МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
02 Августа 2015 года

9 воскресенье после Дня Св.Троицы


Мф.13, 44-46
Ещё подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нём идёт и продаёт всё, что имеет, и покупает поле то. Ещё подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил её.

Бывает, что при мытье посуды вместе с грязной водой выплёскивают и серебряную ложку. Именно так случилось во время Реформации, когда люди, чрезмерно увлекшиеся идеей оправдания по вере, совершенно позабыли о том, что любое внутреннее состояние (а к таковым относится и вера), выражается во внешних действиях, в конкретных делах. Что ж, время радикальных перемен способствует крайностям, и время Реформации не стало исключением. Впрочем, пренебрежение делами было не самым плохим моментом. Намного хуже были воззрения, в соответствии с которыми самая вера стала рассматриваться, как не зависящее от человека состояние, даруемое Богом. Таким образом, человек превратился в совершенно аморфное существо, от которого не зависело ничего – даже его собственное внутреннее состояние. С одной стороны, это было чрезвычайно удобно, т.к. все свои проблемы и недостатки можно было возложить на Бога. Отчего я плохой христианин? – от того, что веры мало. А почему веры мало? – да потому, что Бог не дал больше. Строя свои концепции, Лютер порою недоговаривал. Он утверждал, что веру даёт Бог. Но он ничего не говорил о тех, у кого не было веры. А, между тем, если следовать его мысли до конца, то отсутствие веры также определялось Богом. Но в этом случае было непонятно, как Бог может наказывать за грехи того, кому Сам же и не дал веры. До логического конца в этом направлении дошёл Кальвин, развивший учение о так называемом двойном предопределении. Двойное предопределение означало, что люди ещё до рождения разделены на спасённых и проклятых, причём таковое спасение и проклятие не зависят от их земной жизни. Соответственно, единственное, что оставалось человеку, так это по некоторым внешним признакам убедиться, к какой из категорий он принадлежит. Убедиться и воспринять сие как данность, потому что изменить тут ничего нельзя. Отсюда следует интересный вывод, Кальвином не озвученный: если спасение или проклятие есть неизменяемая данность, то нет никакого смысла в любви и служении, в духовном росте и т.д. – ведь всё уже определено. Так что делай, что тебе хочется. Например, если ты предопределён к спасению и ничто в этом мире не в состоянии изменить данное положение вещей, то можешь выпить на брудершафт с самим дьяволом – ничего плохого не случится. Идеи такого рода протянулись и в наше время, став основой для совершенно пассивного, всё более обмирщающегося христианства. Однако, Св.Писание говорит нам о другом. Оно говорит нам о спасении, как о совместном действии Бога и человека: Бог предлагает, но человек должен принять и реализовать. Именно об этом возвещает нам услышанная сегодня притча Господа: «Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое нашед, человек утаил, и от радости о нём идёт и продаёт всё, что имеет и покупает поле то».

​В результате свободного и осознанного выбора человек из притчи совершает не просто действие – он совершает радикальное действие, ибо ради приобретения скрытого на поле сокровища продаёт всё. Это означает, что принятие Христа, вера, не есть дополнение повседневной жизни ещё одной сущностью идеологического свойства. Это фундаментальное изменение всего бытия, то самое, о чём сказал св.Павел: «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почёл тщетою». Жизнь не только Павла, но и других Апостолов может послужить примером того, что означают слова притчи. Они действительно оставили всё прежнее и стали жить совершенно иначе, хотя их прежняя жизнь было куда прибыльнее, удобнее и безопаснее. Как сказал однажды Иисусу Пётр, «вот, мы оставили всё и последовали за Тобою». В этом отношении сегодняшнее время ничем не отличается от апостольского. Сегодня, точно так же, как и тогда, принятие Христа влечёт за собою полное переосмысление бытия. А Царство Небесное так же, как и во времена Апостолов, остаётся сокровищем, ради обретения которого следует отказаться от всего, мешающего его обретению. А что именно мешает? Чтобы это понять, следует рассмотреть свою жизнь в свете 10 Заповедей и прежде всего первой: «Я есмь Господь Бог твой – да не будет у тебя других богов перед лицом Моим». Всегда ли это так? Всегда ли в нашей жизни именно Бог стоит на первом месте? Всегда ли наша жизнь определяется Его Словом? Не бывает ли моментов, когда кто-то или что-то стоит впереди Бога и служения Ему? Чтим ли мы день, предназначенный на поклонения Ему, или находим для этого дня более важные дела? Святим ли имя Господа своей жизнью, или таковая даёт безбожникам повод для глумления над верой? И.т.д. Состояние веры, т.е. пребывания в доверии Богу, выражается – вернее сказать, не может не выражаться во внешних проявлениях, т.е. в делах, в образе жизни. Если же жизнь именующего себя христианином ничем не отличается от жизни безбожника, то есть ли в ней Христос и доверие Ему? Как справедливо указал св.ап.Иаков, вера, исповедуемая только на словах, мертва – т.е. она бесполезна и к спасению не ведёт. ​Человек, нашедший сокровище, продал всё, чтобы купить драгоценную землю. Но продажа – это всегда действие, требующее времени. Попробуйте продать хоть что-нибудь и увидите, что это не происходит мгновенно. Тем более невозможно мгновенно продать всё. Соответственно, невозможно во мгновенье ока измениться – для этого также требуется время, потому что процесс изменений непрост. Ведь сражаться приходится с самым сильным противником – с самим собой. Простой пример: осуждение ближнего, злословие. Эта склонность настолько въелась, что избавиться от неё невероятно трудно. Но вот, вроде бы удалось управиться с её внешним выражением и не говорить гадости. Отлично. Но тут же замечаешь, что слова не произносятся, а порождающее их настроение осталось. Говоришь что-то нейтральное, а чувства при этом самые злобные. Налицо явная фальшь, лицемерие, но таковые есть мерзость перед Господом. Ты не осудил на словах, но осудил в мыслях, в чувствах – следовательно, согрешил. Сражение с самим собою очень тяжело, но его надо вести, потому что Бог не будет совершать его вместо тебя. Если ты хочешь купить поле с сокровищем, именно ты должен продавать всё, мешающее этому приобретению. И ты должен продать - иначе покупка не состоится! ​

Каждому из нас есть что продать. Причём не стоит медлить, потому что никто не знает, сколько именно у него времени. И поистине, будет очень прискорбно, если его не хватит на приобретение найденного на поле сокровища. ​

Бывает так, что начинаешь разбираться в скопившемся за долгие годы хламе и вытаскиваешь из него какие-то предметы, которые совершенно не нужны, но выкидывать жалко. Так вот, если уж мы начали продавать всё для приобретения поля с сокровищем, не надо ностальгически цепляться за какие-то моменты жизни без Христа. Человек из притчи продал всё. Соответственно, всё, препятствующее обретению Божьего Царства, должно быть устранено. Без отказа от меньшего не обретёшь большего. И пусть Господь позволит нашим душам созреть прежде, нежели наступит час жатвы. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

13 Августа 2017 - Вверенные дары или щедрый Домоправитель (Пастор  Г. Азиков)
24 Июля 2016 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
17 Августа 2014 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Июля 2013 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
05 Августа 2012 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Августа 2011 - 9-е Воскресенье после праздника Троицы (Пастор  Г. Азиков)
09 Августа 2009 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
20 Июля 2008 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)