МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
14 Апреля 2024 года
Misericordias Domini
Мк.6, 30-37
30. И собрались Апостолы к Иисусу, и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили.
31. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, — ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда.
32. И отправились в пустынное место в лодке одни.
33. Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему.
34. Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много.
35. И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много, —
36. отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть.
37. Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть?
Повествование, услышанное нами в святом Евангелии от Марка, является своего рода прелюдией к истории накормления 5000. Однако, о самом чуде сегодня не говорилось. Церковный календарь предписывает нам закончить чтение на самом пороге его совершения: « 37 Он сказал им в ответ: вы дайте им есть». И на этом всё. Можно подумать, что мы имеем дело с неправильностью календаря, отрезавшего нас от смыслового центра повествования, но на самом деле никакой неправильности нет. Сегодняшнее чтение побуждает нас задуматься не о чуде насыщения, как таковом, а о том, почему Господь предложил накормить многотысячную толпу именно ученикам, хотя в конце концов сделал это Сам. Чтобы понять сие, обратимся к началу сегодняшнего чтения: «И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили.». Незадолго до событий, о которых мы прочитали сегодня, Христос послал учеников на проповедь, причём наделил их властью исцелять больных и изгонять бесов. Читая евангелие, мы редко задумываемся об историческом контексте описанных в нём деяний. А напрасно, потому что только поняв таковой, можно понять смысл слов и действий Спасителя. Итак, давайте задумаемся о том, что из себя представляют ученики. В подавляющем большинстве это люди не особо образованные, никоим образом не принадлежащие к интеллектуальной элите. И вот, в какой-то момент они совершенно неожиданно оказываются призванными к совершенно иной жизни: оставив сети, они становятся спутниками Единосущного Сына Божия. Проходит совсем немного времени, и вот, Христос даёт им возможность проповедовать и учить самостоятельно. Мало того. Он наделяет их властью творить чудеса. Известно, что когда бедный человек вдруг резко богатеет, то дуреет и начинает, как говорится, идти вразнос. Ковырялся ты на своём участке, еле сводил концы с концами, а потом на этом участке открыли месторождение нефти. Всю жизнь ты был нищим, а сегодня вдруг стал миллионером. Полученные таким образом деньги представляют огромное искушение почувствовать себя всесильным. Думаю, что в сходной ситуации оказались и апостолы. Вчера простой рыбак, а сегодня вокруг тебя толпы, готовые внимать твоему слову, да ещё чудеса… От такого у кого угодно голова закружится. Спрашивается, что с ними делать, чтобы исцелить от головокружения? И тут как раз подворачивается прекрасный вариант – толпа уставших и голодных людей. Господь предлагает ученикам решить проблему их прокормления: «вы дайте им есть». И вот тут всё становится на места, потому что ученики понимают, что не в состоянии справиться с поставленной задачей. Обратите внимание, они не пытаются чудодействовать. Их мысли о путях решения проблемы не выходят за чисто практические рамки: «И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть?». Т.е., пришло время убедиться в истинности слов Господа, сказавшего: «…без Меня не можете делать ничего». Что это значит? Что все возможности учеников исходят от Христа, а сами по себе они стоят весьма немного. Чем всё сие актуально для нас?
Человеку свойственно самомнение. Особенно если он обладает неким ярко выраженным талантом, позволяющим добиться в жизни успеха. И чем выше такой человек поднимается, тем больше в нём самолюбования. Я всего достиг сам, я талантливый, гениальный, я стою куда выше тех, кто не продвинулся так как я. Может быть ты и продвинулся, да только таланты-то у тебя откуда? От Бога. Если бы он их тебе не дал, кем бы ты был? Неквалифицированным рабочим - и не более того. Так что своими достижениями ты обязан не себе, а Богу. Об этом нельзя забывать, а то можно впасть в состояние завышенной самооценки. Причём, если так произойдёт, Господь, не желающей твоей гибели, может тебя вразумить, дав в высшей степени болезненный щелчок. Например, поставить в ситуацию, в которой ты не сможешь справиться с возникшей проблемой, не сможешь сделать вообще ничего, ощутишь свою полную беспомощность. Собственно говоря, именно так и произошло с учениками. Люди, только что взахлёб рассказывавшие Христу, какие удивительные события с ними произошли, какие удивительные дела они совершили, не смогли справиться с поставленной Христом задачей. « 37 Он сказал им в ответ: вы дайте им есть» - и на этом всё кончилось.
Надо понимать, что люди, последовавшие за Христом, не становятся лучше просто в силу последования. Даже среди 12-ти был Иуда. Так что не только безбожники мнят о себе слишком много. Порою и христиане поддаются этому искушению. Но Господь не хочет, чтобы Его верные так поступали, а потому вполне может поставить нас в положение, подобное тому, в каком оказались апостолы. Это будет неприятно. Это будет подобно внезапно обрушившемуся на голову холодному душу. В результате уныние, а может быть даже и депрессия. Но их не должно быть. Ведь мы – верные Господа, мы Его достояние, мы наследники Царства. Мы знаем, что Он любит нас, потому что, если бы не так, то не было бы Голгофы. Поэтому, если что-то в таком роде случилось, то прежде всего нужно задаться вопросом: что именно Бог хочет мне сказать? Может быть, я слишком о себе возомнил, забыв о Том, Кому всем обязан и потому стал пренебрегать Им? Так что нужно подумать, в чём ты согрешил перед Господом, покаяться, поблагодарить Его за вразумление и вернуться на путь истины и жизни, повторяя слова причти: «Мы – рабы ничего не стоящие, потому что сделали только то, что и должны были сделать».
«Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много». Так и есть. Великое множество людей в этом мире подобны овцам без пастыря – овцам, давно заблудившимся и не знающим, куда им идти. Апостолы и их преемники, в том числе и все мы, призваны к тому, чтобы указывать на Господа. Указывать, дабы люди смогли правильно понять ситуацию и обратились ко Христу, Который есть податель всех даров, благ, способностей и талантов. Мы призваны указывать на Господа, дабы наши ближние обрели правильное видение своего пути, своих возможностей, своего места в мире и, возложив всё упование на Христа, перешли от смерти в жизнь. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
23 Апреля 2023 - Misericordias Domini (Пастор Д. Лотов)
01 Мая 2022 - Miserecordias Domini (Пастор Е. Романенко)
18 Апреля 2021 - Miserecordias Domini (Пастор Е. Романенко)
26 Апреля 2020 - Miseriсordias Domini (Пастор Д. Лотов)
05 Мая 2019 - Misericordias Domini (Пастор Д. Лотов)
15 Апреля 2018 - Misericordias Domini (Пастор Д. Лотов)
30 Апреля 2017 - Misericordias Domini (Пастор Д. Лотов)
10 Апреля 2016 - Misericordias Domini (Пастор Д. Лотов)
04 Мая 2014 - Misericordias Domini – 2 воскресенье по Пасхе (Пастор Д. Лотов)
14 Апреля 2013 - Misericordias Domini (Пастор Д. Лотов)
22 Апреля 2012 - Мisericordias Domini – 2 воскресенье после Пасхи (Пастор Д. Лотов)