МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
26 Апреля 2020 года

Miseriсordias Domini


Ин.10, 11-16.27-30
11. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
12. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец и разгоняет их.
13. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
14. Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня.
15. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец.
16. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.
27. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.
28. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.
29. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.
30. Я и Отец — одно.

Священное Писание содержит немало Господних речений. Некоторые из них очень грозны и говорят о Божьем гневе. Другие в смысле настроения достаточно нейтральны и, наконец, третьи преисполнены любви к творению. Услышанные сегодня слова Христа относятся именно к последней категории. Причём они говорят не просто о любви, но о любви в её наивысшем выражении. «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец».

С начала истории мира Господь сотворил множество чудес. Собственно говоря, вся история творения – великое чудо. И всё же из сего великого множества один благодатный дар выделяется особо. Имя ему – жизнь. Будучи окружены со всех сторон живыми существами, мы воспринимаем жизнь, как нечто естественное и само собою разумеющееся, но на самом деле она абсолютно уникальна. Посмотрите на необъятность Вселенной – это неисчислимое множество миров, но все они пусты, и лишь здесь, в ничтожном по сравнению с неизмеримой бездной пространства уголке, сие чудо стало реальностью. Жизнь уникальна в масштабе Вселенной, но столь же уникальна она в масштабе отдельной личности, ибо каждая личность по-своему неповторима. Когда человек покидает видимый мир, образуется брешь, заполнить которую невозможно. На смену ушедшему приходят другие; кто-то может оказаться очень похожим, но сходство – лишь сходство, а не идентичность. Чем ещё ценна жизнь? Тем, что она одна. Другой не будет. Так называемая «реинкарнация» или перерождение, не более чем сказка, не находящая никакого подтверждения в Писании. Да, разумеется, существует и жизнь вечная, однако она уже не имеет отношения к видимому миру. Так что в любом случае жизнь каждого человека на земле единственна, уникальна и неповторима. Понимая сие, человек цепляется за неё изо всех сил. Даже в случае смертельных заболеваний с гарантированным исходом. Ради сохранения жизни люди способны на всё вплоть до преступления. И, тем не менее, бывают случаи, в которых человек добровольно жертвует самым ценным из того, что у него есть. Сколь же великой должна быть сила, побуждающая так поступить! Да, эта сила действительно великая и имя ей – любовь.

Истинная любовь – это не эротика, не страстные желания и не возвышенные цветистые фразы порождённых этими желаниями признаний. Истинная любовь – это служение и жертвенность, не ведающая понятия «личная выгода». В т.ч., если я могу спасти любимого мною человека, то не важно, что именно при этом будет со мною самим. Именно такую любовь явил и заповедал нам наш Господь Иисус Христос. «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец».

В своих проповедях Спаситель возвещал превосходящую всякое разумение любовь Бога к нам – Его грешным детям, блудным сыновьям. И это была не просто декларация, не пустые слова, но сама реальность, которую Иисус явил делом и засвидетельствовал Своею Кровью. Он положил жизнь за нас, Своих овец, дабы спасти нас от гибели, от вечной смерти. Да, Он был Сын Божий и Истинный Бог, но в то же время Он был Истинный Человек, а потому принесенная Им жертва вовсе не была видимостью. Вспомните молитву в Гефсиманском саду, вспомните бичевание и крестный путь – томление и ужас, боль и смерть – всё сие воистину совершилось! В нашем мире были и есть интеллектуалы, которые, увлекаясь богословием, забираются в такие горние выси, что иногда перестают понимать самих себя. Но истинно говорю вам: вся богословская премудрость со всеми её изысками и школами - ничто в сравнении с простой истиной: Господь любит нас и дал тому самое великое доказательство из всех возможных.

Спаситель создал новый избранный народ - святую Церковь, к которой принадлежим и мы. Для чего Он создал нас? Для того, чтобы нашим посредством творилась на земле Его воля, Его промысел. Он создал нас, Он призвал нас для того, чтобы мы несли и передавали людям главную Божественную сущность, которой был создан и которой зиждется мир. Он призвал нас для того, чтобы мы несли ближним Его любовь. Для того, чтобы совершать сие, не нужно выступать перед многотысячной аудиторией, ибо любовь не может быть массовой – она всегда индивидуальна, направлена на конкретного человека. Поэтому каждому из нас Господь вверяет «малое стадо», т.е. небольшой круг ближних, которым мы и призваны нести благодатный Господень дар. Такой круг есть у каждого из нас. Вопрос лишь в том, кто мы для вверенных нам – пастыри или наёмники, прибежище страждущих или холодно-бездушные требоисполнители. «А наёмник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец и разгоняет их. А наёмник бежит, потому что наёмник и нерадит об овцах».

Я вспоминаю священника Максимилиана Колбе, который, находясь в концлагере нацистов, заменил человека, осуждённого на казнь, и умер, дабы тот мог вернуться к семье и жить дальше. Жертва оказалась ненапрасной – спасённый дождался окончания войны и был освобождён. Способны ли мы, здесь находящиеся, поступить подобным образом? Сейчас на такой вопрос ответить невозможно, ибо в экстремальных обстоятельствах человек ведёт себя совсем не так, как в обычной жизни. Поэтому не будем сейчас ориентироваться на великое, ибо оно случается не часто. Намного важнее малое, повседневное. Кто мы для наших ближних в обычной жизни: пастыри или наёмники? Участвуем ли мы реально в их нуждах, поддерживая и оберегая их, или создаём только видимость участия? Можно сказать много красивых слов о любви к абстрактному ближнему, но если они не подкреплены делом по отношению к ближнему конкретному, то они – ничто. 

Мир непрост. Любая сущность в нём может оказаться предельно запутанной –в т.ч. и чувства. Один и тот же человек сперва говорит, что любит, а потом вдруг делается далёким и холодным, и там, где ты рассчитывал на помощь, тепло и поддержку, вдруг воцаряется холодная пустота. Не на что опереться и не хочется жить, потому что человек не в состоянии жить без любви. Но даже если так случилось, не следует отчаиваться. Не следует отчаиваться даже в том случае, если все окружающие тебя окажутся презренными наёмниками. Потому что даже в этом случае мы не оставлены и не брошены. Наш Добрый Пастырь, умерший за нас и воскресший, пребывает и пребудет с нами всегда, во всех обстоятельствах, во всех горестях, во всех радостях. Он с нами. В самые трудные минуты Он укрепляет и поддерживает, и в самый страшный час – час кончины, именно Его рука отрёт смертный пот с нашего лица.

Мы – блудные сыновья, мы строптивые овцы, при первой же возможности разбегающиеся кто куда. Но Христос не наёмник. Он – истинный Пастырь. Даже тогда, когда мы не верны, Он пребывает верным. И не угрозы, не страх перед наказанием, но именно сия верность побуждают нас вернуться к Нему. «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей». Иисус с нами. Он всегда и вовеки один и тот же, а потому Его любовь к нам сегодня столь же велика, как и в день Голгофы. Именно поэтому, понимая, что именно в Нём наше прибежище, мы ищем утешение под Его пастырским жезлом. Он полагает жизнь Свою за овец, т.е. за каждого из нас. Он положил жизнь Свою за нас, дабы мы, тёмные от праха земного, от греха и нечестия, могли убелить свои одежды Его Кровью и обрести мир с Богом. Несмотря на все наши беззакония, Он по-прежнему любит нас и потому, когда бы мы ни пришли к Нему, Его отеческая рука, рука доброго пастыря, осушает все слёзы и исцеляет все раны. Мы призваны подражать Ему. Мы призваны быть добрыми пастырями для вверенных нам душ. Это совсем непросто, но к Царствию небесному нет широкой дороги, к нему ведёт только узкий путь. И, если проследовать по нему до конца, невзирая на ранящие ноги тернии; если терпеливо нести свой крест, перенося все сопутствующие страдания, то настанет великий день встречи, когда Его любовь станет всё во всём, и слёзы скорби сменятся слезами неизреченной радости.

Сейчас, в силу особых обстоятельств, мы лишены возможности праздновать Таинство Пресвятой Евхаристии. Но это не может помешать нам устремлять помышления к Телу, истерзанному на Голгофе, и Крови, излившейся на древо Креста. Это не может помешать нам памятовать о том, что Св.Причащение есть не просто Таинство, но и знак великой любви, которая наперекор греху и смерти спасает нас для грядущего нового бытия и дарует нам нечто непередаваемо возвышенное и прекрасное – жизнь вечную. Так говорит Господь: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. … Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

05 Мая 2019 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
15 Апреля 2018 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
30 Апреля 2017 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
10 Апреля 2016 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
04 Мая 2014 - Misericordias Domini – 2 воскресенье по Пасхе (Пастор  Д. Лотов)
14 Апреля 2013 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
22 Апреля 2012 - Мisericordias Domini – 2 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)