МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
09 Августа 2020 года

9 воскресенье после Дня Св.Троицы


Лк.16, 1-9
1. Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;
2. и, призвав его, сказал ему: «что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять».
3. Тогда управитель сказал сам в себе: «что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;
4. знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом».
5. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: «сколько ты должен господину моему?»
6. Он сказал: «сто мер масла». И сказал ему: «возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят».
7. Потом другому сказал: «а ты сколько должен?» Он отвечал: «сто мер пшеницы». И сказал ему: «возьми твою расписку и напиши: восемьдесят».
8. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.
9. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

Каким был Христос во время Своего пребывания на земле, во время Своего служения? Был ли Он подобен монументу, величественному в своей неподвижности? Был ли Он личностью, о которой нельзя сказать «шёл», а только «шествовал»; не «говорил», а «изрекал», не «смотрел», а «взирал» и т.д.? Никоим образом. Писание говорит о Нём не только как об Истинном Боге, но и как об Истинном Человеке, подобном нам во всём, кроме греха. Соответственно, Он и вёл Себя, как живой человек, испытывавший голод и усталость, нуждавшийся в отдыхе и пище. Он мог скорбеть и гневаться, а мог радоваться и даже шутить. Об этом свидетельствует притча, услышанная сегодня в Евангелии от Луки. Думаю, что, рассказывая её ученикам, Господь улыбался, особенно в конце, когда сказал, что сыны века сего догадливее сынов света. Однако, если притча носит шутливый характер, это не значит, что она легкомысленна, несерьёзна. В истории о неверном управителе заложен глубокий смысл, который мы с Божией помощью и попытаемся извлечь.

Итак, перед нами предстаёт неверный управитель, чья недобросовестность, нечестность стали известными хозяину. Управителю грозят большие неприятности. Что же он делает? Распоряжается пока ещё находящимся в его ведении имуществом так, чтобы вызвать симпатию и расположение со стороны должников своего хозяина. Ведь чувство благодарности должно побудить их к ответным действиям. В результате он добился даже большего, ибо снискал расположение не только должников, но и самого хозяина, о чём сказано: «И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил…». Притча заканчивается шутливой фразой «…ибо сыны века сего догадливее сынов света в своём роде». Истинно так. В отличие от людей мира праведники, люди Божии, не умеют ловчить и изворачиваться. Они идут прямым путём даже тогда, когда это приносит сплошные убытки. Люди же мира умеют прекрасно устраиваться и извлекать выгоду даже из невыгодных ситуаций. Что ж, действительно весьма забавная история. Но заканчивается она очень серьёзным выводом: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». Что это может означать?

Для ответа прежде всего стоит задуматься о том, что такое неправедное богатство. Но тогда вполне уместно спросить: а может ли богатство быть праведным? Ответ отрицательный. История, как старая, так и новая, свидетельствует, что богатство (подчёркиваю: не состоятельность, а именно богатство) всегда так или иначе связано с ограблением ближних, со спекуляцией, с присвоением себе чужого труда или несправедливой оплатой такового. Однако, приобретение богатства есть только одна сторона проблемы. Есть ещё и другая – его использование. Даже если имущество нажито неправедным путём, это не означает, что его использование может быть столь же неправедным. В качестве примера можно вспомнить о феномене российского купечества, которое, с одной стороны, основательно наживалось на ближних, а с другой, понимая, что заработок не самый праведный, в значительной мере возвращало нажитое посредством благотворительности. Гимназические и университетские стипендии, строительство больниц и школ, пополнение музейных коллекций, участие во всевозможных благотворительных проектах – вот каким образом средства возвращались народу.

А теперь посмотрим на проблему шире. Является ли владение неправедным богатством исключительной привилегией каких-то отдельных личностей? Никоим образом. Все мы, здесь присутствующие, владеем неправедным богатством. Ведь каждый из нас имеет какие-то дары, какие-то таланты, которыми пользуется и извлекает из них прибыль. Но разве эти дары и таланты мы приобрели сами? Разве получили их благодаря каким-то заслугам? Никак. Они даны нам Богом, так что мы эксплуатируем не своё, а Господне достояние. И опять встаёт всё тот же вопрос: каким образом используется это богатство? Работаем мы только на себя и для себя, или посредством даров, которыми обладаем, воздаём Богу по мере сил – в том числе и прежде всего через служение ближним?

«Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». В ныне существующем мире человек занимает особое место. Согласно Божьему замыслу он является царём, т.е. управителем творения, данного ему во владение. Для чего Бог даёт нам Свои дары? Для того, чтобы мы имели возможность управлять миром и вести его по стезе Господней, всячески расширяли Божье присутствие и в себе, и в мире. Можем ли мы сказать о себе, что были верными управителями? Не уверен. Притча является предупреждением для всех нас, ибо, подобно тому, как неверный управитель был призван своим хозяином для того, чтобы держать ответ перед ним, так и мы будем отозваны от мира сего, чтобы держать ответ перед Всевышним. Что скажем Ему, что сможем показать? «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». Вечные обители ожидают нас. Но вот войдём ли мы в них? Неверный управитель позаботился о том, чтобы приготовить себе обитель. А мы об этом позаботились? Чем воздали Господу за Его благодеяния, как употребили Его дары, как послужили ближним? Говоря о грядущем Божием суде, об ответе, который дадут на слова Бога праведник и грешники, Иисус возвещает: «…праведники скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и прияли? Или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным или в темнице, и пришли к Тебе?». И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы это сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» - и пойдут они в жизнь вечную». Неверный управитель существенно облегчил жизнь должников своего господина и тем заслужил как их расположение, так и хозяйскую благосклонность. Нам следует поступать так же, т.е. использовать наше неправедное богатство для облегчения бремени ближних, памятуя о том, что вера без дел мертва. Господь же да поможет нам наилучшим образом распорядиться нашим неправедным богатством – Его дарами, с их помощью противостоять греху и возрастать в Духе Святом, дабы тем самым приуготовлять вечные обители, и в свой час войти в них, ибо так говорит нам Слово Божие: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 09.08.2020




Другие проповеди по этому же поводу:

14 Августа 2022 - 9 воскресенье после Дня Святой Троицы (Пастор  Д. Лотов)
01 Августа 2021 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Августа 2019 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Июля 2018 - 9 вс после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Августа 2017 - Вверенные дары или щедрый Домоправитель (Пастор  Г. Азиков)
24 Июля 2016 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Августа 2015 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
17 Августа 2014 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Июля 2013 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
05 Августа 2012 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Августа 2011 - 9-е Воскресенье после праздника Троицы (Пастор  Г. Азиков)
09 Августа 2009 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
20 Июля 2008 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)