МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
29 Июля 2018 года

9 вс после Дня Св.Троицы


Мф. 7:13-14
Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

У Альфонса Доде есть хорошая история про провинциального французского священника, который однажды в видении совершил путешествие в рай чистилище и ад в поисках людей из своего прихода. И вот, он увидел, что в рай вела узкая тропа и в ворота пропускали только после сверки с книгой жизни. Путь в чистилище вёл также по узкой тропе, и там тоже была своя книга. А вот в ад вела широкая дорога, по которой валила густая толпа; ворота были широко открыты и никаких списков там не велось. Эта история является хорошей иллюстрацией услышанных сегодня слов Спасителя: «…широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Но вот вопрос: а что же это за широкий путь? Исходя из того, что Христос есть Путь и Истина и Жизнь, становится очевидным, что путь, ведущий в погибель, есть путь без Христа. Надо сказать, что таковым действительно идут многие. Прежде всего, в этом мире множество адептов ложных религий, которые хотя и говорят о Боге, но исповедуют ложные истины, противоречащие Евангелию. Следовательно, они идут к погибели. Далее. Есть великое множество людей, верящих в партию, права человека, космические энергии, летающие блюдца, домовых и вообще во что и в кого угодно кроме Истинного Триединого Бога. Эти последние также обходятся без Христа. Они охотно принимают правила мира и живут по ним, задумываясь о последствиях такой жизни только в какие-то совершенно критические моменты бытия. Один из ветеранов Великой Отечественной войны рассказывал, что в его части был политрук – как положено, коммунист и ярый безбожник. Однажды, когда часть находилась на передовой, немцы начали массированный обстрел, к которому присоединилась авиация. И тут автор воспоминаний увидел, что этот самый политрук упал на колени и стал молиться. Да, бывают моменты прозрения, когда вдруг понимаешь, что сколь бы великим ты сам себя ни считал, на самом деле ты ничто. Как сказано об этом в одном из псалмов, «человек подобен дуновению». Но у многих этот момент прозрения так и не наступает, и они идут своим широким путём до конца, т.е. до погибели. Что ж, в этом есть своя логика. В чём стоял, в том и остался. Вполне понятная позиция. Намного менее понятна позиция третьей группы идущих широким путём. Это те, кто вроде бы выбрал Христа, но на самом деле не следует за Ним. Мы уже неоднократно говорили, что крещение само по себе не спасает и внешняя принадлежность к Церкви опять-таки не является спасающей силой. Между тем в Церкви есть немало тех, кто крещён и в силу этого считает себя христианином, хотя его связь со Христом этим крещением и ограничивается. Есть и другие. Эти не только крещены, но и посещают богослужения. Более того. Они даже причащаются. Казалось бы, чего ещё желать? Вроде бы эти люди идут путём Христа. Нет, не идут, потому что для них христианство ограничивается внешней обрядовой стороной – и не более того. И если обрядовая сторона исполнена, то всё в порядке. Один раз беседовал с неким человеком на эту тему, он мне говорит: я православный, 8 молитв знаю. Т.е. у него всё в порядке. Между тем незадолго до того он же рассказывал о своих незаконных детях. Ещё в имперские времена один православный миссионер подвизался среди народов российского севера, причём весьма успешно. Но в какой-то момент вдруг прекратил свою деятельность. Его спросили, по какой причине? И он рассказал, что обращённые им люди, очень искренне принявшие Христа, приехали в город на праздник и увидели, как ведут себя жители этого города. Т.е. они увидели, что после окончания богослужения начался совершенно кошмарный пьяный разгул с мордобоем и поножовщиной. Они спросили своего наставника: а что – это такие же христиане как и мы? А если да, то почему они ведут себя так? И он не знал, что им ответить и как объяснить, что люди, только что причащавшиеся Тела и Крови Христовых, могут вести себя подобным образом. «…широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Но тогда вопрос, что же представляет собою узкий путь, которым должен входить верный Господень? Означает ли он некую аскезу, при которой человек умерщвляет свою плоть бдениями и постами, изгоняет из своей жизни всяческую радость, отгораживается от окружающей среды непробиваемой стеной и не знает ничего, кроме молитв? Нет. Никоим образом. Узкий путь – это пребывание во Христе, это подражание Христу. А как вёл Себя Христос? Он не отгораживался от людей и их нужд, и отнюдь не был чужд их радостей – достаточно вспомнить, как Он принял участие в брачном пире в Кане Галилейской. Но при этом Он всегда следовал воле Отца. Вот это и есть узкий путь – делать то, что угодно Богу и не делать то, что Ему неугодно, т.е. проще говоря, узкий путь – это исполнение Божией воли. И в первую очередь двух заповедей: о любви к Богу и о любви к ближнему. Потому что когда есть любовь, то тебе уже не захочется делать того, что может тем или иным образом быть неприятным тому, кого любишь. Но позвольте. Ведь каждый из нас весьма часто согрешает, а любой грех есть нарушение Божией воли. Да, это так, но ведь и в обычной жизни так бывает. Вследствие наших несовершенств мы порою ведём себя не лучшим образом и причиняем обиду тем, кого любим. Однако, сие преодолимо через осознание недолжного и покаяние. Самое главное здесь – не коснеть в этом недолжном, а как можно быстрее отходить от такового и, имея в виду полученный урок, по возможности не наступать на те же грабли. Вот этот путь любви и доверия Христу и есть тот самый узкий путь, о котором говорит Господь. Но почему он всё-таки узкий? Неужели здесь требуются какие-то сверхчеловеческие усилия? Никоим образом. Господь никогда не возлагает на нас больше, чем мы можем поднять. Проблема в другом. Проблема в том, что любить самого себя намного проще, чем любить кого-то другого. А когда человек любит себя, то делает в первую очередь то, что нравится лично ему, всячески ублажая свои потребы. При таком раскладе даже деяния, вроде бы направленные на пользу ближних, на самом деле совершаются во имя собственного самолюбия, ради своей пользы и выгоды. Вот, некий церковный деятель, которого не хочу здесь называть, устраивает сбор для пострадавших христиан в Сирии и даже добавляет к собранному свои средства. Отлично. Но потом в соцсетях появляется восторженный репортаж об этом, да ещё с крупноплановым портретом упомянутого деятеля. Вот так – вроде бы и ближним помог, и о себе не забыл. Этот путь очень понятен, приятен и прост – потому он действительно широкий, и многие идут им. Но, как было сказано в одном фильме, зачем нужна дорога, если она не ведёт к храму? Если применить эту мысль к нашей сегодняшней теме, то её можно сформулировать так: зачем нужен путь, если он ведёт в погибель? К тому же заповеданный Христом узкий путь намного лучше. Не только потому, что ведёт в Божье Царство, но и потому, что отдавать и служить куда приятнее, чем брать. Господь говорит: «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и не-многие находят их». Да поможет Он нам найти тесные врата и не только войти в них самим, но и помочь найти их как можно большему числу наших ближних. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 29.07.2018




Другие проповеди по этому же поводу:

13 Августа 2017 - Вверенные дары или щедрый Домоправитель (Пастор  Г. Азиков)
24 Июля 2016 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Августа 2015 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
17 Августа 2014 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Июля 2013 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
05 Августа 2012 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Августа 2011 - 9-е Воскресенье после праздника Троицы (Пастор  Г. Азиков)
09 Августа 2009 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
20 Июля 2008 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)