МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
01 Августа 2021 года

9 воскресенье после Дня Св.Троицы


Кол.4, 2-6
2 Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.
3 Молитесь также и о нас, что-бы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах,
4 дабы я открыл её, как должно мне возвещать.
5 Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.
6 Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.

В сегодняшнем чтении из Послания к Колоссянам св.Павла мы слышали призыв апостола быть постоянными в молитве. Что ж, ничего удивительного тут нет. Молитва – это средство связи с Богом, важная составляющая наших с Ним отношений. Но что значит «постоянство»? Молиться каждый день? Или вот есть у меня один знакомый католический священник, который действительно молится практически весь день. Имеет ли в виду Павел нечто подобное? А если да, то зачем? Разве не сказано в Писании: шесть дней работай, а седьмой день Господу, Богу твоему? Неужели воскресного дня недостаточно? Неужели Богу настолько интересно нас слушать? И не только слушать, но ещё и реагировать на наши прошения, которые, кстати, зачастую бывают донельзя странные и имеющие весьма малое отношение к духовной жизни? Ничего не могу сказать относительно настроений Господа – это было бы не просто самонадеянность, но обман. Поэтому посмотрим на проблему с чисто человеческой точки зрения.

Когда Павел говорит: «2 Будьте постоянны в молитве», то этим призывом констатирует важный факт: человеку нужна постоянная связь с Богом. Именно поэтому требуется постоянство в молитве, как в средстве общения с Ним. Исполняемость или неисполняемость прошений тут вообще не при чём. Тем бо-лее, что Павел, призывая к постоянству в молитве, прибавляет: «…бодрствуя в ней с благодарением». Обратите внимание, здесь говорится о благодарении, а о прошениях нет ни слова. Что из этого следует? Что постоянная связь с Богом нужна нам не для того, чтобы о чём-то просить, а для того, чтобы эту самую связь не утратить. Позволю себе такую аналогию. Представьте себе некую пневматическую систему. Самое главное условие для её функционирования – герметичность. Между тем воздух, находящийся под давлением, ищет слабое место и, если найдёт таковое, то вырвется наружу, после чего система или вообще перестанет работать, или будет работать вполсилы. Или вот, ещё лучше. В прежние времена плотины делали не из монолитного бетона, а из камней, связанных глиной. И нужно было следить, чтобы нигде не просачивалось ни малейшей струйки. Потому как, найдя пусть небольшое отверстие, вода начинала давить на него, постепенно расширяя; в результате течь делалась всё сильнее и, в конце концов, сооружение могло быть прорвано и разрушено. Вот так же и с душой человеческой. Отношения с Богом очень похожи на указанную плотину. Они ограждают нас от смерти, они открывают нам спасение для вечности, участие в которой не может быть ни заработано, ни куплено, а может быть обретено только через милость Бога. Но существует дьявол, существует мир, существует наша собственная порочность. И это трио постоянно, не удаляясь ни в отпуск, ни на выходные, ищет наше слабое место. Найдя же, устремляется туда на прорыв. А теперь представьте, что в ограждающей нашу вечность плотине отношений с Господом появилась течь, которая под постоянным напором дьявола, мира и порочности постепенно расширяется. В результате указанная вечность оказывается под угрозой, потому что Бог отодвигается всё дальше; всё меньше ощущается потребность в Нём, зато идёт всё большее обмирщение, христианства в нас остаётся всё меньше, утрачивается свидетельствующая сила, а это уже провал поручения возложенного на нас Господом, т.е. противоречие Его воле. И чем дальше, тем больше – до полного игнорирования, а то и до вражды. Между тем, Апостол говорит: «5 Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. 6 Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому». Свидетельство о Христе – это необязательно проповедь в костёле или как в костёле. Я бы даже сказал, что это в первую очередь не такая проповедь, к которой, кстати, далеко не все способны. Свидетельство о Христе совершается в повседневности посредством той благодатности, которой должны быть исполнены повседневные как дела, так и речи. А благодатность не имеет ничего общего с омерзительной слащавостью или ещё более омерзительным ханжеством. Собеседник христианина должен чувствовать, что перед ним не просто человек, а человек, пребывающий в единстве с Богом, в установленной Богом системе ценностей; человек, через которого в мир исходит свет Божественной любви. Он должен чувствовать этот свет так, чтобы у него самого возникло желание обратиться к его источнику, ибо в нём хорошо. Почему обмирщение так опасно? Потому как невозможно сначала говорить и творить непотребство, а потом начинать рассуждения о Божественных сущностях. Это будет больше похоже на спектакль, в котором человек играет роль христианина, но на самом деле таковым не является. Но то, что сие есть именно игра, становится ясным достаточно быстро. И что тогда? Неприятие, отторжение. Люди ищут истину и, если видят, что истины нет, а только вид таковой, актёрская игра, то задаются вполне логичным вопросом: а что мне тут делать? Вот почему так важно постоянство в молитве. Для того, чтобы идти путём Господа, для того, чтобы быть вместе с Ним, своих сил катастрофически не хватает. Именно поэтому нужно постоянно обращаться к Нему для того, чтобы посредством сего обращения припасть к источнику силы, дающей возможность совершить то, что должно. Но что всё-таки означает «постоянно»? Во времена земного служения Христа иудеи молились три раза в день. Эту практику впоследствии переняла Церковь. Что ж, весьма полезно утром, днём и вечером вспомнить о Боге. Не вываливать на Него очередные прошения, а просто вспомнить, поблагодарить за явленные Им милости и, таким образом, обновить существующую между Ним и нами связь.

Есть ещё один момент. Думать надо не только о себе, но и о других. Павел пишет: «3 Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, 4 дабы я открыл её, как должно мне возвещать». И вот ведь удивительно: Павел не кто-нибудь, а призванный Самим Христом Апостол, вполне заслуженно воспринимаемый нами, как титан веры. Но сам себя он таковым не считал, и потому просил молиться о нём. А если просил, то, стало быть, испытывал реальную потребность в поддержке братьев – в отличие от многих современных церковных деятелей Павел не играл роль христианина, он таковым действительно был. Ну а если уж Павлу была необходима молитва о нём, то каждому из нас она тем более необходима. И это опять-таки причина для постоянства в молитве. Потому что, если этого по-стоянства не будет, то как поддержим ближних? И как ближние смогут поддержать нас?

Пища насыщает тело, молитва насыщает душу. Не надо оставлять её на голодном пайке. Истощение, анарексия могут быть не только физические, но и духовные. Последствия и в том, и в другом случае плачевные – как для жизни в этом мире, так и в вечности. А оно надо? Нам наверное нет, потому что в про-тивном случае зачем бы мы собирались для участия в св.мессе? Мы обратились ко Христу, мы стали участниками Божьего народа не для того, чтобы умирать, а для того, чтобы жить. Поэтому сделаем то, о чём написал св.Павел: «2 Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 01.08.2021




Другие проповеди по этому же поводу:

14 Августа 2022 - 9 воскресенье после Дня Святой Троицы (Пастор  Д. Лотов)
09 Августа 2020 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Августа 2019 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Июля 2018 - 9 вс после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Августа 2017 - Вверенные дары или щедрый Домоправитель (Пастор  Г. Азиков)
24 Июля 2016 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Августа 2015 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
17 Августа 2014 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Июля 2013 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
05 Августа 2012 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Августа 2011 - 9-е Воскресенье после праздника Троицы (Пастор  Г. Азиков)
09 Августа 2009 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
20 Июля 2008 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)