МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
05 Мая 2019 года

Misericordias Domini


Числ.27, 15-23
15. И сказал Моисей Господу, говоря: 
16. да поставит Господь, Бог духов всякой плоти, над обществом сим человека, 
17. который выходил бы пред ними и который входил бы пред ними, который выводил бы их и который приводил бы их, чтобы не осталось общество Господне, как овцы, у которых нет пастыря.
18. И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою, 
19. и поставь его пред Елеазаром священником и пред всем обществом, и дай ему наставление пред глазами их, 
20. и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его всё общество сынов Израилевых; 
21. и будет он обращаться к Елеазару священнику и спрашивать его о решении, посредством урима пред Господом; и по его слову должны выходить, и по его слову должны входить он и все сыны Израилевы с ним и всё общество.
22. И сделал Моисей, как повелел ему Господь [Бог], и взял Иисуса, и поставил его пред Елеазаром священником и пред всем обществом; 
23. и возложил на него руки свои и дал ему наставление, как говорил Господь чрез Моисея.

Сегодня в Книге Чисел мы слышали повествование о том, как по прошению Моисея Бог благословил Иисуса Навина на служение вождя избранного народа – вождя военного, гражданского, но прежде всего духовного. Почему это вообще потребовалось? Неужели Моисей не справлялся с возложенным на него служением? Справлялся. Но Бог сказал ему, что он не войдёт в Ханаан – увидит его с высоты горы, но не войдёт. Мыслимо ли, чтобы народ остался без руководителя? Никак, ибо Господь говорит: «Поражу пастыря и рассеются овцы». Моисей прекрасно это понимал, почему и просил Господа: «Да поставит Господь, … над обществом сим человека, 17. который выходил бы пред ними и который входил бы пред ними, который выводил бы их и который приводил бы их, чтобы не осталось общество Господне, как овцы, у которых нет пастыря». Вне зависимости от того, жив Моисей или нет, израильтяне должны не рассеяться, но напротив, собраться воедино, дабы осуществить предназначенное им по Божьему замыслу. Поэтому и поставляется на служение человек, которого Бог наделяет особой силой, дабы он мог вести людей по стезе, предначертанной Всемогущим.

На страницах Св.Писания мы можем найти немало примеров уподобления людей овцам. Для кого-то это может показаться обидным, потому что, как известно, овцы особым интеллектом не блещут. Увы, указанное уподобление отнюдь не случайно, потому что люди в массе являются стадными существами и не могут обходиться без тех, кто способен принять решение, проводить его в жизнь и нести ответственность за совершённое. Когда же таковых нет, воцаряется хаос и впадение в ничтожество. Впрочем, проблема даже не в этом. В любом сообществе, оказавшемся предоставленным самому себе, некий лидер обязательно выдвинется. Вопрос в том, каким путём этот лидер поведёт доверившихся ему. История, в том числе и самая современная, показывает, что указанный путь может оказаться тупиковым, ведущим к великим бедствиям. Вот почему нужен не просто лидер, а пастырь, т.е. тот, кто поведёт людей путём Бога. Именно поэтому теперь, когда время Моисея завершается, возникает потребность в служении Иисуса Навина - пастыря, посредника, через которого Бог будет возвещать Свою волю и который сможет побудить людей идти стезёй Бога, а не какой-либо иной. «15. И сказал Моисей Господу, говоря: 16. да поставит Господь, … над обществом сим человека, 17. который выходил бы пред ними и который входил бы пред ними, который выводил бы их и который приводил бы их, чтобы не осталось общество Господне, как овцы, у которых нет пастыря. 18. И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина … и по его слову должны выходить, и по его слову должны входить он и все сыны Израилевы с ним и всё общество». Иисус Навин встал на место Моисея и в течение многих лет нёс возложенное на него служение, однако пришёл и его черёд отойти от мира сего. Тем не менее, народ не остался без пастырей, ибо на протяжении последующих времён Бог поставлял в Израиле судей и пророков. Однако, ситуация меняется. Иисус Навин обладал всей полнотой, как бы сейчас сказали, административных полномочий, поэтому мог отдавать однозначные распоряжения: идём туда, делаем то. Читая о его деяниях в Писании, мы можем найти там выражения типа «И дал им приказание». Пророки же, хотя и говорили, что надлежит делать, но властных полномочий не имели, оставляя людям свободу выбора. Вспомним, например, Амоса или Иеремию: они не отдавали распоряжений, а только говорили, что нужно делать для того, чтобы не попасть под гнев Божий. Те, кто не хотел слушать их, продолжали оставаться в беззаконии. Так шло и далее: посредством пророков Бог продолжал руководить Своим народом, но никогда не насиловал его волю – люди имели возможность выбрать, как им поступить. Однако, в случае непослушания, в полной мере вкушали от его последствий. Таким образом, обращаясь к Св.Писанию Ветхого Завета, мы видим, что на протяжении долгих столетий Бог не оставлял свой народ без попечения, осуществляемого через пастырей. Но вот, наступает время Нового Завета. Изменилось ли в связи с этим что-нибудь? Да. На смену многим сменявшим друг друга пастырям пришёл один пастырь на все времена – Иисус Христос. Поэтому более нет никакой необходимости в посредниках, каковыми были судьи и пророки, ибо Бог во ипостаси Христа Сам говорит, что Ему нужно от нас и какими Он хочет нас видеть. А чтобы мы могли об этом знать, Он позаботился о том, чтобы Его Слово было донесено до нас посредством Св.Писания. И благовестники, к которым, в сущности, должны принадлежать все христиане, призваны возвещать его. Что из всего этого следует?

Прежде всего, из этого следует, что у нас есть Пастырь, причём это Пастырь добрый, отдавший Себя на смерть ради нашего спасения. У нас есть Пастырь, знающий нас и наши нужды – знающий их не так, как мог бы знать человек, но несравнимо глубже. Поэтому мы всегда можем найти у Него понимание. И, чем больше мы будем доверять Ему, доверяться Ему, тем проще будет понимать Его и делать то, что Он хочет. Но вот ведь какая проблема: в то время, когда Божьим народом руководили Моисей и Иисус Навин, всё было достаточно просто: вот человек, через которого говорит Господь – если слушаешь его и делаешь то, что он говорит, делаешь правильно. Потом всё стало сложнее. Вот, например, пророки Иеремия и Михей. Они говорят одно, но другие люди, которые также именуются пророками, говорят нечто обратное. Как понять, кто из них прав, а кто нет? Только по исполняемости пророчеств. Но ведь пророчества исполняются не сразу, т.е. можно в неразумении последовать по ложному пути, и, соответственно, согрешить и пострадать. Сегодня происходит то же самое. Служители Церкви, претендующие на роль пастырей, глашатаев Божественной истины, совершенно по-разному говорят о некоторых сущностях, а потому смотрят друг на друга, как на врагов и предают друг друга анафеме. Как же понять, кто из них прав? Была ситуация, когда на какой-то остров практически одновременно пришли миссионеры, принадлежавшие к различным исповеданиям. Местное население, послушав их в течение какого-то времени, выгнало с острова обоих, посоветовав им предварительно договориться между собой, а уже потом проповедовать. Так что же делать? Помнить, что все священники, епископы и патриархи абсолютно всех исповеданий не пастыри, а всего лишь подпаски. Пастырь же, пастух, у нас только один – Иисус. И если Он говорит, что для спасения нужно вот это и вот это, никто не может утверждать, что для спасения нужно ещё что-нибудь. Поэтому так важно знать Слово Христа. Знать его не в чьём-либо пересказе, а непосредственно из Евангелия. Всё же услышанное от других, соотносить с Писанием и не дополнять Слово Господа своими измышлениями подобно иудейским талмудистам и творцам христианского так называемого «Священного Предания». Потому что всё непотребство, ненависть и расколы совершаются именно тогда, когда начинают слушать не столько Бога, сколько людей.

Моисей и Иисус Навин были весьма достойными личностями – иначе Бог бы их не избрал и не возложил на них столь ответственного служения. Но они были всего лишь людьми. Нашим же предводителем и пастырем является Сам Господь. Поэтому нам не требуются никакие посредники для того, чтобы следовать за Ним и творить Его волю. Всё что нам нужно – это слушать Его голос, внимать Его Слову и идти за Ним. И как Иисус Навин ввёл народ в обещанную Богом землю Ханаана, так Иисус Христос в свой час введёт нас в землю, которую обещал – в Своё Царство, в Царство Божие. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 05.05.2019




Другие проповеди по этому же поводу:

15 Апреля 2018 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
30 Апреля 2017 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
10 Апреля 2016 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
04 Мая 2014 - Misericordias Domini – 2 воскресенье по Пасхе (Пастор  Д. Лотов)
14 Апреля 2013 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
22 Апреля 2012 - Мisericordias Domini – 2 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)