МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
30 Апреля 2017 года

Misericordias Domini


1 Петра, 2, 19-25
Братие, угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая не-справедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.

Мы неоднократно говорили о том, что взгляд христианина устремлён в веч-ность, за пределы видимого мира, в то время как взгляд мирского человека этим видимым миром и ограничивается. Мирской человек живёт реалиями мира, в то время как жизнь христианина определяется реалиями Небесного Царства, поэтому у нас разные системы ценностей. Соответственно, то, что для христианина вполне естественно и нормально, для человека мирского зачастую выглядит совершенно ненормальным. В том числе то, что для мира является источником негативных переживаний, для нас – источник радости. Вот, например, скорбь и страдания Христа, а наипаче Его смерть на Голгофе. Ну что может быть хорошего в скорби, страданиях и смерти? Таковые во все времена были сущностями негативными. Тем более, что в данном случае речь идёт о страданиях и смерти праведника. Тем не менее, мы радуемся, потому что именно через эти события совершилось наше очищение и исцеление, открылся путь в небеса, о чём мы слышали сегодня у св.ап.Петра: «Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились». Поэтому крест - символ страданий и смерти Господа – мы воздвигаем над нашими алтарями и над нашими церквами. Да, мы радуемся Воскресению Христову, ибо оно стало главным знамением истинности обетований Господа, но наше искупление совершилось не в воскресенье, а именно в пятницу - на Голгофе. Христианская парадоксальность относится не только к событиям, описанным в Евангелии, она является и в повседневности, потому что не только страдания Самого Христа, но страдания Его верных за дело Божие, о которых пишет Пётр, также становятся источником радости.

Разумеется, далеко не все страдания могут быть источником радости, ибо причины таковых различны. Вот, например, страдания, являющиеся последствиями содеянных грехов – таковые никак не могут радовать и ведут к скорби о своём недостоинстве и к покаянию. Бывает также, что страдания приходят, как последствия несправедливости в мирских делах – с этим мы периодически сталкиваемся, и тут радоваться опять-таки нечему. Но совершенно иное, когда скорби приходят по причине твоего исповедания Христа. Т.е. не какие-то недостойные деяния, но только лишь твоя верность Христу становится причиной претерпевания обид со стороны людей вплоть до гонений и репрессий. Обычный человек, когда его преследуют не за реальные преступления, а, как говорится, «ни за что», впадает в тягостнейшие переживания, могущие привести к депрессии и самоубийству, но христиане испытывают совершенно иные чувства. По какой причине? По причине того, что они идут путём Христа, с Которым поступали точно также. Что Он сделал плохого? Абсолютно ничего. Он открывал путь к Богу, к Его Царству, к прощению грехов; все Его чудеса творились во благо людям, но именно за это Его гнали и в конце концов распяли. Разве Он не имел права возмутиться? Безусловно имел. И ещё как! Вполне мог сказать: раз вы со Мной так обращаетесь, то не получите ни благодати, ни спасения! Но всё было иначе, о чём написал нам Пётр: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному». Почему Он так поступал?

Божья истина не нуждается в доказательствах - она является объектом веры. Божья истина принимается не в результате доказательств, а в результате соприкосновения с Богом. Вера, основанная на рациональных доказательствах, стоит немного, потому что на каждое доказательство «за» всегда можно найти доказательство «против», так что ораторское искусство противника может стать причиной утраты веры. Но если однажды ты встретился со Христом, если однажды ты соприкоснулся с Богом и с вечностью, то принимаешь Его навсегда, и уже никто и никогда тебя не разубедит, потому что, подобно апостолу Петру, на все доводы земной логики ты можешь ответить – я видел. Сегодняшнее воскресение называется по первым словам 32-го Псалма: Misericordias Domini plena est terra – Милости Господней полна земля. Человек, соприкасающийся с Богом, в первую очередь соприкасается именно с Его милостью. А милость не навязывается силой. Силой можно навязать продразвёрстку или налог на тунеядцев, а милость нет, ибо осчастливить человека против его воли невозможно. И если человек не принимает своё благо и спасение, не хочет его принимать, то о нём можно только сожалеть, ибо в своём неразумии он грабит сам себя. Именно поэтому Иисус и молился за Своих распинателей, говоря «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят». Вот почему, когда христианина гонят за его исповедание веры, за его доверие Христу, то он огорчается не за себя, а за своих гонителей, потому что таковые воистину не понимают, что делают и от чего отказываются. А за себя? Следует ли огорчаться за себя? Нет, потому что, страдая за исповедание имени Христова, мы уподобляемся Ему, идём Его путём. А что может быть лучше, чем идти путём Господа? Как говорит нам Пётр, «Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его». Куда же ведут следы Христа, по которым надо идти? Для мирского человека они не ведут ни к чему хорошему, ибо прежде всего, они ведут к страданиям, а порою и к смерти. Но, в отличие от мирских людей, мы знаем, что в коечном счёте они ведут к воскресению и славе. И, что самое главное – мы не первопроходцы, прокладывающие дорогу в неведении. Христос уже прошёл этим путём, Он уже проложил его. Поэтому, идя по Его следам, мы знаем, куда и к чему идём. Мы знаем, что все страдания, сколько бы их ни было, временны, в то время как слава вечна. Соответственно, нет оснований для скорби. Их нет, потому что мы смотрим не под ноги, а вперёд – туда, где сияют предвечным светом врата Господнего Царства!

Мы живём в непростые времена. В числе прочего наша замечательная Государственная Дума вместе с не менее замечательным правительством всё никак не успокоится – всё стремится предписать гражданам, во что им верить, в какую церковь ходить и т.д. В обзоре церковных новостей прочёл недавно потрясающее известие о том, как один из российских губернаторов (кажется в Приморье) дал директиву: государственным учреждениям не идти ни на какое сотрудничество с баптистами, потому что они-де борются с наркоманией и алкоголизмом и через то заманивают к себе молодёжь! Получается, что в этой стране лучше быть наркоманом или алкоголиком, нежели, не приведи Господь, связаться с баптистами! На таком фоне не мудрено оказаться в положении гонимых, но это, повторяю ещё раз, не должно огорчать, потому что мы идём путём Христа! Главное – быть с Ним, какие бы неудобства сие последование ни причиняло. Пётр говорит: «…вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших». Мы соединяемся вокруг Христа – Единосущного Сына Божия и Бога Истинного, дабы пребыть в Его Истине, в Его правде. Другой истины, другой правды нет – есть только ложь, принимающая вид истины. И не надо бояться об этом говорить. Потому что только во Христе можно обрести прощение грехов, оправдание, спасение и жизнь! Как написано: «Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились». Посему последуем за Ним. Его путь ведёт через страдания, но не надо бояться страданий, потому что вослед за страданиями следует прославление. Его путь ведёт через смерть, но не надо бояться смерти, потому что за смертью следует воскресение, вечность и Царство Божие. Путь Иисуса - это единственный путь, ведущий к жизни. Поэтому благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом, Которому всякая слава и честь и поклонение во веки веков! Христос воскресе – воистину воскресе! Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

10 Апреля 2016 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
04 Мая 2014 - Misericordias Domini – 2 воскресенье по Пасхе (Пастор  Д. Лотов)
14 Апреля 2013 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
22 Апреля 2012 - Мisericordias Domini – 2 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)