МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
10 Апреля 2016 года

Misericordias Domini


Евр.13, 20-21
Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

В предшествующие воскресения, да и не только, мы много говорили о вере, о спасении через веру, о спасающей силе веры. Спасение через веру – один из главнейших постулатов нашего исповедания. Причём, что особенно существенно, этот постулат не является плодом человеческих измышлений. Сила реформации Лютера именно в том, что он не придумал ничего нового. О спасении через веру нам говорит Св.Писание, причём как Ветхого, так и Нового Заветов. О нём возвещали пророки, апостолы и Сам Иисус. Но Реформация провозгласила не только спасение через веру, но и ещё одно положение, которое и сегодня становится объектом дискуссий. Оно гласит, что дела в деле спасения роли не играют. Из-за этого утверждения нас постоянно обвиняют в том, что наша вера чисто умозрительная, а на практике можно, прикрывшись громкими словами, оправдать любое непотребство. Да и в услышанном сегодня чтении из Послания к Евреям сказано: «Бог же мира … да усовершит вас во всяком добром деле». Так не впадаем ли мы в противоречие со Св.Писанием? Может быть, дела для спасения всё же важны?

Что означает, что дела не имеют значения для спасения? Это означает, что нельзя, преднамеренно исполняя некие внешние действия, заработать Божью милость, без которой спасение невозможно. В этой жизни можно заработать многое, но не спасение. Именно здесь находилась главная ошибка иудеев, которые, сосредоточившись на детализации Закона и скрупулёзном исполнении всевозможных предписаний, совершенно забыли о духе Закона и попытались строить отношения с Богом именно на делах, на исполнении обрядов. Именно этими обрядами они и рассчитывали получить оправдание. Но было ли сие угодно Богу? Нет. Ибо возвещено через пророка Исайю: «Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя… и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови… омойтесь, очиститесь… научитесь делать добро… тогда придите – и рассудим…». Впрочем, не стоит торопиться кидать камни в иудеев, потому что то же самое можно видеть и среди христиан, искренне полагающих, что примерное исполнение обрядов поможет им иметь правильные отношения с Богом. И вот, они исправно ходят в церковь, но вместо света и любви от них исходит злоба и тьма. Вспомните некоторых персонажей со Старосадского и сразу поймёте, о чём идёт речь. Придут ли таковые к спасению? Нет. Потому что для спасения нужны не обряды, не внешнее благочестие. Бога интересует не внешнее, а внутреннее, Его интересует состояние души.

Ты уверовал. Что это значит? Что ты полностью доверился Богу, что Ты поверил Ему и принял предлагаемый Им путь как единственно правильный и возможный. Через сие доверие и принятие ты проникаешься Пасхальным ликованием, ощущаешь реальность действия Воскресшего Христа в повседневности и преисполняешься совершенно особым чувством просветлённой радости. Эта наполненность, при которой твоя душа озарена отблеском предвечного света Божьего Царства, побуждает тебя воспринимать окружающий мир совершенно не так, как воспринимают его люди, сего света не имеющие. Ведь очевидно, что человек усталый и голодный и человек сытый и отдохнувший будут воспринимать одну и ту же реальность совершенно различно. А от восприятия самым прямым образом зависит и порождаемое таковым действие. И если ты исполнен светом Царства, Святым Духом Божиим, то и действовать будешь в этом Духе, потому что именно Св.Дух, любовь Бога – именно они станут побудительной силой к действию. А когда человек действует под таким побуждением, то тогда и творятся те самые дела, которые являются исполнением воли Бога, и о которых мы читали: «Бог же мира … да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа». Дела, таким образом, являются следствием веры. Они непреднамеренны – они являются естественным образом жизни верующего. Верующий не стремится зарабатывать благодать, он стремится жить в ней, потому что НЕ жить в ней для него мучительно. Вот почему мы говорим, что дела не имеют значения для спасения. Если есть вера – будут и дела. А если веры нет, то никакие дела не помогут.

Дела важны не для спасения, они важны для свидетельства. Мы призваны быть письмами Бога этому миру, а для этого творить Его волю, являть себя, как Божьих избранных, т.е. святых. Почему это нужно? Потому что людям чрезвычайно важно иметь пример для подражания. Люди могут быть кем угодно, но в них живёт тоска по утерянному раю, поэтому они ищут святость, но увы, не совсем там, где нужно. Например, её пытаются искать среди клира – в особенности в России, в которой совершенно особенным ореолом окружены монашеские идеалы. Впрочем, в католической Белоруссии мне довелось слышать интересное мнение, что, дескать, если человек в сутане, то в силу этого является авторитетом. Это можно понять, но, тем не менее, это ошибка. Святость определяется не принадлежностью к духовенству, и жизни в доверии Богу, в ощущении себя достоянием Господа. Святость не в постной физиономии. Она в жизни по любви, а не по расчёту; в бескорыстном служении, не ожидающем воздаяния; в отдаче себя, подобно тому, как отдал Себя Иисус. Такие люди есть, они пребывают среди нас, и каждый может стать таким же. И не просто может, а должен, потому что именно такова воля Господа.

Бог не говорит с людьми абстракциями и отвлечёнными идеями. Он говорит весьма конкретно, причём не только говорит, но, чтобы было понятно ещё лучше, чтобы понимали, что требуется, даёт примеры для подражания. И примеры эти отнюдь не исчерпываются апостольскими временами. Да и затруднительно было бы жить жизнью апостолов – всё-таки, и время было другое, и служение у них было совершенно особенное. Но служить Богу можно различным образом, в различных призваниях. Поэтому Господь в каждое время даёт много различных примеров, показывающих, как можно вести угодную Ему жизнь, веруя, т.е. доверяя и доверяясь Ему и, соответственно, творя Его волю через конкретные дела. Эти примеры, эти люди рассеяны среди нас. Они вовсе не безгрешны, но при этом святы, потому что по-настоящему доверяют Богу и искренне стремятся творить Его волю на этой земле. Они не бросаются в глаза, потому что не лезут в первые ряды. Им это не нужно, они не ищут человеческих отличий - они стремятся жить со Христом, взыскуя не временного, но вечного. По милости Божией таковые есть и в нашей общине. И были, и есть. Благодаря им свет Божий в нашем приходе не угасает. И каждый из нас должен стремиться к святости, чтобы свет Господень возгорался всё ярче, чтобы все мы жили в Духе Христа и действительно были Его письмами этому миру. Каждый из нас должен стремиться к святости, дабы наша жизнь, наши дела стали свидетельством о Христе. «Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь».


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 10.04.2016




Другие проповеди по этому же поводу:

15 Апреля 2018 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
30 Апреля 2017 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
04 Мая 2014 - Misericordias Domini – 2 воскресенье по Пасхе (Пастор  Д. Лотов)
14 Апреля 2013 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
22 Апреля 2012 - Мisericordias Domini – 2 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)