет себе вожака, за которым и последует. Вопрос лишь в том, в какую сторону он поведёт доверившихся ему. История знает немало примеров того, как неумелое и неумное вождение или ставило народ на грань национальной катастрофы, или приводило к таковой. Как сказал об этом Господь, может ли слепой водить слепого – не оба ли упадут в яму? К сожалению, пути человеческого изобретения оканчиваются именно ямами – и хорошо ещё, если не критически глубокими. Есть только один путь, следуя которым ты никуда не упадёшь. Это путь, предначертанный Богом. Но как могут идти по нему люди, не знающие Бога? Они способны на это только под руководством пастыря, призванного Всевышним. Ярчайшим примером такого пастыря является Моисей. Бог открывал ему Свою волю и он вёи народ в соответствии с вышним замыслом. Это было сложно, потому что израильтяне были буйными овцами и не всегда хотели повиноваться Слову Божьему, из-за чего и страдали. Например, путь из Египта в Палестину вместо трёх недель занял почти 39 лет. Но это было лучше, нежели оставаться в египетском рабстве. Моисей был великим пастырем, но, увы, как и все люди он был смертен, а, кроме того, тяжело нести такой груз в одиночку. Поэтому совершилось то, о чём мы прочитали сегодня в Книге Чисел: «И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою … и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его всё общество сынов Израилевых». Начиная с этого момента, в Израиле всегда были люди, которые знали волю Господа и могли вести народ в нужном направлении. Судьи, пророки, первосвященники вплоть до последнего пророка Ветхого Завета – Иоанна Крестителя – все они имели одну и ту же задачу: вести людей по Божьей стезе.

Что поменялось с приходом в мир Нового Завета? Ничего. Общество продолжает нуждаться в пастырях. И когда во ипостаси Иисуса Христа Бог сошёл в видимый мир, дабы говорить с людьми лицом к лицу и направить их в правильную сторону, то практически с самого начала земного служения Он призывает учеников, будущих апостолов. На протяжении всего последующего времени пребывания на земле, Он терпеливо учит их, объясняя фундаментальные истины, без следования которым никакая нормальная жизнь невозможна ни в этом мире, ни тем паче в вечности. Ну а потом, посредством Сошествия Св.Духа Он даёт ученикам силу, необходимую для продолжения начатого Им служения, причём в первую очередь эта сила – в способности понимать Его волю и возвещать её другим. Апостолы становятся пыстырями, причём ведут своё служение таким образом, что количество пастырей постоянно умножалось; чтобы, в идеале, таким пастырем стал весь новый избранный народ как таковой. Возможно ли такое? Вполне. Об этом свидетельствует начало Первого Послания Павла к Фессалоникийцам. Каким образом такое оказывается возможным? Наглядность. Люди видят, что христиане живут иначе. Они живут чище и благостнее. Их поведение являет примеры самоотверженного служения ближним и любви. А ещё они являют удивительную стойкость в испытаниях, оставаясь верными Христу даже перед лицом мучительной смерти. Вполне естественно, что видящие такое задаются вопросом: откуда всё это берётся? Ответ очевиден: от шествования путём Бога, от пребывания в духе Христа, от вдохновлённости Его воскресением, Его присутствием, Его поддержкой; от вдохновлённости уверенностью в Его Пришествии, в воскресении мёртвых и установлении Божьего Царства. Христиане воодушевлены перспективой, открытой им в воскресении Христа, явившейся в Нём Божьей правдой и, следуя этой правде, обретают Божью силу. Но это сила даётся не для того, чтобы её держали при себе, а для того, чтобы ей делились. Она может и должна передаваться другим, потому что Божий народ – не музейный экспонат в наглухо запечатанной витрине, а живой организм, который постоянно обновляется. Моисей поделился данной ему от Бога силой с Иисусом Навином – с одним человеком. Мы призваны делиться с как можно большим числом людей, передавая им радость о воскресении Христовом, о той блестящей перспективе, которую Господь открыл Своим верным. Что нужно для того, чтобы всё сие совершалось успешно? Нужно всё время смотреть на Христа, слушать именно Его, проникаться именно Его Духом. И потому очень важно понять, что Св.Писание не энциклопедия, не сборник Законов и не уголовно-процессуальный кодекс. Как сказал ап.Иоанн, «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». Писание побуждает людей довериться Христу, ибо это доверие побуждает проникнуться Его Словом и жить в Его духе. А, соответственно, делать правильный выбор в тех случаях, когда силы тьмы пытаются совратить в свою сторону. Такой выбор, определяемый жизнью в духе Христа, и есть самое лучшее свидетельство. Словами сейчас никого не удивишь и особо не увлечёшь, потому что слишком уж много лжи на всех уровнях. Поэтому важно не то, что ты говоришь, а то, как ты живёшь. Потому что называть себя ты можешь как угодно. Вопрос в том, кто ты есть на самом деле. Знакомый священник рассказывал мне, как однажды, сидя в исповедальне, он наблюдал следующее. На скамье сидит человек с молитвенником в руках и усердно молится. Что ж, дело хорошее. К нему подходит другой и что-то спрашивает. И вот тут этот молящийся вскипает яростью и посылает обратившегося к нему куда подальше почти что в нецензурных выражениях. Помешал, понимаешь, общению с Богом. Да только было ли оно, это общение? Молитвенное пустословие было, а общения, духа Божия не было. Христианин должен жить так, чтобы дух Божий, дух любви и служения был определяющим и видимым не только в великом, но и в малом, причём в первую очередь именно в малом. Причём нужно не играть роль человека, живущего в духе Божием, а действительно быть таковым. Истинный христианин живёт в духе Божием просто потому, что иначе он жить не может.

Иисус Навин был поставлен Моисеем как пример для народа. «Да поставит Господь … над обществом сим человека, который выходил бы перед ними и который входил бы перед ними, который выводил бы их и который приводил бы их». То же самое требуется и от нас, т.к. Господь пожелал, чтобы Его ученики были светочами мира, письмом Господа этому миру. А светоч миру – не тот, кто, задрав кверху палец, произносит высокомудрые речи, а тот, кто живёт так, как хочет Христос, самой жизнью своей освещая путь другим, являя людям Божью любовь и милость. На некоей конференции, посвящённой Библейским переводам, два учёных богослова заспорили о достоинствах двух переводов, причём каждый отстаивал преимущества своего варианта. Слышавшая их спор уборщица подошла к ним и сказала: самый лучший перевод Библии делает моя мать. И когда они, удивившись, спросили её, что же это за перевод, последовал ответ: она переводит Библию в жизнь. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

01 Мая 2022 - Miserecordias Domini (Пастор  Е. Романенко)
18 Апреля 2021 - Miserecordias Domini (Пастор  Е. Романенко)
26 Апреля 2020 - Miseriсordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
05 Мая 2019 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
15 Апреля 2018 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
30 Апреля 2017 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
10 Апреля 2016 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
04 Мая 2014 - Misericordias Domini – 2 воскресенье по Пасхе (Пастор  Д. Лотов)
14 Апреля 2013 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
22 Апреля 2012 - Мisericordias Domini – 2 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)