МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
21 Июля 2024 года
9 Воскресенье после дня св. Троицы
Ефесянам 5:8-17
8. Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9. потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10. Испытывайте, что благоугодно Богу,
11. и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12. Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить.
13. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15. Итак, смотри́те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16. дорожа временем, потому что дни лукавы.
17. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия.
В сегодняшнее воскресенье церковного года нам следует поразмышлять о том, какую роль должны играть разум, мудрость и рассудительность в жизни христианина.
Действительно, разум, рассудок играет в жизни любого человека огромную роль. Мы - люди, - разумные существа. Господь сотворил нас разумными. Мы наделены от Бога способностью различать, оценивать, называть и соотносить те или иные явления этого мира. Мы можем выявлять между этими явлениями причинно- следственные связи так, что мы знаем, что за одними явлениями следуют другие. На этом основании мы можем - и это очень важно - используя данный нам Богом разум продумывать наши действия на несколько шагов вперёд, т.к. понимаем, что за определенные действия повлекут за собой определенные последствия.
Простой пример: заповедь не есть от Древа познания добра и зла в Эдемском саду не могла бы быть дана человеку, если бы человек не мог, используя собственный разум, понять и осознать, какое из деревьев является тем самым древом познания, или не знал, что означает "есть" (см.: Бытие 2:16-17).
Конечно, наш разум имеет и пределы своих возможностей. Так, всякий раз, когда мы пытаемся нашим разумом проникнуть в Вечные Божественные тайны - например в Тайну Святой Троицы или в тайну Божественного предопределения, мы терпим неудачу, потому что в этом случае наш разум будет оперировать с тем, что мы просто не в состоянии постичь.
И да, наш разум, как и прочие аспекты нашей человеческой природы был поражён заразой первородного греха. Так, увы, наш разум способен давать осечки. И человек, увы, может использовать свой разум и для творения зла или для оправдания зла.
Однако, использовать наш разум, использовать наш рассудок, нам, как христианам и как людям, необходимо. В нашем лютеранском богословии есть понятие о том, что называется служебным (ministerial) использованием разума, т.е. использованием разума для того, чтобы оценивать те или иные события, явления или доктрины этого мира в свете Священного Писания.
И в целом Священное Писание оценивает человеческий разум, рассудочную способность человека, а проще говоря, мудрость, весьма высоко.
Например, Книга Притчей, отрывок из которой мы с Вами услышали сегодня во время чтения из Ветхого Завета - как раз учит молодых людей проявлять "знание и рассудительность" (Притчи 1:4), показывая им, как безумный путь греха, насилия и разврата способен увести человека в погибель (Притчи 1:10-15). Или, например, всё та же Книга Притчей призывает молодых людей проявлять благоразумие, мудрость и осмотрительность чтобы не стать добычей блудливой женщины (Притчи 7:6-27).
А, например, во 2-м послании Петра люди, живущие во грехе, названы "неразумными животными" (2 Петра 2:12, см.: перевод РБО, 2017 г.), поскольку они влекомы порывами собственных инстинктов и, очевидно, не думают о том, какие последствия могут иметь их греховные деяния.
Словом, вопреки распространённому стереотипу, для христианина в этом мире использовать разум не просто не является грехом, но использование разума есть насущная необходимость. Потому что именно разум помогает нам соблюдать необходимую осторожность в этом мире, в котором так много греха и зла.
Именно об этом говорит нам Св. Ап. в Послании к Ефесфнам: "Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света (...). Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы (...) Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия" (Ефесянам 5:8, 10-11, 15-17).
В этом отрывке Апостол начинает с вещей для христиан вполне самоочевидных: поскольку христиане - "свет в Господе", им следует быть именно светом этому миру (Матфея 5:14). А это значит, что христиане должны всеми силами избегать греховных соблазнов этого мира и не участвовать в тех делах, которые творят язычники, в тех самых "бесплодных делах тьмы". Однако, вот, что важно: для того чтобы избегать всех этих бесплодных дел, и всех этих соблазнов, христианам следует именно задействовать свой разум: проявлять мудрость и рассудительность.
Апостол говорит: "Испытывайте, что благоугодно Богу" (Ефесянам 5:10). То греческое слово, которое в Синодальном тексте переведено как "испытывать", можно перевести и так: "дознаться", "понять", "установить", "различить".
То есть фактически Апостол говорит: чтобы понять, угодно ли то или иное наше дело Богу, нам следует на основании Божьих заповедей поразмыслить о том, к чему это дело может привести. Является ли оно делом "чада света" или тем самым "бесплодным делом тьмы". А для того, чтобы понять это, нужно задействовать наш разум, нужно размышлять. То есть фактически Апостол говорит о необходимости того, что мы сейчас называем критическим мышлением.
Бог сообщил нам Свою Святую Волю в Его Слове, Священном Писании. Однако, для того, чтобы понять, будут ли те или иные дела, которые мы творим в этом мире - соответствовать Воле Бога, данной нам в Священном Писании, нам нужно использовать именно наш разум, использовать наш рассудок, нам нужно быть мудрыми и осмотрительными.
Апостол учит нас: "не участвуйте в бесплодных делах тьмы". Один из примеров такого "дела тьмы" - прелюбодеяние, т.е. внебрачная связь мужчины и женщины. И если вернуться к примеру из книги Притчей, который я привёл в начале - эта книга как раз и учит юношей быть разумными и осмотрительными, чтобы не попасться в силки жены-блудницы, чтобы даже не приближаться к тому, что может привести к этому греху: "Да не уклоняется сердце твоё на пути её, не блуждай по стезям её, потому что многих повергла она ранеными и много сильных убиты ею: дом её — пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти" (Притчи 7:25-27).
Этот пример из Притчей как раз показывает нам, как благочестивому человеку можно и нужно использовать свой разум чтобы быть осмотрительным и держаться от стези греха как можно дальше. То же самое справедливо и для любых других грехов, будь то гнев, будь то ложь, будь то воровство или даже убийство. Чтобы понимать, как не встать на путь всех этих грехов, нужно использовать именно разум.
Я, например, был знаком с человеком, который знал, что у него - научным языком выражаясь - слабая толерантность к алкоголю. Проще говоря, этот человек очень легко пьянел. А потому он не употреблял алкоголь вообще никогда. Он рассуждал так: "Если я выпью одну рюмку, мне сразу же захочется вторую. Если я выпью вторую - я сразу же захочу допить всю бутылку. А если я выпью целую бутылку - никто не знает, какие непотребства я совершу и где я проснусь на следующее утро. Поэтому я запретил себе даже первую рюмку". Вот, дорогие братья и сёстры, воистину хороший пример той самой осмотрительности. Этот человек знал, что может затянуть его в пучину греха, поэтому использовал данный ему Богом разум, чтобы держаться от греха как можно дальше!
Однако, вернёмся к тому, что говорит нам Апостол. Потому что далее Апостол раскрывает главную причину, по которой нам нужно во Славу Божию использовать способности нашего разума: "Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы" (Ефесянам 5:15-16).
Итак, нам нужно "дорожить временем, потому что дни лукавы". То, что нам нужно дорожить нашим временем - тоже вполне самоочевидная для христиан вещь. Как я уже неоднократно говорил, то, во что мы вкладываем наши время и силы, определяет и то, как мы живём и к чему мы стремимся.
А вот фразу "дни лукавы" можно перевести так: сейчас "дурной век", т.е. мы живём в злое время, время торжества греха и зла. А поскольку сейчас именно такое время - время торжества греха и зла - нам следует быть особенно осторожными. Это значит, что нам нужно, используя данную нам Богом разумную способность не только для того, чтобы не становиться на путь греха, но также и для того, чтобы оценивать события и явления этого мира на основании Божьей Воли.
Приведу Вам такой пример: Реформация началась как раз с того, что люди на основании Божьего Слова стали стремится понять ("дознаться", "установить", Ефесянам 5:10), в чём именно заключается Воля Божия. И в свете этой Божьей Воли они начали критически оценивать то, что происходило на тот момент в христианском мире.
Торговля индульгенциями, чистилище, молитвы святым, пожизненное безбрачие священников и монахов... Многие благочестивые христиане - не только Лютер - стали смотреть на это и, используя данный им Богом разум, задаваться вопросом: а есть ли у нас основания полагать, что всё это соответствует Божьей Воле? И таким образом началось огромное духовное движение, целью которого было очистить Христову Церковь от злоупотреблений.
Или вот, другой пример, более релевантный нашим дням: наверняка вы слышали о такой существующей в нашей стране традиции, как "Крещенские купания". Заключается она в том, что каждый год на праздник Крещения Господня (по Юлианскому календарю, т.е. 19- го января) люди идут к ближайшим водоёмам и окунаются в проруби, т.е. фактически - купаются в ледяной воде. Любой врач вам скажет, что купание зимой в ледяной воде у неподготовленного человека, не занимавшегося специально закаливанием, может привести к тяжелой простуде, а то и вообще к воспалению лёгких.
Однако, люди - преимущественно православного исповедания - каждый год упорно продолжают нырять в проруби. Почему? Потому, что в народе существует поверие, что такое купание на Крещение "смывает" с человека все грехи.
Традиция эта, как я уже сказал, существует в основном среди православных верующих. И существует она даже несмотря на то, что официальные лица и богословы Русской православной церкви не перестают твердить, что никакие купания в ледяной воде не могут даровать человеку прощение грехов. Прощение грехов для христианина достигается только через покаяния и исповедь - об этом говорит и Божье Слово (1 Иоанна 1:9) и устоявшиеся церковные обычаи.
Однако, всё равно каждый год толпы наших сограждан упорно ходят купаться в прорубях. Почему? Думаю, в том числе и потому, что люди не хотят по назначению использовать данные им Богом способности разума. Люди не пытаются "понять, что благоугодно Богу". Они принимают те или иные традиции, не рассуждая. Они не стремятся изучать ни Его Святое Слово, ни вероучение той церкви, к которой они принадлежат. Они не стремятся познать Божью Волю и воплотить её в своей жизни.
А Св. Апостол - напоминаю - призывает нас "не участвовать в бесплодных делах тьмы". И вот, что касается крещенских купаний - не знаю, являются ли такого рода купания "делами тьмы", но бесплодными они являются совершенно точно, поскольку не приносят человеку ничего, кроме риска получить воспаление лёгких.
Итак, если вернуться к тому, о чём говорит нам Апостол: именно в греховных и бесплодных делах нам и не следует участвовать. А чтобы не участвовать в такого рода делах, нам следует именно проявлять мудрость и познавать, что есть Божья Воля, т.е. использовать данную нам Богом разумную способность, чтобы определить, соответствует то или иное наше деяние Воле Бога.
И вот здесь, дорогие братья и сёстры, есть смысл поговорить о том, что эти слова Апостола означают для нас с Вами.
Эти слова Апостола свидетельствуют о том, что для нас, христиан, как я уже сказал ранее, использование разума не является грехом. Напротив, оно является для нас насущной необходимостью. А лучше даже сказать так: нашей обязанностью. Почему?
Причина первая: если мы не будем использовать наш разум в этом поражённом грехом мире, мы находимся, так сказать, в зоне риска. Мы рискуем сбиться с Божьего Пути.
Не продумывая наши действия на несколько шагов вперёд, не оценивая наши деяния в свете Слова Божьего, мы рискуем быть затянутыми в пучину греха и нечестия. Господь в Своём Святом Слове даровал нам простые правила и простые принципы, чтобы мы хоть как-то смогли построить свои жизни в этом грешном мире. И Господь также указал нам, какие пути являются путями греха, а следовательно, ведут человека к погибели - как временной так и вечной. Путь юноши к блуднице, о котором говорится в Книге Притчей - хороший пример такого гибельного пути.
Апостол говорит: "Поступайте, как чада света". Так вот, чтобы определять в этой жизни, какие пути являются путями света, а какие - путями тьмы, нам нужно с молитвой и терпением изучать Слово Божие. Изучать для того чтобы - как выражается всё тот же Апостол - "понять" и "установить", что есть Воля Божия.
Проще говоря, нам нужно строить нашу жизнь на основании Божьего Слова. Но для того, чтобы строить - нам необходимо применять именно разум, нашу рассудочную способность. Это и есть то самое служебное использование разума, о котором я говорил в начале. Чтобы установить, что есть Божья Воля, нам нужно изучать Его Слово. А чтобы на основании Божьего Слова установить, какие из наших жизненных путей могу привести нас в грех или погибель, нам нужно именно применять наш разум.
И вторая причина: если мы не применяем наш разум, мы рискуем глупо и бесплодно потратить драгоценное время нашей жизни. Например, мы рискуем - подобно людям, окунающимся в крещенские проруби - тратить наши время силы и ресурсы на то, что не принесёт нам никаких плодов в Вечности, а может даже и подвергает наши жизни и здоровье ненужному риску. Как говорит Св. Апостол всё в том же Послании к Ефесянам: "Мы больше не должны быть малыми детьми, которых любое учение уносит за собой, словно волна или порыв ветра, делая добычей ловких проходимцев, искушенных в науке обмана" (Ефесянам 4:14, перевод РБО, 2017).
В нашем мире много лжи, много ложных учений, придуманных людьми, но к учению Христа не имеющих никакого отношения. И вот, чтобы не перепутать подлинное учение Христа с дешёвыми подделками под христианство, нам нужно проявлять именно рассудительность. Нам нужно, являть рассудительность, подобно братьям в общие в Вереях, о которых говорит Книга Деяний: "...Они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так" (Деяния 17:11).
Сейчас, как говорит Апостол, "дурной век". Греховных соблазнов, ошибочных и бесплодных путей, а также путей, ведущих к смерти, в нашем мире, увы достаточно. Поэтому нам следует, используя данную нам Богом рассудочную способность, различать и понимать, какие из этих путей суть пути света, а какие - пути тьмы, ведущие в погибель. "Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия". Аминь
Другие проповеди по этому же поводу:
14 Августа 2022 - 9 воскресенье после Дня Святой Троицы (Пастор Д. Лотов)
01 Августа 2021 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
09 Августа 2020 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
18 Августа 2019 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
29 Июля 2018 - 9 вс после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
13 Августа 2017 - Вверенные дары или щедрый Домоправитель (Пастор Г. Азиков)
24 Июля 2016 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
02 Августа 2015 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
17 Августа 2014 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
28 Июля 2013 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
05 Августа 2012 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
21 Августа 2011 - 9-е Воскресенье после праздника Троицы (Пастор Г. Азиков)
09 Августа 2009 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
20 Июля 2008 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)